9 мин.

Будущие звезды «Ф-1» в финале молодежных гонок: борьба как у Хэмилтона и Ферстаппена, читерский скандал

Разрыв перед финалом был всего 0,5 очка!

В воскресенье определится новый чемпион «Формулы-2», последней ступеньки на пути к вершине автоспорта. Ключевые претенденты, словно Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон в 2021-м, подошли к этапу в Абу-Даби почти на равных – 188,5 очка против 188. И, скорее всего, оба будут сражаться в «Формуле-1» с Ферстаппеном и Хэмилтоном уже в 2025-м.

Бортолето и Аджар в главных ролях, но вмешаться может и третий пилот

Юниор «Макларена» Габриэл Бортолето, выступающий за «Инвикту», близок к тому, чтобы повторить путь Оскара Пиастри и Джорджа Расселла, которые взяли титулы в «Формуле-3» / GP3 и «Ф-2» с первой попытки.

В прошлом году Бортолето не заметил соперников в третьей «формуле», во второй начало вышло скомканным, но после первых трех этапов 20-летний бразилец почти не выпадает из очков и потому лидирует в чемпионате в стиле Мика Шумахера-2020 – за счет стабильности. Подиумов у Габриэла немного для 26 заездов – всего пять, из них две победы.

«Макларен» верит в уже упомянутого Пиастри и Ландо Норриса на многие годы вперед, потому согласился на уход молодой звезды – в 2025-м он станет основным гонщиком «Заубера» в «Ф-1» (будущей «Ауди»).

В другом углу ринга Изак Аджар из «Кампоса» – пилот программы «Ред Булл», тоже 20-летний. Вероятно, будущий гонщик «РБ» – француз перед этапом в Абу-Даби намекнул, что уже знает свою судьбу, но не может о ней говорить.

Аджар запомнился более яркими выступлениями, прорывами, мощными эмоциями по радио (хорошо впишется в «Ред Булл» к Максу Ферстаппену и Юки Цуноде), но был менее стабилен и куда чаще проезжал мимо очков. На счету Изака семь подиумов, в том числе четыре победы, причем все – в воскресных, более ценных гонках.

Резюме у юниора «Ред Булл» менее впечатляющее, чем у Бортолето – в «Ф-3» Аджар стал четвертым, а в дебютном сезоне в «Ф-2» занял 14-е место, немного проиграв напарнику Джеку Кроуфорду.

Оба лидера совсем неудачно начали сезон. Аджар включился в битву за высочайшие позиции после побед на третьем и четвертом этапах, Бортолето по-настоящему замелькал среди претендентов на титул лишь в середине сезона.

Третий кандидат – еще один 20-летний гонщик «Хайтека» Пауль Арон, сначала лидировавший в чемпионате, затем фактически выпавший из борьбы. Эстонец, ранее числившийся в программе «Мерседеса», тоже определился с работой на 2025-й – он будет резервным в «Альпин». Учитывая, что в нынешнем сезоне приняли участие аж 24 пилота, не исключено, что все три героя в следующем году пересекутся на трассе «Ф-1».

Арон стал третьим в «Ф-3» в прошлом году и тоже является дебютантом «Ф-2», как и Бортолето, поэтому сезон уже можно считать успешным. У Пауля лишь одна победа – в последней гонке в Катаре, которая и позволила вернуться в борьбу. Зато пилот выделился чистой скоростью (четыре поула – больше, чем у Габриэла и Изака вместе взятых) и восемью подиумами. Как и Бортолето, Арон относительно редко выпадал из очковой зоны.

Арон проигрывал лидеру 25,5 балла при максимуме в 39 за этап – много, но не критично по меркам младших серий с постоянным бардаком, сходами и ошибками. Паулю приходится рассчитывать на крайне неудачный уик-энд сразу для двух соперников, и такое уже случалось – в Саудовской Аравии Бортолето и Аджар не заработали ни одного очка на двоих.

Чудная «Ф-2» – команда самых статусных пилотов провалилась, два гонщика уже дебютировали в «Ф-1»

Габриэл в 2024-м не производит впечатление феномена, уничтожающего соперников, пусть параллели с Пиастри и прослеживаются. Как бы то ни было, новичок серии является очевидной главной звездой этого странного сезона, когда многие действующие лица заняты чем угодно, только не борьбой за чемпионство.

Правда, у Бортолето и Аджара были и по-настоящему впечатляющие моменты славы. Для бразильца знаковым стал уик-энд в Монце, когда он развернулся в квалификации, но затем выдал феерию: с 22-й позиции финишировал восьмым в спринте (точнее, разделил место с Деннисом Хаугером – отсюда те самые 0,5 очка), а в основной гонке победил. Габриэле – первый гонщик в истории «Ф-2», выигравший с последнего места на решетке.

Изак выдал великолепную серию воскресных гонок – победы в Австралии и Имоле и второе место в Монако. Лишь невероятное невезение в Монте-Карло не позволило французу одержать три победы в главных заездах подряд.

