Что случилось на Гран-при Абу-Даби: Леклер взлетел на подиум с 19-го! Ферстаппен вынес «Макларен» на старте!
Все обгоны и быстрые мысли.
Финал «Формулы-1» традиционно проводят в Абу-Даби – эмиры специально под титульные вечеринки доплачивают огромные взносы за закрывающий Гран-при, устроили один из первых в календаре ночных заездов и выстроили достаточно универсальный трек. На «Яс-Марине» на самом деле есть все: длиннейшие прямые и быстрые секции, медленные и среднескоростные повороты, техничные сектора с близкими барьерами, нагруженные высокоскоростные зоны…
При этом характеристика трека достаточно коварна: при среднем уровне абразивности и сцепления самого покрытия достаточно высоки нагрузки на торможении и перегрузках – вместе с высокими требованиями к прижимной силе выходит неслабый и нестабильный удар по покрышкам.
Дополнительные сложности создает и время проведения заезда – на закате: гонка всегда начинается еще при свете дня, а заканчивается уже при искусственном освещении. Температуры падают, отдача и реакция резины меняется, баланс машины сдвигается каждые несколько минут – с учетом пустынных ветров пилоты проезжают каждый круг как незнакомый. А еще шины здорово остывают ночью на длинных прямых – и легко можно пропустить этот момент и испортить комплект на жестком торможении.
Также важная особенность – чрезвычайно быстрое улучшение трека с каждым кругом наката и температурные различия в тренировках. Часть практик проходит под солнцем в более теплых условиях, часть вместе с зачетными сессиями – в сравнительно холодных и ветреных вечерних. Потому особенно важны отработка данных на симуляторе и затем план выезда на квалификации – проигравший момент недоберет пару ценных десятых и может упустить несколько ценнейших мест на стартовой решетке. Ведь это особенно важно в современной «Ф-1» со сверхплотными квалами!
Тем не менее, не у всех команд в планах оказалась ориентация на максимальный результат: «Альпин» сразу рискнула с досрочными боевыми тестами новичка 2025-го Джека Дуэна, а «Мерседес» занялся техническими экспериментами для следующего сезона. А уик-энд «Феррари» подбило еще и пищевое отравление Леклера – Шарль не спал ночь перед практиками и не смог выкладываться на всю катушку до конца.
Наплыв экспериментаторов вместе с адептами разных подходов к поискам настроек для гонки и квалы здорово перемешал пелотон, подарив сессию с одним из самыхвнезапных итогов! Результаты здорово зависели и от момента выезда, и от плана проезда и прогрева, и даже от опротестования удаления круга из-за лимитов трассы (Пересу с Пиастри вернули времена, а вот Леклеру нет – и он не попал в топ-10!).
Хэмилтон же иронично пострадал от влетевшего в болид разделительного колышка, сбитого Магнуссеном. Фантастическое невезение!
Какие шансы у него были пробиться повыше в гонке, чтобы завершить карьеру с «Мерседесом» как можно красивее? В общем-то, такие же, как и на прорыв Леклера ради помощи «Феррари» в завоевании Кубка конструкторов – расчетный гоночный темп всей большой четверки вновь оказался примерно равным: в пределах 0,2-0,3 секунды.
Сайнсу же только оставалось обещать атаковать изо всех сил. «Макларен» же обещал режим максимальной командной тактики ради командного титула.
Но для реализации потенциала на трассе средней обгонности требовалась еще и максимально снаряженная тактика пит-стопов.
Перед Гран-при предполагался расчет стратегии на агрессивные два пит-стопа – ведь обогнать можно через особенно мощную здесь «подрезку» с более ранней остановкой. Плюс для команды с лучшей бригадой механиков – и здесь «Макларен» с «Ред Булл» весь сезон выглядели сильнее и стабильнее всех. Однако практики внезапно обновили данные по износу покрышек – он оказался неожиданно низким, и «Пирелли» перешла к прогнозам одной остановки в боксах.
Правда, по расчету предельного ресурса покрышек задача – буквально пограничная: ведь суммарная средняя выносливость «медиума» и «харда» – 59 кругов на 58-круговую гонку. Любая блокировка может стоить риска прокола – как в Катаре у Хэмилтона и Сайнса!
Разница в темпе же – 0,4-0,5 секунды между «софтом» и «медиумом» и 0,9 секунды между «софтом» и «хардом». Но это по симуляциям и в одинаковых условиях.
Вероятность сэйфти-кара же в обычных условиях достаточно средний (хоть и появляется он исторически здесь в самый неудачный момент для целого набора пилотов). Погода же не прогнозировалась супержаркой – тогда план на один пит-стоп действительно включался в базовое стратегическое меню для желающих рискнуть.
