У создателя Valve Ньюэлла есть гоночная команда! Идет в мировые гиперкары с «Астон Мартин»
В 2024 году в топовом классе чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC участвуют десять производителей гиперкаров − «Кадиллак», «Порше», «Тойота», «Изотта Фраскини», «БМВ», «Альпин», «Ламборгини», «Пежо», «Феррари», «Вануолл». Однако теперь их ждет пополнение: последние несколько лет то и дело возникали слухи, а теперь появились и реальные новости о новой машине от «Астон Мартин».
За исходник взяли дорожную версию «Астон Мартин» Valkyrie, которая создавалась при участии Эдриана Ньюи – когда «Ред Булл» еще сотрудничал с британским производителем. В серийное производство он вышел в 2021 году и тогда планировался выпуск до 150 дорожных «Валькирий» в год и еще 25 трековых версий.
В гиперкар установили 6,5-литровый атмосферный двигатель V12 от «Косуорт». В стандартной комплектации он разгоняется до 11 тысяч об/мин и развивает мощность более 1000 л.с. Силовой агрегат усовершенствовали и адаптировали для соответствия требованиям класса LMH и доработали, чтобы он смог выдерживать суровые условия соревнований высшего уровня на длинные дистанции. Однако у авто будет одно отличие от соперников − отсутствие гибрида в силовом агрегате: отдельные оговорки в техрегламенте позволяют это для совмещения категория с американскими классами, но с ограничениями по мощности и массе.
И наконец свершились обкатки: глава подразделения «Астон Мартин» по гонкам на выносливость Адам Картер заявил о том, что гиперкар «Астон Мартин» Valkyrie Le Mans провел первые два дня испытаний на «Сильверстоуне», а затем и на «Донингтон-Парк». На этих треках новое действующее лицо класса LMH готовится к участию в гонках WEC и чемпионата IMSA SportsCar.
«Мы поставили перед собой амбициозную, но достижимую цель, и мы ее выполнили, − сказал Адам Картер в интервью Autosport. − Для того, чтобы дойти до этой вехи, мы прошли долгий путь с большим количеством обязательств от многих сторон. Это только начало следующего этапа. И получили отличную основу для того, чтобы перевести машину на уровень полноценной программы испытаний. В период до начала соревнований в следующем году у нас запланирована очень большая программа тестов, и мы будем активно работать каждые несколько недель.
У нас есть очень твердая цель, и первый заезд на предварительных тестах вселяет осторожный оптимизм в то, что мы сможем ее достичь».
Общие слова, за которыми кроется главный смысл: оно живое!
А знаете, кто обкатывал новый гиперкар в течение двух тестовых дней?
Гонщики американской команды Heart of Racing, которая будет выступать на ней в WEC и IMSA, а также группы «Астон Мартин» Performance Technologies.
Эту американскую команду Heart of Racing в 2014 году основали создатель Valve (Half-Life. Steam и титул самой эффективной компании по соотношению штата и прибыли) и миллиардер с состоянием $4-5 млрд Гейб Ньюэлл, американский разработчик Ян Бернье и британо-американский гонщик Иэн Джеймс. Первые два года они выступали на автомобиле «Порше» 911 GT3 R в чемпионате IMSA и участвовали в новозеландской дрифт-серии D1NZ на «Ниссане» GT-R и новозеландских кольцевых гонках – ведь первоначально ее создавали для сборов на благотворительность ради поддержки смертельно больных детей Новой Зеландии. Благодаря успехам на локальных треках сборы составили 250 тысяч новозеландских долларов, но затем идея трансформировалась в более профессиональную! Хотя донаты принимают и сейчас вместе с кучей побочных программ – например, обещая добавить по 1 доллару на благотворительность за каждого подписчика в соцсетях.
К 2020 году HoR после трехлетнего перерыва подписала контракт с «Астон Мартин» и выставила машину в чемпионат IMSA в классе GTD, где гонщики команды смогли завоевать второе место на «12 часах Себринга».
