15 мин.

Чемпиона «Ф-1» и других лучших в автоспорте награждали в Руанде! Почему там и как это было?

Трудно представить более экзотичное место для завершения автоспортивного года: генеральная ассамблея Международной автомобильной Федерации (ФИА) и церемония награждения лучших гонщиков в 2024 году прошли в Руанде, одной из наименее развитых стран мира (по оценке ООН), которая печально прославилась три десятилетия назад геноцидом против тутси.

В столицу Кигали прибыли более 800 делегатов ФИА во главе с президентом Мохаммедом бен Сулайемом, и на второй день торжеств их приветствовал глава государства Поль Кагаме.

«Все это не только ради Руанды. Ваше присутствие, ваши действия выходят за пределы континента. Все это ради Африки», – сказал он.

Основная часть трехдневного марафона завершилась традиционным пышным гала-концертом. На него действительно собрали топовых мировых гонщиков и представителей команд – всех посадили в зал, напоминающий интерьером парижский театр Шатле, в котором вручают футбольный «Золотой мяч». Дресс-код, конечно же, деловой: для мужчин − смокинги, для женщин − вечерние платья. Красная дорожка стала синей, в цветах ФИА. Все в точности как в Европе.

Как прошла церемония?

Представительство среди пилотов «Ф-1» было не самым многочисленным: от «Феррари» приехал Шарль Леклер, от «Макларена» – Ландо Норрис и Оскар Пиастри, а «Ред Булл» представлял Макс Ферстаппен (вместе с Келли Пике). В Кигали также засветились Кристиан Хорнер и Джери Холлиуэлл, и, конечно же, руководство «папайя-тим» Андреа Стелла и Зак Браун.

Трехчасовой гала-концерт наполнили местным колоритом: звучали руандские мотивы, а на сцене появились девушки, исполнившие танцы коренных народов. Были и мужчины с барабанами, а также песни. Словом, организаторы сделали все, чтобы присутствующие поняли, в какой стране находятся. Эта часть растянулась на минут двадцать, а затем перешли непосредственно к тому, ради чего собрались.

Награждались буквально все: от картинга и представителей ралли до верхушки всей пирамиды в лице «Ф-1». Между номинациями и вручениями на сцене на большом экране показывали видео с теми, кто не приехал на торжество. Никаких отличий от традиционных награждений в более привычных локациях.

Один из самых неловких моментов – получение приза «Тойотой» за победу в командном зачете чемпионата мира по ралли. На сцене должны были появляться обладатели всех трех мест, и логично было бы увидеть машину победителя. Однако на сцену выехал только внедорожник занявших третье место.

Экс-пилот «Ф-1» Паскаль Верляйн выиграл сезон-2023/24 в «Формуле Е», но в Руанду не прилетел из-за последствий серьезной аварии, в которую угодил на первом этапе нового сезона. Ограничились видеообращением триумфатора.

Второй раз боевое авто появилось на сцене, когда вручали награду Юхану Кристофферсону – чемпиону мира по ралли-кроссу. 36-летний швед, который очень часто во время гонок взаимодействует с грязью, вылез из боевого «Фольксвагена» Polo KMS 601 RX в смокинге.

Номинация «самый странный момент» вечера уходит тому, как Макс Ферстаппен вручал награду лучшему новичку по версии ФИА. Действующий чемпион «Ф-1» отдавал приз в руки Габриэля Бортолето, который следующий сезон начнет за рулем «Заубера», сказав ему только одно слово. Скорее всего, «поздравляю» или «увидимся». Довольно странно, ведь обычно в таких случаях произносят хотя бы набор банальностей.

«Тойота» Gazoo Racing набрала призов в тот вечер и третий авто на сцене принадлежал им. Это был гиперкар GR010 Hybrid из WEC, а награду за командный зачет получал Камуи Кобаяси, который сейчас возглавляет японскую команду.

Когда хронометраж перевалил за два с половиной часа, наконец добрались до формульных наград. Первыми их получили чемпионы «Ф-3» и «Ф-2» Леонардо Форнароли и Габриэл Бортолето соответственно.

Ну а «Ф-1» оставили на десерт. Гонщику «Ред Булл» Серхио Пересу фанаты присудили приз в номинации «Момент года» за двойной обгон Фернандо Алонсо («Астон Мартин») и Карлоса Сайнса («Феррари») в спринте на Гран-при Китая.

Шарль Леклер – третий призер в сезоне-2024.

Вторым вышел Ландо Норрис и на сцену даже выкатили его болид – «Макларен» MCL38. При этом организаторы сэкономили время и заодно вызвали на сцену Оскара Пиастри, Андреа Стеллу и Зака Брауна для вручения Кубка конструкторов.

