Трибуна
12 мин.

Как делается суперсериал про русский дрифт? Сюжеты и инсайды – постановка? Пять тайн от создателей

От редакции: Вы в официальном блоге Российской Дрифт Серии – одного из главных чемпионатов по дрифту в мире. Здесь увлекательно рассказывают о RDS, дрифте и даже сериалах! Обязательно подписывайтесь.

Представьте себе мир, где рев моторов и запах жженой резины сопровождают каждое мгновение, а каждый поворот на трассе — это борьба за выживание. Этот мир — дрифт, быстроразвивающаяся и популярная по всему миру дисциплина автоспорта, где мастерство и контроль автомобиля на пределе возможностей становятся настоящим искусством.

На протяжении 15 лет Российская Дрифт Серия (RDS GP) привлекает внимание не только профессиональных гонщиков и автоспортивных энтузиастов, но и большую аудиторию зрителей, жаждущих адреналина. Так и документальный автоспортивный сериал «RDS GP: Шинная борьба», от креативной студии 29 Production & Agency, уже три сезона погружает зрителей в увлекательный мир дрифта. Захватывающие истории и драматические моменты, личные истории участников, которые находят отклик у каждого зрителя, элементы реалити в документальном формате — все это делает сериал неповторимым. Это честный сериал, без цензуры!

Не верите? Смотрите сами:

Создателям проекта удалось сделать его интересным как для petrolhead-аудитории, так и для широкого зрителя. Команда использовала блокбастерный саунд-дизайн для подчеркивания тысячесильных дрифт-каров, драматургию в сторителлинге с держащей в напряжении, написанной для каждой серии музыкой, а также сложные съемочные приемы: крепления камер к автомобилям и пилотам, пролеты внутри салона с помощью трехточечной роборуки, операторский кран Russian Arm и многое другое.

На время съемок дрифт-кары превращаются в настоящую съемочную площадку
На трассе пишется не только «картинка», но и звук, от качества которого зависит многое

Съемка гонок — это всегда вызов. Плотный спортивный тайминг оставляет очень мало времени для постановочных кадров, поэтому приходится полагаться на репортажный формат. Многое зависит от погодных условий, которые могут испортить все планы. И, наконец, снимать пилотов, когда они проиграли, злятся и никого не хотят видеть, — морально тяжело. Залезть к ним в душу с камерами и микрофонами — еще сложнее. Понятно, что, когда спортсмен выигрывает соревнование, он раздает интервью налево и направо. Но создателей сериала интересовали разные стороны. У всех гонщиков своя энергетика. Со всеми нужно было найти общий язык.  

Создание спортивного документального сериала — это не просто работа, а искусство, в котором сочетаются организованность, креативность и умение адаптироваться к непредсказуемым условиям. Александр Кузьмичев, режиссер, генеральный продюсер 29 Production & Agency и шоураннер 1-3 сезонов «RDS GP: Шинная борьба», убежден, что именно такой подход позволяет достичь подлинного и волнующего повествования. Все серии трех сезонов уже доступны на платформе RDS TV, а премьера одного из эпизодов третьего сезона была показана на большом экране в московском кинотеатре «Синема Парк Мосфильм» 25 апреля.

Уникальная черта сериала – участие в съемках пилотов, судей, менеджеров

Сегодня мы расскажем вам, как команда работала над третьим сезоном сериала, соблюдая пять ключевых правил, которые помогли создать сильную драматургию и еще глубже познакомить зрителей с закулисьем Российской Дрифт Серии.

Сначала давайте посмотрим трейлер:

1. Заводить друзей

Один из важнейших аспектов успешного документального сериала — умение заводить друзей и держать руку на пульсе событий. Менеджеры команд, механики, судьи, пилоты, персонал трассы, водители, фотографы и видеографы участников соревнований помогали съемочной группе понимать, как будет проходить гоночный день. Кто фаворит гонки? Кто может вызвать сильную реакцию у фанатов.

За каждым успехом в дрифте стоит напряженный труд десятков людей

В отличие от многих других спортивных дисциплин, дрифт — это не только соревнования, но и большая тусовка, где царит дружба и взаимовыручка. Соперничество спортсменов проявляется только на трассе, а вне ее они поддерживают друг друга, делятся опытом и всегда готовы прийти на помощь. Съемочная группа следила за участниками в социальных сетях перед гонками, так как это могло стать отличным источником инсайдов.

В эпизоде №6 «Дебютанты», посвященном Тимофею Добровольскому и братьям Поповым, использован один из фирменных приемов сторителлинга — так называемые «качели», чтобы раскрыть героя и показать, как он меняется от начала истории до конца. Путь «из грязи в князи» был определен для Тимофея.

