Уилл Бакстон. «Гран-при. Иллюстрированная история Формулы-1»: 2010-е
2010-е
2010-е годы в «Формуле-1» начались как времена потрясений. Основные производители были напуганы после ухода «Хонды» и «Тойоты», и предстояло внести серьезные изменения в регламент, призванные затянуть финансовые пояса команд и одновременно улучшить шоу. Результатом стало десятилетие, в котором две команды — одна независимая, другая заводская, и обе относительно новые — доминировали, а два великих гонщика-чемпиона завоевывали титул за титулом.
Заправка в гонке была запрещена сразу после начала десятилетия, а количество двигателей и коробок передач было сокращено, чтобы еще больше ограничить расходы. Были запрещены такие инновации, как подвижные крылья, реагирующая высота кузова и сложные карты двигателей, а для снижения расходов было введено ограничение на тесты. После того как команды начали разрабатывать системы, позволяющие притормаживать заднее антикрыло, чтобы увеличить скорость на прямой, вместо того чтобы запретить нововведение, спорт проследил за его эволюцией в систему снижения сопротивления (DRS), которая стала обязательной для помощи при обгонах.
Самые большие перемены произошли в 2014 году, когда «Формула-1» вступила в эру гибридов. На смену турбированным 1,6-литровым двигателям V6 пришли двигатели V8 с нормальным наддувом. Эти очень сложные силовые агрегаты перешагнули порог развития двигателя внутреннего сгорания, помогая автопроизводителям достичь невиданных ранее уровней эффективности на гоночных трассах и дорогах. Однако новые агрегаты не получили всеобщего одобрения, во многом из-за их низкого гулкого звука, который резко контрастировал с визжащими, высокооборотистыми V8, V10 и V12 прошлого.
В начале десятилетия, когда очки набирала первая десятка финишировавших гонщиков, властвовала «Ред Булл Рейсинг». Блестящий ум дизайнера Эдриана Ньюи вновь создал автомобили, побеждающие в чемпионатах, для независимой команды, на этот раз возглавляемой молодой немецкой суперзвездой Себастьяном Феттелем. Вместе они завоевали четыре двойных титула подряд. Но как только началась эра турбогибридов, на первый план вышло знакомое имя. «Мерседес» не участвовал в гонках «Формулы-1» в качестве заводской команды с 1955 года, но в 2010 году он вернулсz, купив «Браун GP» и расположившись на заводе, который изначально был построен BAR. Сначала под руководством Росса Брауна, а затем Тото Вольффа и Ники Лауды команда убедила сэра Льюиса Хэмилтона покинуть «Макларен» и присоединиться к их миссии по завоеванию титула чемпиона мира. Они создали самую эффективную команду «Формулы-1», которая когда-либо существовала, побив все предыдущие рекорды «Феррари» и выиграв восемь чемпионатов конструкторов и семь чемпионатов гонщиков подряд.
В политике «Формулы-1» произошел сейсмический сдвиг: правление Макса Мосли и Берни Экклстоуна подошло к концу. В конце 2000-х годов личная жизнь Мосли оказалась в центре внимания таблоидов, и бывший босс команды «Феррари» Жан Тодт занял его место на посту президента ФИА. В 2000-х годах финансовый контроль Экклстоуна над «Формулой-1» стал объектом пристального внимания со стороны регулирующих органов, и в 2010-х годах различные доли его компаний и контроль над спортом были проданы и перепроданы банкам, инвестиционным фирмам и медиакомпаниям. Однако в 2016 году «Либерти Медиа» купила спорт, и новая современная эра «Формулы-1» началась с комплексной и последовательной работы по превращению ее в крупнейшую и самую динамичную спортивную структуру в мире. Экклстоун, чьи публичные заявления все больше не соответствовали современной эпохе и глобальному охвату спорта, в создании которого он принимал участие, стал второстепенной фигурой.