На церемонии вручения призов ФИА также показали памятное видео о сезоне «Формулы-1» с включенной фразой Норриса о выступлении Ферстаппена на Гран-при Сан-Паулу: «Это не талант, просто удача». Когда Ландо дали микрофон, он поспешил оправдаться:

«Ну, вы знаете, как пресса все выкручивает. Прежде всего поздравляю Макса. То, что он сделал в этом году и, конечно, в Бразилии, было чем-то невероятным. Я первый признаю это, когда сражаюсь с ним. Сезон получился трудным. Я старался выдать свой максимум, но этого не хватило».

Без Сулайема в кадре не обошлось, а вожделенную награду получали из рук президента Руанды. Все схвачено, а картинка сделана.

Завершили вечер награждением Ферстаппена, который толкнул речь на несколько минут. Чемпион отметил, что сезон был очень непростым, но у него сохранился позитив и он верит, что в 2025-м все будет куда лучше.

В момент, когда четырехкратный чемпион мира говорил на сцене, камера выхватила идеальный кадр, показывающую реакцию главы «Ред Булл» Кристиана Хорнера, его жены Джери Холлиуэлл и девушки Ферстаппена Келли Пике.

Ферстаппен приехал не только ради награды: пришлось отработать наказание за мат

По уровню представленных на встрече лиц можно понять, как бен Сулайем избирается на пост президента ФИА. Он не пользуется особой поддержкой у европейской или американской части автомобильного мира, но добирает голоса благодаря странам третьего мира в Африке, Южной Америке, Азии и Ближнем Востоке. В состав ФИА входят 243 члена из 147 государств и большинство голосов приходится на ранее упомянутых участников – представителю ОАЭ не за что переживать.

Четырехкратный чемпион «Ф-1» Макс Ферстаппен явно не был в числе тех, кто горел желанием ехать в Африку. В конце октябре стало известно, что церемонию не будут переносить из Руанды, даже несмотря на то, что ВОЗ назвал ее посещение неблагоприятным из-за вспышки вируса Марбург.

«Разговаривали ли они со мной по этому поводу? Нет, они мне ничего не говорили, я прочитал об этом, как и все. Они должны сказать, безопасно это или нет. Считаю ли я это безопасным — это другой вопрос».

С другой стороны, у Ферстаппена не было выбора, ведь его длинный язык привел к штрафу в виде общественных работ. Выполнять санкции ФИА его именно в Руанду, совместив с поездкой на ФИА Гала.

Все тот же бен Сулайем уже в Руанде рассказал, что пилот очень обрадовался именно такому формату:

«Вообще забавная история – мы говорили о том, что нужно следить за чистотой речи и делать это постоянно. Понятно, что Макс еще очень молод, он сказал всего одно слово (нецензурное), и стюарды сразу наказали его общественными работами. Я встретился с ним в Катаре и сказал ему: «Макс, не беспокойся, тебе (во время выполнения работ) нужно будет вдохновлять молодых ребят, которые хотят заниматься автоспортом».

И Макс был этому очень рад. Я и сам был чемпионом в своем регионе на Ближнем Востоке в течение 20 лет, и люди, благодаря которым я сформировался как личность – это еще и болельщики. И это не те болельщики, которые приезжают издалека или с которыми ты взаимодействуешь в интернете, в соцсетях. Настоящие болельщики – это люди, которые находятся вокруг тебя, когда ты можешь встретиться с ними, посидеть, когда ты чувствуешь их присутствие.

Так что это важная часть работы для чемпиона и амбассадора «Формулы-1». И если уж мы говорим о вопросе развития многообразия, то что может быть лучше Макса, который приехал в Руанду? Так что да, Макс был очень рад этой возможности – встретиться с ребятами, вдохновить их, стать для них примером».

На фото, которые выложили со встречи официальные аккаунты ФИА, Макс Ферстаппен не кажется счастливым. Как отметили в комментариях, все это больше похоже на предвыборный пиар бен Сулайема через зависимого человека, который не мог отказать.

И, кажется, за счет таких вот активностей подобных странах бен Сулайем лично и собирается набивать голоса для будущих переизбраний:

«Макс в самом деле выполнил обещание. И такую общественную работу нужно выполнять каждому гонщику, чемпиону. Если уж говорим о разнообразии, вот это – настоящее разнообразие.

Думаю, в будущем, возможно, нам не придется применять это как наказание. Это должно быть добровольным жестом со стороны гонщиков, и, возможно, я включу это в условия для получении суперлицензии».

В Руанде выпустили специальный багги. Это часть предвыборных обещаний бен Сулайема

Незадолго до гала-концерта, перед коктейльной вечеринкой президент Кагаме показал бен Сулайему багги или кросс-кар, который изготовили студенты местного политеха IPRC-Kigali. Авто создали за месяц специально под ралли под присмотром технического представителя ФИА.