От дебютантов к лидерам серии — эти истории из реальной жизни

На третьем этапе RDS GP на «Игора Драйв» в команде Takayama Forward Auto произошел щепетильный инцидент: пилот Тимофей Добровольский проспал и не явился вовремя на тренировки в день квалификации. И это в своем дебютном сезоне и в самой титулованной команде под предводительством двукратного обладателя Кубка мира Георгия Чивчяна! Официальные лица молчали и своим видом показывали, что все в порядке. Но команда сериала интуитивно чувствовала, что материал зреет. Благодаря дружбе с водителем фуры Takayama Forward Auto, Дмитрием Баландиным, удалось узнать правду.

Несмотря на то что Тимофей проспал, в тот же день он выиграл сложнейшую дождевую квалификацию. А самое ценное для эпизода случилось на шестом этапе RDS GP, когда Тимофей стал настоящим командным игроком и помог своему ментору и наставнику Гоче продолжить чемпионскую гонку за титул, выбив из борьбы его главного конкурента Антона Козлова.

Только в сериале можно увидеть то, что происходит за закрытыми дверями команд

2. Иметь план Б, В и Г

Как креативщики, съемочная группа часто имеют идеальное видение того, чего хотят достичь. Однако, как и спортсменам, им иногда нужно отпустить контроль, позволяя реальности самой направлять творческое развитие истории. Нужно иметь план А и основное направление в сценарии, но также стоит быть готовыми к тому, что день может пойти не по плану. В этом заключается одна из ключевых особенностей успешного документального проекта. Использовать каждое препятствие как возможность — вот главный принцип, ведь жизнь — лучший драматург, что в спорте, что в съемках.

«Уши» Андрея Астапова случились на тренировке, и в сериале запечатлен этот острый момент

Примером гибкости съемочной группы стал эпизод №4 «Переворот». Это был обычный гоночный уик-энд на «АДМ Рейсвей». Съемочная команда работала по плану, снимая команды Sintec • Fresh Маркетплейс и TimeUp, когда пилот команды LUKOIL Racing Drift Team Андрей Астапов перевернулся на тренировках. Его переворот — так называемые «уши» на гоночном сленге – стал первым в истории Гран-при Российской Дрифт Серии. Съемочная группа молниеносно перешла к плану Б и начала развивать историю вокруг LUKOIL, временно забыв о предыдущих героях.

Одной аварии явно не хватило бы для включения в «Шинную борьбу», поэтому сразу был продуман план В: если Андрей после починки автомобиля выиграет заезд, это станет основой эпизода. Команда механиков починила его «Лексус», Андрей прошел дальше в дуэли с Максимом Гроссманом — полдела сделано! А что, если команда LUKOIL Racing Drift Team возьмет на этом этапе свой первый командный подиум в RDS GP 2023? Сразу продумали план Г.

Живые кадры в проекте дополнены постановочными съемками

Фокусировка на команде LUKOIL позволила снять параллельно сокомандника Андрея Астапова — Григория Гусева, который на новой для себя платформе «БМВ» E92 победил в дуэлях с Гочей и Антоном Козловым. Ярчайший камбэк LUKOIL Racing Drift Team дал основу для целого эпизода. Чтобы «нарастить мышцы» на этот скелет, были досняты постановочные портретные планы Андрея на роборуку на следующем этапе, где его просили открыть и закрыть глаза. Также было записано интервью с руководителем команды Евгением Малиновским.

3. Среда создает характер

Во время съемок документального автоспортивного сериала важно показать героев с разных сторон, поскольку заранее неизвестно, чем закончится их история — триумфом или провалом. Создатели продумали, как запечатлеть эмоции участников: от пафосных и уверенных взглядов героев на камеру до лиричных и философских взглядов мимо камеры вдаль. Во время гоночных этапов записывались постановочные кадры с пилотами, судьями и механиками, а в студии менеджеры, автоспортивный эксперт и Дмитрий Добровольский комментировали происходящее. Так выстраивалась линия повествования.

Интервью с Евгением Лосевым, которое зритель видит в эпизоде №5 «Я обязательно выживу», на самом деле было записано в середине сезона, когда еще не было ясно, что происходит с командой Sintec • Fresh Маркетплейс: они неудачно выступали и провалили первую часть сезона. Но интуиция подсказывала, что команда может и должна «выстрелить» и вернуться в борьбу. Интервью вышло ровным, глубоким и философским, с анализом проблем и верой в победу. На следующем этапе в Красноярске история сложилась: команда Sintec • Fresh Маркетплейс выиграла этап, пройдя через всевозможные поломки, аварии и даже пожар! Интервью Евгения Лосева сработало и легло в основу философии команды про преодоление.