Однако не обошлось и без трагедии. Спустя двадцать лет после последнего смертельного случая в «Формуле-1» перспективный и очень популярный молодой французский гонщик Жюль Бьянки погиб в результате аварии на Гран-при Японии 2014 года. Как член юниорской команды «Феррари», он давно ожидал, что в будущем будет выступать за Скудерию, и его уход из жизни потряс весь спорт. «Формула-1» удвоила свои усилия по обеспечению безопасности, разработав две новые концепции для лучшей защиты водителей в кабине. Аэроэкран, козырек без крыши, в конце концов стал обязательным в Индикаре. «Формула-1» продолжила разработку родственной инновации — ореола, защитного бруса в форме поперечных костей, обернутого вокруг кабины, который выдерживал вес лондонского автобуса и отводил крупные предметы от головы водителя. Ореол стал обязательным в 2018 году.
Бьянки выступал за команду «Маруся», одну из трех новых команд, присоединившихся к «Формуле-1» в 2010 году. К 2017 году в спорте ни одной из них не осталось, так как финансовая и соревновательная гора стала слишком крутой для восхождения. Но в образовавшуюся пустоту ворвалась «Хаас», американская команда НАСКАР с большими амбициями. Они набрали очки уже во второй гонке и заняли пятое место в чемпионате конструкторов всего за второй сезон.
Интерес американцев к «Формуле-1» вырос во второй половине десятилетия, когда глобальная привлекательность этого вида спорта достигла новых высот. Под новым руководством «Либерти» «Формула-1» стала самой быстрорастущей спортивной лигой на Земле, внедряя новые медиа и продвигая себя через линейные и цифровые потоки для новых зрителей. В 2019 году по замыслу «Либерти» запустил ««Формула-1»: Драйв выживания» — документальный сериал от Netflix, который следовал за «Формулой-1» по всему миру в рамках ежегодного календаря, который на сегодняшний день превышает двадцать гонок, представляя этот вид спорта совершенно новой и постоянно растущей аудитории.
«Формула-1» теперь гоняется от Ближнего Востока до Китая, от России до Сингапура, от Австралии до Азербайджана. На старое сердце «Формулы-1» — европейский чемпионат — теперь приходится менее половины гонок в календаре. «Формула-1» стала настоящим феноменом и перестала быть нишевым видом спорта для немногих. Она стала глобальной.
Себастьян Феттель
4-кратный чемпион
С самого начала было ясно, что Себастьян Феттель обречен на победу в чемпионате мира «Формулы-1». Интеллигентный, скромный и приветливый семьянин, он был полной противоположностью в гоночном автомобиле, с хладнокровной и безжалостной стороной, которая оказалась решающей для достижения высочайших высот в любимом им спорте.
Феттель родился в Хеппенхайме (Германия) в 1987 году и уже в три года гонял на картинге, а в восемь лет участвовал в соревнованиях. Его талант произвел впечатление на его героя Михаэля Шумахера, который стал наставником своего молодого соотечественника. Его скорость привлекла внимание компании «Ред Булл», которая взяла его в свою академию гонщиков. Он дебютировал в немецкой «Формуле БМВ» в 2003 году, а в 2004 году выиграл восемнадцать из двадцати гонок, в двух других финишировал на подиуме и был признан доминирующим чемпионом.
Он перешел в «Формулу-3», где провел два сезона, а затем принял участие в Мировой серии «Рено» 2007 года, после чего стал резервным гонщиком в команде Ф1 БМВ. Когда Роберт Кубица был исключен из Гран-при США, Феттель получил возможность дебютировать в «Формуле-1». Он набрал очки, убедив «Ред Булл» не терять ни секунды, и до конца сезона 2007 года выступал в составе их младшей команды «Торо Россо».
Команда не была победителем в гонках и ни разу не завоевала подиум. Но в 2008 году, в ужасно мокрых условиях, Феттель на своем «Торо Россо» завоевал первый в истории команды поул и победу, став самым молодым гонщиком в истории, который это сделал. «Ред Булл» увидела все, что нужно, и на 2009 год перевела его в свою ведущую команду. Он выиграл четыре Гран-при и занял второе место в чемпионате.
С 2010 года сочетание уверенного в себе и все более опытного Феттеля, машины, созданной по его вкусу, и команды, которая тянулась за ним, привело к периоду доминирования. Настолько идеально сочетались гонщик и команда, что комбинация «Ред Булл»/Феттель вызывала сравнения с совершенством Шумахера и «Феррари» в 2000-х годах. Вместе в течение следующих четырех сезонов они выиграли тридцать четыре гонки и завоевали все командные и личные титулы за этот период.