В последнее время в Руанде активно развиваются гонки на кросс-карах. В планах наладить серийное производство, закупить больше машин и начать местные чемпионаты для дальнейшего развития автоспорта в стране. И бен Сулайем к этому имеет прямое отношение: в его предвыборной программе была часть, посвященная появлению локальных гонок на недорогих и доступных авто, как и удвоение обладателей гоночных лицензий как раз в странах вроде Руанды.

Максу показали тот самый багги (он уникален и пока создан в единственном экземпляре), а затем чемпион и попал в руки юных гонщиков. Ферстаппен рассказал им о том, насколько сложно быть пилотом «Ф-1», а затем ответил на вопросы и раздал желающим автографы. На какое-то время в ФИА от чемпиона точно отстанут.

Почему Руанда и зачем ей все это?

Страна пытается привлечь внимание, исправить репутацию и получить как можно больше туристов. Согласно последнему отчету Совета по развитию Руанды (RDB), доходы страны от туризма за год — с 2022 по 2023-й – выросли на 36%, с 445 млн долларов до 620 млн.

Рост, достигнутый благодаря 1,4 млн туристов, свидетельствует о том, что сектор превысил доходы 2019 года, восстановившись после пандемии коронавируса на 124%.

Так, в Национальном парке вулканов зарегистрировали самый высокий прирост посетителей – 38%, за ним следует Национальный парк Акагера (24%) и Национальный парк Нюнгве (10%). Последний в 2023 году включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Директор по туризму RDB Микаэлла Ругвизангога заявила, что рост происходит благодаря стратегии позиционирования Руанды как уникального направления эко-туризма высокого класса, а также усилиям по сохранению природы.

Кроме того страна активно инвестирует в строительство различных объектов, подписывает партнерские сделки со спортивными федерациями и спонсорские с ведущими футбольными командами. Самый известный руандисткий бренд – Visit Rwanda. Многие болельщики видели эту рекламу на майках лондонского «Арсенала», мюнхенской «Баварии» и «ПСЖ».

В последние месяцы 2024 года президент Поль Кагаме приступил к осуществлению, возможно, самой большой мечты: предложил провести Гран-при «Формулы-1» в стране, которая 30 лет назад погрязла в геноциде, а теперь считает себя одним из лидеров континента.

Кагаме провел экономические реформы, чтобы привлечь иностранных инвесторов – превратив Руанду в страну с репутацией одной из наименее коррумпированных и наиболее благоприятных для бизнеса в Африке, хотя его самого считают не самым демократическим лидером (у власти с 2000-го, несколько раз переписывал под себя конституцию, а на последних выборах получил поддержку в 99,2%).

В следующем году в Руанде пройдет чемпионат мира по шоссейным велогонкам. Причем заявленную трассу уже называют одной из самых сложных в истории.

Президент Руанды наладил тесные рабочие отношения с президентом ФИФА Джанни Инфантино. В прошлом году он открыл в Руанде свой офис и тогда же провел там свое ежегодное собрание.

Теперь Кагаме делает самый большой шаг в стремлении превратить страну в мировую спортивную державу: руководители «Ф-1» подтвердили, что ведут предварительные переговоры с правительством Руанды о возможном проведении Гран-при.

Эксперты говорят, что это может потребовать миллиардов долларов инвестиций и расходов. Учитывая, что валовой внутренний продукт страны составляет всего $14,1 млрд, а трасса под проект Гран-при Руанды только-только проектируется и заполучила заявления о гарантиях финансирования.

Тем не менее, семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон настаивает на проведении африканской гонки «Ф-1», а Руанда в последние годы повысила репутацию до одного из самых надежных и прозрачных государств континента (Британия даже заключала с ней договор о потенциальной высылке нелегальных мигрантов и требовала признать безопасной). Так что все возможно.

Когда слова правительства Руанды начали превращаться в активные действия, итальянцы из Autosprint опубликовали материал, в котором разнесли идею Гран-при в этой стране. Как считают они, таким образом через гонку в Африке хотят добывать деньги компаний из Катара.

Шейхи планируют построить рядом с автодромом современный аэропорт, через который грузовыми самолетами начнут вывозить из Руанды полезные ископаемые. За последние годы Катар вложил в месторождения через развитие инфраструктуры Руанды порядка 800 млн евро и планируют докинуть еще 500 млн в следующем году.

Катарцы уже готовы вложить 50-80 млн в строительство руандийского автодрома, причем, по слухам, готовы выплатить Liberty ежегодный взнос за проведение гонки «Ф-1» в 40 млн. Но дополнительный туристический поток поможет дозагрузить аэропорт и окупить его строительство намного быстрее.

А вы верите, что все выйдет?

Что еще почитать о последних делах в «Ф-1»?

Фото: East News/JULIEN DELFOSSE / DPPI Media / DPPI via AFP; x.com/fia; instagram.com/lucasmoraes23