В квалификации такие условия больше всего предсказуемо подошли «Макларену» – ведь именно оранжевая машина лучше и стабильнее всех оперирует в жарких температурах. Однако с падением показателя термометра расклад меняется – соперники «включаются» все сильнее, а MCL38 начинает страдать еще и от ветра.
Первые перестановки на стартовой решетке случились еще во время практик: оба «Уильямса» получили по новой коробке передач после аварий на предыдущих этапах и откатились на 5 мест. А «Феррари» Шарля Леклера обкатала силовую установку на первой тренировке и осознала: ресурса батареи все-таки не хватило на весь уик-энд. Все-таки ее ввели в эксплуатацию аж 15 гонок назад в Канаде, и она оказалась последней рабочей в пуле – не повезло. №16 получил новую батарею, а вместе с ней и дополнительные 10 позиций – генеральная пробоина в надеждах на Кубок конструкторов. Хюлькенберг получил штраф в 3 позиции за обгон на пит-лейн во время квалификации.
С альтернативной тактикой на «харде» решил стартовать только один – Льюис Хэмилтон. Остальные выбрали «медиум».
Окупился ли риск неудачного старта?
Ход гонки: Ферстаппен возродил интригу, прорывы Хэмилтона и Леклера
• Пиастри и Ферстаппен столкнулись на старте! Макс атаковал очень жестко и поздно, Оскар по традиции не сдал, «Макларен» и «Ред Булл» развернулись! Магнуссен атаковал и обогнал Переса, Гасли ворвался в топ-3, Леклер подлетел на 12-е.
Маневр, вернувший интригу в Кубок конструкторов:
• Перес сошел в конце второго круга из-за столкновения и разворота с Боттасом и вызвал виртуальный сэйфти-кар.
• Рестарт на 3-м круге – Расселл тут же атаковал Гасли с DRS, но Гасли отбивался несколько поворотов и на прямой!
• На 5-м круге Пиастри заехал в боксы – поскольку повредил шины и крыло о Колапинто после разворота! Франко же заработал прокол.
• На 6-м круге Ферстаппену прилетел штраф в 10 секунд за столкновение с Пиастри на старте.
• На 7-м круге Боттасу тоже прилетели 10 секунд за столкновение с Пересом. Пиастри получил те же 10 секунд за крэш с Колапинто.
• На 10-м круге Леклер уже прорвался на 6-е мимо Алонсо.
• На 12-м круге Леклер объехал еще и Хюлькенберга – влетел в топ-5.
• На 14-м круге Хюлькенберг первым среди топ-группы открыл волну пит-стопов.
• На 15-м круге за ним последовал Гасли. Надежды многих команд на 1 остановку не сработали.
• На 16-м круге Чжоу все-таки подтвердили 5 секунд штрафа за фальстарт.
• На 21-м круге в боксах побывал Леклер – вернулся ровно между Гасли и Хюлькенбергом, всего в 2 секундах от виртуального подиума.
• Гасли 6 кругов прокатался за Лоусоном и сумел прорваться только на 24-м. Леклеру же хватило одного круга.
• На 25-м круге Лоусон передал на мостик о недокрученном на пит-стопе колесе – Лиаму пришлось заезжать еще раз.
• На 26-м круге побывал в боксах и Сайнс – вернулся перед Леклером и даже перед Ферстаппеном.
• А на 27-м круге в боксы заехал Норрис – команда обслужила его за 2 секунды и вернула на трассу лидером. Ведь вслед за новыми шинами приехал и Расселл – вернулся позади Гасли и Леклера.
• И через полкруга на этот раз Джордж сумел подобрать момент, подготовить обгон и забрать позицию у «Альпин».
• На 28-м круге «Уильямс» снял с гонки подбитую машину Колапинто.
• На 30-м круге Лоусону прилетели 10 секунд стоп-энд-гоу за инцидент на пит-стопе, а Ферстаппен отстоял штраф – вернулся на трек 11-м, виртуально за Пиастри на 9-м. «Мы можем попросить 20 секунд? Тупые идиоты», – высказался чемпион, словно напрашиваясь на новый штраф.
• На 31-м круге Боттас ошибся на торможении во время сражения с выкатившимся из боксов Магнуссена, заблокировал колесо – и вынес «Хаас» с фонтаном обломков.
• На 33-м круге в боксах вновь побывал Пиастри – отбыл штраф, получил новый комплект шин, вернулся 15-м. В 34 секундах от топ-10.
• Хэмилтон дотянул до 35-го на «харде» и перешел на «медиум» – вернулся 7-м, даже перед Ферстаппеном. Гоночный инженер – легендарный Боно – тут же передал ему инструкцию переключить режим мотора и то самое «это хаммертайм».
• На 41-м круге Магнуссен взял «софт» ради лучшего круга – план «Макларена» или «Феррари» разобраться в Кубке при его помощи явно можно было обнулять (если он был).