Для Феттеля шанс оказаться в шкуре своего великого героя привел к шоковому переходу в «Феррари» в 2015 году, где он возглавил бесплодную попытку вернуть Скудерии титул чемпиона мира. Несмотря на то, что Феттель бросал вызов сэру Льюису Хэмилтону в 2017 и 2018 годах, «Мерседес» был слишком силен, и все, что Феттель мог показать за шесть лет упорной работы — это восемь побед в гонках и два вторых места в чемпионате.
После того как Феттель стал отцом, последние два года своей гоночной карьеры он провел в «Астон Мартине». Но поскольку его автомобили редко выходили на соревновательный уровень, его внимание сместилось с гоночной трассы, и он использовал свою платформу, чтобы стать активным защитником ряда благотворительных и правозащитных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и прав человека. Он завершил карьеру в конце сезона «Формулы-1» 2022 года, чтобы сосредоточиться на своей семье и адвокатуре, которая стала для него так важна.
299 заездов /// 53 победы /// 122 подиума /// 57 поул-позиций /// 38 быстрейших круга
Нико Росберг
1-кратный чемпион
Нико Росберг стал вторым гонщиком в истории «Формулы-1», которому удалось подражать своему отцу и стать чемпионом мира. При этом он добился того, чего мало кому удавалось — обошел сэра Льюиса Хэмилтона в течение сезона на одной и той же машине. Когда два чемпиона мира выстроились друг против друга на «Мерседесе», мир «Формулы-1» затаил дыхание в ожидании фейерверка. Но в самом расцвете сил Росберг сенсационно объявил о своем немедленном уходе из спорта и больше никогда не участвовал в гонках «Формулы-1».
Нико Росберг родился в Германии в 1985 году, вырос в Монако, но для гоночной карьеры взял немецкое гражданство своей матери. Он был умным и трудолюбивым учеником, отлично учился в школе и говорил на нескольких языках. Ему предложили поступить в лондонский Имперский колледж, чтобы изучать авиационную технику, но для этого ему пришлось бы бросить гонки.
Его решение продолжать соревнования было основано на юниорской карьере, которая была довольно примечательной, но не совсем указывала на сырой потенциал будущего чемпиона мира. Конечно, он выиграл титул чемпиона «Формулы БМВ», но после этого несколько побед за пару сезонов «Формулы-3» не очень-то кричали о том, что он «мегазвезда». Однако в первый год чемпионата GP2 его начали считать серьезной перспективой, поскольку он обошел более опытных и именитых соперников и завоевал титул. После этого он перешел в «Формулу-1» в команду «Уильямс». Как и многие чемпионы, он сумел набрать очки в дебютной гонке в 2006 году.
Когда «Мерседес» вернулся в спорт в 2010 году, он решил сделать это с известным немецким составом, уговорив Михаэля Шумахера выйти с пенсии и поставив рядом с ним Росберга в качестве перспективного немца. Те первые годы в «Мерседес» сотворили чудеса с репутацией Росберга, ведь он не просто сравнялся с Шумахером, но и оказался стабильно быстрее. На Гран-при Китая 2012 года он одержал первую победу в «Формуле-1» с 1955 года. В 2013 году к нему присоединился его бывший товарищ по картинговой команде сэр Льюис Хэмилтон, но то, что начиналось как дружеское соперничество, быстро переросло в откровенную войну, поскольку пара стала испытывать недоверие и обиду друг на друга.
Стиль Росберга всегда был методичным и точным — он был известным чистым гонщиком. Но его характер мог быть неловким, и многие считали его раздражительным и высокомерным. В конце концов, эти же черты характера оказались ключевыми для развития эгоизма, который позволил ему бороться за чемпионство и выиграть чемпионат мира в 2016 году в финальном Гран-при невероятно плотного сезона.
Росберг понял, что жертвы, на которые он пошел, и решимость, которая потребовалась для завоевания титула, сделали его другим человеком, отдалив от того мужа и отца, которым он хотел быть. Через несколько дней после завоевания титула он объявил о своей скорой отставке и ушел из «Формулы-1». Сегодня Росберг руководит внедорожной командой «Экстрим Е» и посвящает большую часть своего времени филантропической деятельности.