А в 2021 году к Heart of Racing присоединился старший сын Гейба Ньюэлла, Грей Ньюэлл. Ему достался «Астон Мартин» Vantage GT4, на котором он выступал в чемпионате Pirelli GT4 America. После двух лет гонок на этом авто он поменял класс на GT3 и сел за руль «Мерседеса» GT3 Evo – с немецким автогигантом у команды тоже сложились теснейшие отношения.
«Хорошо известно, что это, вероятно, один из самых легких в управлении автомобилей GT3, − отметил Иэн Джеймс. − С учетом прогресса Грея, мы бы хотели начать участвовать в гонках GT3».
Можно было бы сказать, что сын владельца Valve получил место через отца, но совсем бесталанным гонщиком его тоже назвать сложно. В его активе 101 гонка, в которых он шесть раз выиграл и тридцать один раз был на подиуме. Довольно неплохо для «рента-драйвера» – хоть и в локальных классах джентльмен-драйверов, где, по сути, половина пелотона гоняет на свои деньги на собственных машинах за собственные команды.
Кстати, за три года до этого, в 2018-м, старший сын Ньюэлла пошел по пути отца и создал свою студию под названием Naetyr. Его первый проект назывался Fury и вот как Грей описывал его сам: «Вкратце, Fury – это научно-фантастическая онлайновая ролевая игра с элементами шутера от первого лица». Получиться должно было что-то, сочетающее в себе ролевые и онлайн элементы шутера от первого лица, по стилистике напоминающий Titanfall, в который он сам любил играть. Деньги на создание игры собирали на краудфаундинге, а люди донатили на каждый отдельный этап запуска проекта.
Кажется, что-то пошло не так, так как официальные соцсети Naetyr замолкли в том же 2018-м, ожили в 2021-м, но с тех пор новой информации не появилось. Официальный сайт студии выдает ошибку и не работает. Может в процессе Грей понял, что необязательно быть, как известный отец?
А в 2024-м американцы гоняют в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC, американской серии GT4, IMSA, Middle East Trophy и GT America Series.
В IMSA за это время они выиграли 11 гонок, чемпионат 2022-го в классе GTD, брали второе место в 2023-м и третье в 2021-м, в WEC трижды финишировали на подиумах, а первый «Ле-Ман» закончили шестыми в классе.
Правда, в 2024-м им достался разве что приз за самую зрелищную аварию на «24 часах Ле-Мана»:
С пилотом все в порядке, чего не скажешь о многомиллионном суперкаре, разбитом практически под конец гонки. Как же повезло, что в следующем году Heart of Racing все равно планировала запускать уже заводскую программу в гиперкарах с тем же производителем!
Гейб тоже при делах: сын основателя еще и вошел в подготовительную программу «путь к «Ле-Ману» – череду часовых гонок на той же технике по тому же треку в качестве разогрева и поддержки перед квалификационными и тренировочными сессиями. Видимо, готовится к дебюту и на главном автомарафоне мира – кто знает, может, и в топовом классе?
Во время тестов в «Сильверстоуне» и Донингтоне автомобиль проехал более 300 миль. Испытания на трассе «Ф-1» проводил Харри Тинкнелл, чемпион «Ле-Мана» 2014 года в классе LMP2 и чемпион 2020 года в классе LMGTE, сейчас работающий по контракту с Multimatic Motorsport – ключевым партнером в разработке и эксплуатации «Валькирии». В Донингтоне за руль сели давний пилот «Астон Мартин» Даррен Тернер и постоянный гонщик Heart of Racing Марио Фарнбахер.
Директор команды Heart of Racing Иэн Джеймс не скрывал эмоций: «Первые заезды «Астон Мартин» Valkyrie Le Mans − это очень важный момент в нашей программе. Рождение этого проекта вынашивалось несколько лет, так что выезд на трассу и появление на ней болида во плоти − знаменательный момент для Heart of Racing».