• На 43-м круге Хэмилтон настиг и обогнал Гасли – вышел на 5-е в 14 секундах за Расселлом.
• На 45-м круге Сайнс пожаловался на износ покрышек и начал терять темп – его старания нагнать Норриса в самом начале отрезка не прошли безнаказанными.
• На 49-м круге Пиастри выбивается на 11-е – вплотную к Алонсо на 10-м. «Феррари» позарез теперь требовался именно дубль.
• На 54-м круге Пиастри настиг и обогнал Албона – забрал 10-е и один ключевой балл. А еще помог проезжающему мимо на круг напарнику слипстримом.
• На 57-м круге Хэмилтон все-таки достал Расселла. Джорджу попросили «суперчисто» отнестись.
• Лоусон остановился на втором секторе последнего круга и вызвал желтые флаги – их продержали полкруга.
• На последнем круге Хэмилтон проехал Расселла и ворвался на 4-е! До подиума не дотянул, но…
Норрис все-таки дотянул до доминирующей победы! «Феррари» сделала абсолютный возможный максимум и довела Сайнса и Леклера до подиума (даже Шарля с последнего ряда!), но на этот раз Ландо все-таки удержался без ошибок.
Важнейшие места в топ-10 для Гасли и Хюлькенберга:
Албону на болиде из клея и изоленты тоже почти удалось. Почти...
Быстрые мысли: «Феррари» сделала все возможное, но «Макларен» просто не ошибся
Итог гонки справедливо закрыл сезон: оранжевые все-таки взяли первый командный титул за 26 лет – хотя нельзя сказать, будто Скудерия не сопротивлялась!
«Феррари» после всех неурядиц с Леклером целиком и полностью сконцентрировалась на подготовке к гонке и поиску чисто гоночных настроек для длинной дистанции – самой агрессивной и активной стратегии, чтобы вывести пилотов из трафика. С учетом большего дисбаланса и первоначального гранулирования покрышек в ночные отрезки им действительно многое требовалось отработать. В итоге сработало вообще все – просто соперники оказались сильнее. Так бывает.
«Мерседес» открыто признался в трате большинства времени тренировок ради экспериментов для 2025-го – в остальном «серебряные» скорее реагировали на планы соперников, стараясь идти по старой рисковой стратегии «Ф-1» «делай обратное». Так работала и стратегия Хэмилтона – и она тоже сработала.
«Ред Булл», похоже, вообще занялся вопросом изучения пределов условий и настроек, при которых их машина точно не работает – чтобы отсечь точно неверные пути исследований и развития в дальнейшем, не повторяя ошибок прежнего сезона и начала этого. В попытках сделать «нейтральную» машину для помощи Пересу и уменьшения экстремального загруза передней оси – любимого свойства Ферстаппена – «Ред Булл» только уткнулся в недовольства чемпиона.
«Макларен» же в таких условиях даже немного потерял ориентир – ему надо было только не ошибиться. Они не ошиблись.
Две команды даже привезли новинки: «РБ» в попытках сразиться-таки за 6-е проапдейтила носовой обтекатель, изменив немного баланс всего аэропакета, а «Заубер» добавил прижимной сзади новым диффузором. Можно сказать, сработало: по чистому темпу вторая команда «Ред Булл» вернулась в среднюю группу, а будущая «Ауди» перестала быть совсем безнадежно последней.
«Хаас» лучше всех в своей группе угадал все температурные окна – теперь работа с шинами их не ограничивает, а подталкивает. И возможности их опередить зависят от формы пилотов соперников и уровня настроек машин прямых конкурентов. «Альпин» продолжила работать только одной обновленной машиной – но этого хватило. Шестое место Кубка конструкторов осталось за французами.
У пилотов Норрис все-таки удержал титул вице-чемпиона!
И Гасли успел выхватить место в топ-10 у Нико Хюлькенберга!
А за кого сегодня радуетесь вы?
Что еще почитать о Гран-при Абу-Даби?
Быстрые мысли о квале: как в топ-5 оказался «Хаас» выше Ферстаппена? Куда делись Леклер и Хэмилтон?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Абу-Даби: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
В «Ф-1» новый внезапный дебютант: сын легенды MotoGP. Ради его тестов выгнали бывшего лидера
Хэмилтон проваливает квалификации в «Ф-1» – возненавидел болид. А в чем дело?
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson
___________________
Дотянул? Максимально спокойно доехал.
У пилотов Норрис все-таки удержал титул вице-чемпиона!
___________________
"Всё-таки удержал", победив в Гран-при.
Феррари
Алонсо!
Райконнен!
Хемилтон!
Браун!
Ред Булл
Мерседес
Ферстаппен!
Ред Булл
Мда......