206 заездов /// 23 победы /// 57 подиумов /// 30 поул-позиций /// 20 быстрейших кругов
Даниэль Риккардо
История Даниэля Риккардо — одна из самых разочаровывающих в современной «Формуле-1». Всеми любимый и уважаемый гонщик, один из самых инстинктивных обгонщиков своего поколения, прошел путь от гонщика на грани величия до гонщика, которому пришлось начинать все заново, и это было так же удивительно, как и непостижимо.
Риккардо родился в Перте, Австралия, в 1989 году. Его ранние успехи привлекли внимание «Ред Булл», которая подписала его в свою академию в конце 2007 года. Он выиграл титулы в «Формуле БМВ», «Формуле Рено» и «Британской Формуле-3», а затем перешел в «Мировую серию Рено», где в свой первый же год занял впечатляющее второе место в титульной гонке. Он дебютировал в «Формуле-1» в 2011 году в составе HRT, самой медленной команды в спорте, поскольку «Ред Булл» хотела оценить его как потенциального гонщика для своих команд. Риккардо произвел достаточно сильное впечатление, чтобы получить место в «Торо Россо» в 2012 году, а в 2014 году его взяли в топ-команду в качестве партнера Себастьяна Феттеля.
Взяв четыре титула подряд с 2010 по 2013 год, Феттель не выиграл ни одной гонки в сезоне 2014 года, когда Даниэль Риккардо одержал три первые победы на Гран-при. Феттель закончил сезон пятым. Риккардо стал третьим. «Ред Булл», казалось, нашел своего нового чемпиона, и когда Феттель объявил о своем уходе в «Феррари», Риккардо стал лидером команды. Но приход Риккардо в «Ред Булл» совпал с их спадом. По мере сходов с дистанции Риккардо все больше разочаровывался. Когда «Ред Булл» подписал Макса Ферстаппена в качестве нового напарника Риккардо на 2016 год и команда начала лепить из него будущую звезду, австралиец посчитал, что все уже итак понятно. Риккардо перешел в «Рено» и после двух сезонов в составе французской команды стал выступать за «Макларен».
Вечно улыбающийся австралиец — один из самых любимых членов паддока. Однако годы шли, а результаты не приходили, и фирменная улыбка Риккардо сползала с лица. Он пытался понять, почему ему не удается освоить свои автомобили, и к концу 2022 года ему просто надоело. Его уверенность в себе и психическое здоровье настолько пострадали, что ему потребовалось время, чтобы понять, хочет ли он больше участвовать в гонках.
В 2023 году «Ред Булл» предложила Риккардо спасательный круг, и он вернулся в качестве резервного гонщика в команду, которую, возможно, не должен был покидать. Но когда состав младшей команды «Ред Булл» не оправдал ожиданий, австралиец получил неожиданный вызов в середине сезона, чтобы вернуться в гонки в Скудерию «АльфаТаури». Но всего через две гонки он попал в аварию на тренировке Гран-при Нидерландов, сломав кость в руке и вернувшись на обочину. Несмотря на нелегкий путь, он был объявлен постоянным гонщиком «АльфаТаури» на 2024 год — там, где он провел свой первый постоянный сезон в Ф1 за двенадцать лет до этого.
По величайшей иронии судьбы Риккардо и Ферстаппен составили самый мощный состав «Ред Булл» со времен победы в чемпионате, но он покинул команду как раз в тот момент, когда она собиралась вернуть себе конкурентоспособность. Если бы он остался, а не уехал в поисках статуса первого номера, мало кто в спорте не считает, что Даниэль Риккардо уже выиграл бы как минимум один чемпионат мира.
/// все еще активно выступает ///
Лучшие из остальных: 2010-е
Валттери Боттас
Карьера финского гонщика Валттери Боттаса в юниорском классе была похожа на мечту: он доминировал в картинге и на одноместных кузовах, а в «Формулу-1» пришел в качестве человека, на которого стоит посмотреть. В то время как Боттас завоевывал подиумы и проезжал быстрейшие круги в составе слабеющей команды «Уильямс», «Мерседес» обратилась к нему, чтобы он занял место Нико Росберга после того, как Росберг объявил о своем уходе из команды. Безжалостно быстрый на одном круге, его гоночный темп иногда разочаровывал, но он был быстрым и решительным партнером по команде сэра Льюиса Хэмилтона, который любил и глубоко уважал его.