«Мы с нетерпением ждем предстоящего путешествия − всем, кто участвует в этом проекте, предстоит преодолеть крутой подъем. Мы находимся на вершине гонок спортивных автомобилей, конкуренты грозны, и они занимаются этим уже давно. У некоторых из них бесконечные ресурсы. Мы знаем, что выступаем против лучших, поэтому намерены представлять «Астон Мартин» на том же уровне. Я считаю, что, исходя из того, что мы видели до сих пор, и учитывая ДНК этого автомобиля, для успешной работы у нас есть все необходимые инструменты».
В официальном заявлении для прессы производитель заявил, что конкурентный дебют состоится в начале 2025 года. Вполне вероятно, что машину мы впервые увидим в конце февраля в Катаре, где состоится открытие сезона WEC.
«Первым этапом было запустить машину, следующим для меня будет дата омологации, − сказал Картер в интервью Autosport. − До момента омологации мне предстоит многому научиться − это моя главная цель. Давайте доберемся до этого этапа и посмотрим, где мы находимся».
Уже известно, что американцы из Heart of Racing выставят одну «Валькирию» в IMSA и сразу несколько в WEC. Все это будет в соответствии с новым правилом, обязывающим команды производителей гиперкаров выступать двумя машинами.
Появление «Астон Мартин» в классе гиперкаров гарантирует, что британский производитель дорогих спорткаров теперь будет присутствовать на всех уровнях гонок на выносливость. И, выходит, правда с 2025 года компания станет единственным таким производителем − от «гиперкаров» до GT4 и в «Формуле-1».
Причем в гиперкарах – еще и с максимально звездным партнером!
Что еще почитать о «зеленой волне» в гонках?
Суперкар «Астон Мартин» по хотелкам Алонсо – зверь на 745 л.с. Чемп «Ф-1» все обкатывал!
Алонсо – маг подстройки к любой поломке в «Ф-1». Хотя не умеет доводить болид без напарника!
Алонсо тонет, «Астон Мартин» исчез из топ-10. Что происходит с главным сюрпризом «Ф-1»?
«Просто не могу остановиться». Алонсо остался в «Астон Мартин» – кажется, навечно
Фото: Gettyimages/Jack Taylor / Stringer; theheartofracing.com; astonmartin.com
немного неочевидное утверждение "«Астон Мартин» Valkyrie, которая создавалась при участии Эдриана Ньюи – когда «Ред Булл» еще сотрудничал с британским производителем"
машина создавалась полностью на кампусе редбулл. над проектом работало множество народа оттуда, а не только ньюи. даже этот косворт - результат тз от ньюи, который предложил использовать наработки их v8 из ф1, обозначил геометрию и жесткость агрегата, сопровождал создание этого двигателя на всех стадиях - от концепта и первого 3-х цилиндрового прототипа до законченного изделия. он работал с хорошо ему знакомыми инженерами косворт, некоторые из которых его старые друзья. в этой машине не только обводы, аэродинамика и компоновка за авторством эриана, подвеска так же нарисована им, и он сам (!) разработал трансмиссию этой машины. этот астон - его детище и продукт редбул.
если все это называется "создавалась при участии Эдриана Ньюи", то что же тогда можно сказать про его машины ф1, где его вклад во многие аспекты дизайна и узлов зачастую намного меньше?
по поводу шасси - в основе это то самое шасси, которое было сделано редбулом.
то, что сейчас мы видим на фото - это мул-гибрид. безкерсовый amr pro c новым обвесом и днищем, доведенным двигателем и подвеской. в amr pro тот же монокок, тот же картер коробки, те же точки для подвески, что и на гражданской машине, плюс все системы переведены на обязательный стандартный для всех в wec и imsa блок управления (двигателем, трансмиссией и тд) . все это мигрирует в омологируемую lhm машину. какой маркетинг, какой пипл?! концентрированное невежество и надменность - и с этим ты лезешь открывать глаза широкой публике?
Очень часто за ширмой корпоративных речей скрывается истинная ситуация. Отсюда и мой скепсис с подготовкой LMH версии. Что же, похоже в данном случае всё не так.
Вообще, я только рад, что Aston Martin приходит в класс Гиперкаров. Чемпионат прям расцвёл!