За каждым ярким кадром стоит драма внутри команды

4. Саспенс

Интрига — ключевой элемент постпродакшена, усиливающий драматизм. Это помогает поддерживать интерес зрителя на протяжении всего повествования. Как в эпизоде №7 «Гранд-финал» о развязке прошлого сезона Гран-при Российской Дрифт Серии.

На финальном этапе RDS GP 2023 на «Сочи Автодроме» на стадии топ-16 Григорий Гусев врезается в одного из претендентов на титул, Антона Козлова. «БМВ» E30 Козлова раскручивается и летит в стену. В реальной жизни машина останавливается в нескольких метрах от барьера безопасности TecPro, Козлов чувствует себя хорошо, но его на всякий случай отвозят в медицинский центр для успокоения и выполнения инструкций. Но зрителям в эпизоде сразу все не раскрывается. История драматизируется: переключение с трассы в момент аварии на волнующегося менеджера команды Carville Racing Степана Земцева. Цел ли пилот и вылез ли из машины? После того как Антона увозит машина скорой помощи, добавляется драматичная музыка, графика и репортажные диалоги, создавая напряжение и саспенс. Судьба здоровья пилота раскрывается в монтаже только спустя несколько минут, поддерживая интригу и удерживая внимание зрителей.

Жизнь — лучший драматург...
...а создателям сериала нужно грамотно подать реальность в красивой обертке

5. Эпизод складывается на монтаже

Основная работа по созданию серии происходит на этапе постпродакшена. В этот момент можно собрать удивительную историю, которую невозможно было бы досконально продумать на этапе съемок. Финальный вид эпизода может сформироваться за день до сдачи или после нескольких итераций, вплоть до самого дня релиза. Так, в эпизоде №2 «Вес» съемочная команда углубляется в технические нюансы дрифт-каров разных весовых категорий и изменения в регламенте Гран-при Российской Дрифт Серии по итогам сезона-2023. Главные герои — дебютант RDS GP 2023 Антон Козлов, выигрывающий своих оппонентов на ультралегкой «БМВ» Е30 по прозвищу «Пробабка», и мастодонты российского дрифта, Аркадий Цареградцев и Георгий Чивчян, которые «не понимают, что с ним делать».

Даже те, кто следили за ходом RDS GP 2023 в прямых трансляциях, в эпизодах 3 сезона сериала найдут немало новой и интересной информации

На втором этапе RDS GP 2023 в Нижнем Новгороде с шоу-заездами выступили многократные чемпионы ралли «Дакар» и «Шелковый путь», Эдуард Николаев и Антон Шибалов, которые продемонстрировали парный дрифт на раллийных грузовиках «КАМАЗ-Мастер». Съемочная команда вплоть до этапа монтажа не понимала, как это можно использовать в «Шинной борьбе». Но в итоге сцена с «КАМАЗами» отлично подошла для объяснения, как большой вес автомобиля влияет на инерцию при дрифте. Это помогло зрителю разобраться с тем, как кинематика движения разновесных авто влияет на спортивный результат.

Творческий подход к съемке позволяет из каждого эпизода на трассе получить захватывающие моменты для сериала

При работе над проектом команда продакшена вдохновлялась «Формула-1: Драйв выживания» и «Браун: Невероятная история «Формулы-1», стремясь создать нечто еще более художественное, соответствующее высоким стандартам кинематографичности. Использование различных съемочных приемов, продуманная драматургия и внимание к деталям превратили «Шинную борьбу» в захватывающее и эмоциональное повествование о жизни гонщиков, их поражениях и победах. Проект не только помогает зрителям лучше понять и полюбить дрифт, но и задает новые стандарты для российских документальных сериалов, сочетая в себе все лучшее из мира автоспорта.

«Шинная борьба» не просто показывает гонки – она погружает зрителей в жизнь героев, раскрывая их мечты, страхи и стремления, и дарит незабываемые эмоции от каждого эпизода. Если вы хотите ощутить себя в спортивном болиде на старте, прочувствовать весь драйв эмоций и адреналина, то сериал «RDS GP: Шинная борьба» – это то, что вам нужно.

Все серии первого сезона:

Все серии 2 и 3 сезонов: по подписке на RDSTV.RU https://rdstv.ru

Всем дрифт!

Фото: RDS GP.