Марк Уэббер
Марк Уэббер стал любимцем болельщиков уже в своей первой гонке, набрав очки в Австралии за хватающую звезд с неба команду «Минарди». За свою карьеру, которая привела его в «Ягуар», «Уильямс» и, наконец, «Ред Булл», Уэббер стал многократным победителем гонок и ключевой частью команды, которая доминировала в первые годы 2010-х годов. Несмотря на то, что в «Ред Булл» он был разочарован тем, что его считали вторым номером, он приблизился к чемпионскому титулу, трижды заняв третье место. После «Формулы-1» Уэббер пересел на спорткары, выиграв чемпионат мира по гонкам на выносливость и заняв второе место в Ле-Мане.
Ромен Грожан
Француз Ромен Грожан был одним из самых высококлассных гонщиков в младших классах, выигрывал титулы в каждой категории, в которой выступал, но сочетание невезения и неверного суждения привело к тому, что его карьера в «Формуле-1» не оправдала ожиданий. Он дважды выступал за команды «Лотус» и «Хаас», и, хотя подиумы были для него лучшим достижением, в свой день он мог быть одним из самых быстрых гонщиков в спорте. Он пережил ужасающую аварию с огненным шаром в конце своего последнего сезона в «Формуле-1» и получил прозвище «Феникс» за свою новую карьеру в Индикар, где он выступает по сей день.
Сьюзи Вольфф
Сьюзи Стоддарт была впечатляющей гонщицей, побеждала в родной Шотландии, а затем участвовала в европейских и международных чемпионатах. Она добилась известности, выступая в «Формуле Рено» и «Формуле-3», а затем ушла из одиночных гонок в немецкие туринговые гонки, где познакомилась и вышла замуж за австрийского гонщика Тото Вольффа. В 2012 году она стала пилотом программы развития команды Ф1 «Уильямс», а в 2014 и 2015 годах принимала участие в тренировочных сессиях Гран-при в выходные дни, доказав свою конкурентоспособность среди всех мужчин. Поскольку шансы на участие в гонках были невелики, она занялась управлением командой в «Формуле E», а затем переключилась на управление Академией Ф1, которая готовит новое поколение гонщиц.
Титаны 2010-х
«Мерседес»
«Мерседес» вернулся в «Формулу-1» в 2010 году после пятидесятипятилетнего перерыва с момента своего последнего участия в качестве производителя, купив команду «Браун GP», которая выиграла чемпионат мира в 2009 году. Убедить легенду Михаэля Шумахера уйти с пенсии и взять в партнеры молодого соотечественника Нико Росберга было блестящим маркетингом для немецкого автопроизводителя, но Шумахер был лишь тенью себя прежнего, и именно Росберг регулярно побеждал. Команда, которой сначала руководил Росс Браун, а затем Тото Вольфф и Ники Лауда, убедила сэра Льюиса Хэмилтона перейти из «Макларен», и именно в этот момент изменилась судьба команды. Сочетание рассвета эры гибридов в «Формуле-1» и невероятного технического руководства Джеймса Эллисона и Альдо Косты означало, что «Мерседес» доминировал в этом десятилетии, выиграв восемь чемпионатов мира среди конструкторов подряд. С самого начала эры гибридов «Мерседес» брал все титулы гонщиков: Хэмилтон в 2014 и 2015 годах, Росберг в 2016-м, и снова Хэмилтон в 2017, 2018 и 2019 годах. Однако не все было гладко: бывшие друзья детства Росберг и Хэмилтон рассорились, что привело к немедленному уходу Росберга из команды после завоевания короны. Но с Тото Вольффом у руля «Мерседеса» стал одним из самых эффективных и доминирующих подразделений, которые когда-либо видел спорт.