Медийное пространство очень быстро захватили Оливер Бермэн и Андреа Кими Антонелли. Первый – благодаря внезапному дебюту в «Ф-1» за «Феррари» вместо заболевшего Карлоса Сайнса. Подработка, с которой Олли справился, фактически и обеспечила ему место основного пилота «Хааса» в 2025-м. Второй – как «новый Макс Ферстаппен» «Мерседеса», вундеркинд, которого сначала продвинули в «Ф-2» минуя «Ф-3», а впоследствии и вовсе объявили сменщиком Льюиса Хэмилтона на следующий год.

При этом команда Бермэна и Антонелли «Према» испытывала явные трудности, и проявить себя двум будущим пилотам «Ф-1» в полной мере не удалось. Да и зачем, если будущее уже обеспечено? Бермэна выдернули в Саудовской Аравии, где он завоевал поул, затем в Баку – борьбе за титул это явно не поспособствовало. И хотя у британца три победы (правда, все в спринтах), 14-е место – это почти неприлично.

Антонелли выступал достойно для новичка, одержал две победы и идет шестым в чемпионате, но уровня Ферстаппена мы пока не увидели (возможно, из-за формы «Премы»), и 18-летний итальянец даже не изображал борьбу за титул ни на одном отрезке сезона.

Андреа Кими лишь на строчку выше Франко Колапинто, достаточно сильно проводившего дебютный сезон, но не поучаствовавшего в битве за титул из-за повышения в «Ф-1». Аргентинец заменил Логана Сарджента в «Уильямсе» и пропустил уже три полных этапа, но все еще остается седьмым.

Фантастически свой второй сезон начал Зейн Мэлоуни – с двух побед на первом же этапе. Но они все еще остаются единственными в году для пилота из Барбадоса, а пяти подиумов не хватило, чтобы удержаться за Бортолето и Аджаром.

Некоторые пилоты с опытом в «Ф-2» провели сезон невзрачно – например, Виктор Мартен или Деннис Хаугер. Не выстрелили и новички, от которых ждали большего. Так, у Пепе Марти получился старт мечты (третье и второе места в Бахрейне), но затем юниор «Ред Булл» фактически перестал доезжать до очков из-за постоянных ошибок, аварий и невезения. А самый статусный дебютант – 25-летний Ритомо Мията, чемпион японской «Супер-Формулы» – вообще не запомнился (ноль подиумов, редкие попадания в очки, 19-е место в личном зачете).

В итоге Бортолето, Аджар и Арон оказались теми тремя пилотами, кто и смог, и захотел. В пятничной квалификации в Абу-Даби все трое рядом – со второй до четвертой позиции, и угадать будущего обладателя титула невозможно.

Скандал в финале

Спринтерскую гонку завершили весьма бодро: Бортолето приехал вторым, Арон – третьим, Аджар – шестым. Марти победил и увел мечту у эстонского новичка «Альпин» мечту о титуле, а стабильный Габриэл оторвался от Изака уже на 5,5 очков.

А спустя восемь часов после финиша машины обладателей подиума тщательно проверили на требования регламента по стандартной процедуре и обнаружили модифицированный привод DRS на болиде Арона. Изменения служили для намного более широкого открытия крыла и большего ускорения на прямых. Случайность? Но команда «Хайтек» тут же признала нарушение и оправдала его отсутствием других исправных деталей для устройства – правда, без объяснений, зачем вообще привод меняли.

«Ф-2» – моносерия, все детали поступают от одного производителя или контрактора по сделкам с промоутером, их параметры четко зафиксированы в регламенте: случайных несовпадений со сводом правил просто не может быть. Иначе деталь отбраковали бы еще на стадии поставки – а тут она еще и метко ускоряла именно того парня, кому позарез требовались именно победы и максимальные очки.

Очевидно, «Хайтек» и Арон пошли ва-банк ради безумного шанса на титул (ведь молодежной командой управляет новый босс Пауля по «Альпин» Оливер Оукс, между прочим). Но не сработало – эстонца исключили из протоколов спринта и квалификации, он потерял очки и стартует в основной гонке с пит-лейн. Теперь у него ноль шансов на титул, а Аджар поднялся на одну строчку вверх и вирутально сократил отставание от Бортолето до 4,5 балла.

В последней гонке болид Аджара заглох из-за традиционных проблем с двигателями «Мекахром» – они преследуют серию всю эпоху из-за стремления к удешевлению. Теперь пострадал один из главных претендентов – он ушел в погоню за Бортолето с круговым отрывом.

А у Габриэла... Отказали тормоза на середине дистанции! И ему пришлось докатывать полгонки с нестабильной машиной – и бразилец проехал как настоящий чемпион, завершив заезд вторым.

Обидно за Аджара? Почувствовали страсть Арона? Впечатлились стараниями Бортолето?

Жаль, но чемпионом может быть только один!

Что еще почитатать о будущих гонщиках «Ф-1»?

Фото: IMAGO/Eric Alonso/Global Look PressAFP/JAKUB PORZYCKI, Eric Alonso / Sebastian Rozendaal / Dutch Phot / DPPI via AFP, Wade Vandervort/Las Vegas Sun via AP