«Ред Булл Рейсинг»
Бывший гонщик Кристиан Хорнер был успешным владельцем команды в фидерных чемпионатах «Формулы-1», а за годы работы в младших лигах у него сложились тесные рабочие отношения с академией пилотов «Ред Булл». Поэтому, когда компания по производству напитков решила запустить команду «Формулы-1», он был естественным выбором для того, чтобы ею руководить. Благодаря помощи бывшего гонщика «Формулы-1» Хельмута Марко в качестве советника и Эдриана Ньюи в качестве главного дизайнера, «Ред Булл Рейсинг» стала доминирующей командой начала 2010-х годов. Вначале команда была известна скорее своими вечеринками после гонок, чем результатами на трассе, но когда звезды сошлись и «Ред Булл» назначил Себастьяна Феттеля ведущим гонщиком, все стало серьезно. «Ред Булл» стала одной из самых ловких команд в спорте, известной своими аэродинамически совершенными машинами, невероятно быстрыми пит-стопами и умными стратегиями. Они продолжали веселиться, но уже не в ущерб успеху на трассе. Выиграв четыре титула в начале десятилетия, они откатились назад, когда началась эра гибридов и поставки двигателей стали головной болью. В итоге «Ред Булл» уступила Феттеля «Феррари», но в лице Даниэля Риккардо и, в конце концов, молодого сенсационного Макса Ферстаппена команда нашла гонщиков, способных продолжать побеждать, что заложило основу для возвращения к чемпионскому успеху в 2020-х годах.
«Феррари»
В 2010-х годах «Феррари» пережила период огромных перемен, сменив несколько боссов и гонщиков. И все же на протяжении всего десятилетия чемпионский успех как-то ускользал от команды, несмотря на несколько реальных шансов и почти побед. Наилучших успехов «Феррари» добилась при боссе команды Стефано Доменикали, и с Фернандо Алонсо в качестве ведущего гонщика команда сражалась с «Ред Буллом» в последние годы существования двигателей с нормальным наддувом. В 2010 и 2012 годах Алонсо не хватило всего нескольких очков, чтобы стать чемпионом, а когда ему на замену «Феррари» подписала Себастьяна Феттеля, они стали самым стабильным соперником «Мерседеса» во второй половине десятилетия. Однако вторая половина 2010-х годов прошла под неоднозначным руководством Маурицио Арривабене, который привил команде менталитет бункера, основанный на страхе. У Феттеля так и не сложилось, и, несмотря на многочисленные победы, его мечта подражать своему герою детства Михаэлю Шумахеру и вернуть «Феррари» дни славы так и не осуществилась. В 2019 году у руля команды встал Маттиа Бинотто, который, как и Доменикали, прошел путь карьерного роста, подписав молодых гонщиков, чтобы начать новую эру в «Феррари».
«Макларен»
2010-е годы начались с того, что «Макларен» стала самым постоянным соперником «Ред Булла», но ряд ключевых решений сместил ее с вершины рейтинга в один из самых сложных периодов в истории команды. Сочетание потери сэра Льюиса Хэмилтона в «Мерседес» с последующим риском сотрудничества с «Хондой» оказалось катастрофическим. Несмотря на богатую турбированную историю, «Хонда» вернулась в «Формулу-1» на задворках, во многом из-за ограничений, наложенных на конструкцию двигателя самого «Макларена». Фернандо Алонсо вернулся в команду вместе с чемпионом мира 2009 года Дженсоном Баттоном, но по мере того, как в команде разворачивались политические дрязги, а босс команды Рон Деннис был отстранен от созданной им мощной структуры, все пошло наперекосяк. В 2015 и 2017 годах «Макларен» занимал девятое место из десяти команд, но их судьба пошла в гору, когда генеральным директором был назначен маркетолог и гонщик Зак Браун. Команда перешла на двигатели «Рено» и к концу десятилетия вновь заняла позицию позади трех лучших команд.
«Форс Индия»
Команда «Джордан» была продана в середине 2000-х годов и впоследствии прошла через множество обличий, пока ее не купил индийский миллиардер Виджай Маллья, создав команду Ф1 «Форс Индия». По-прежнему работая на заводе Эдди Джордана в Сильверстоуне, команда стала известна как убийца гигантов в спорте, потому что, несмотря на то, что у нее не было такого бюджета, как у крупных игроков, она постоянно создавала эффективные автомобили и проводила стратегические мастер-классы, чтобы украсть очки и подиумы. Однако к концу десятилетия Маллья столкнулся с политическими и финансовыми проблемами, и команда была передана под внешнее управление. В конце концов канадский миллиардер Лоуренс Стролл купил и спас команду, которая продолжила существование под названием «Рейсинг Поинт». После ребрендинга команда выиграла свою первую гонку с Серхио Пересом на предпоследнем Гран-при 2010-х годов.
«Уильямс»
В 2010-х годах у «Уильямс» было десятилетие американских горок, когда они скакали от задних рядов до подиумов и обратно на дно. На протяжении всего периода команда использовала три разных двигателя, переходя от «Косуорс» к «Рено» и, наконец, к «Мерседес». На Гран-при Испании 2012 года «Уильямс» одержала шокирующую победу, ставшую для нее последней, когда, казалось бы, из ниоткуда Пастор Мальдонадо взял и поул, и победу. Начало альянса команды с «Мерседес» стало последним периодом ее настоящей эффективности — она стабильно набирала очки в 2014 и 2015 годах, и чуть меньше — в 2016 и 2017. В первые два года команда сражалась за поул и подиумы. Но команда допустила ряд ошибок: автомобили задерживались и часто были плохо спроектированы. К концу десятилетия «Уильямс» стала тенью той команды, которая побеждала в чемпионатах в 1980-х и 1990-х годах, и постоянно оказывалась в хвосте стаи.
Гран-при Канады 2011
Гран-при Канады 2011 года, длившийся более четырех часов, стал самой длинной гонкой в истории «Формулы-1». Дождь, машины безопасности, многочисленные пит-стопы и невероятные обгоны также сделали гонку одной из самых захватывающих. Но именно победный рывок на последнем круге, предпринятый гонщиком, который в какой-то момент оказался на последней позиции, закрепил за этой гонкой статус гонки десятилетия, а для многих — лучшей гонки «Формулы-1» за всю ее историю. Это был идеальный пример того, что никогда нельзя сдаваться, потому что в этом виде спорта может случиться все, что угодно.
В разгар эры доминирования «Ред Булл» неудивительно, что действующий чемпион мира Себастьян Феттель занял поул-позицию, опередив две «Феррари» — Фернандо Алонсо и Фелипе Массы. Немец контролировал весь Гран-при с самого начала. Дождь обрушился на трассу в начале гоночного дня, а продолжающиеся ливни внесли хаос в стратегию и ход самой гонки, которая началась за машиной безопасности и неоднократно вмешивалась в течение дня.
Стартовав седьмым, Дженсон Баттон из «Макларена» на первых кругах столкнулся со своим партнером по команде сэром Льюисом Хэмилтоном, и когда пара вступила в контакт, Хэмилтон был вынужден сойти с дистанции. Баттон то поднимался вверх, то опускался вниз, то боролся за очки, то снова падал вниз, когда пит-стопы для замены шин разного уровня для мокрой погоды, проколы, штрафы за проезд и замена переднего антикрыла привели к тому, что в какой-то момент он оказался на последнем месте.
Гонка была даже приостановлена, поскольку дождь лил так сильно, что машины не могли удержаться на трассе, даже используя полностью мокрые шины. После двухчасовой задержки гонка возобновилась, и пока Масса боролся с Михаэлем Шумахером и Камуи Кобаяши из «Заубера» за второе место, Алонсо выбыл из гонки. Некоторые гонщики все же решили перейти на сликовые шины, и когда трасса немного подсохла, стало ясно, что это был правильный выбор гоночной резины.
Баттон был одним из тех гонщиков, кто рано перешел на слики, и к этому моменту он повсюду находил сцепление с трассой, проносясь по гоночному полю. Преследуя лидера гонки Феттеля, Баттон отставал от него менее чем на секунду, когда начался последний круг, и когда он начал оказывать давление, пилот «Ред Булл» допустил ошибку. Баттон вырвался вперед и одержал невероятную победу в гонке, опередив дуэт «Ред Булла».
Это был самый удивительный день риска и вознаграждения, в котором гонщик, на которого обрушились почти все негативные факторы, все же сумел пробиться через все поле и победить. Это был день чемпиона 2009 года, по любым меркам — его лучшая победа, а по мнению многих наблюдателей — одна из величайших гонок за шесть десятилетий проведения Гран-при «Формулы-1».
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только.