От победы Пиастри неприятное послевкусие: «Макларен» плохими решениями чуть не поссорил своих гонщиков
Стратеги начудили.
Болельщики в «Ф-1» не любят командную тактику – чисто по-человечески невероятно жаль парней, сражавшихся за победу и терявших ее после холодных и жестких решений людей в рубашках на пит-уолл: многим вспоминаются грустные лица Рубенса Баррикелло, Дэвида Култхарда и Фелипе Массы, которым приказывали пропускать напарников.
Оскар Пиастри – один из лучших молодых гонщиков «Формулы-1», поражающий эффектными стартами и хладнокровием в сложных гоночных ситуациях – такой мегаталант, возможно, в будущем станет чемпионом мира. Однако первую в карьере победу австралийский вундеркинд добыл отчасти странным образом – Гран-при Венгрии, по сути, был уже им проигран, когда «Макларен» все переиграл и обменял своих пилотов местами незадолго до финиша.
Вот это поворот!
Парад плохих или странных решений «Макларена»
№1 – очередность пит-стопов в финальной части гонки
К 115-му победителю в истории «Ф-1» претензий нет – он выиграл старт и уверенно лидировал большую часть заезда на «Хунгароринге», но из-за тактических решений «Макларена» упустил первую позицию.
На треке, где чрезвычайно силен эффект подрезки конкурентов (то есть, более ранний пит-стоп), возглавлявший пелотон Пиастри во время заключительной волны остановок в боксах должен был перейти на более свежие покрышки раньше напарника (если «Макларен» собирался сохранить статус-кво), однако в действительности поехал позже – потерял драгоценные секунды и вернулся в двух секундах позади Ландо Норриса.
Попытка оправдать такой маневр возможной подрезкой со стороны ближайших преследователей (Хэмилтона и Ферстаппена) разбивается о жестокие цифры отрыва – Норрис до своего пит-стопа опережал Льюиса на 10 секунд, и заезд за покрышками на круг позже Пиастри точно не привел бы к катастрофе.
№2 – Пиастри пообещали размен, когда он догонит Норриса
Кажется, оранжевая команда быстро осознала, что натворила – и тут же придумала способ вернуть борьбе между напарниками честный характер.
«Мы обменяемся позициями, когда ты догонишь Ландо», – пообещал гоночный инженер Пиастри.
Однако ничего не произошло – Норрис развил лучший гоночный темп и легко укатил от напарника. Отрыв с каждым кругом рос все сильнее – с 2,5 секунд он растянулся до 5,5.
«Честно» помочь Пиастри победить не вышло – да, он был лучше на старте, да он держался впереди до злополучных последних пит-стопов, но нет – финальный отрезок он вчистую проиграл. И по логике должен был финишировать вторым.
Верно? По логике «Макларена» – неверно.
№3 – Норриса заставили пропустить Пиастри
Иногда такие гонки случаются – не ты виноват в том, что у напарника что-то не сложилось. Ты мог ехать быстрее, атаковать и требовать размена уже посреди заезда, но берег шины и держался позади без каких-либо истерик по радио. Когда появилась возможность – ты ею воспользовался, а затем легко оторвался (как это часто делал в последних Гран-при), потому что лучше справляешься с темпом на дистанции. Но на последних кругах тебя заставляют сбавить темп и пропустить напарника. Насколько это справедливо?
Примерно так должен был думать Норрис в конце Гран-при Венгрии. И тем удивительнее, что за несколько кругов до клетчатого флага англичанин действительно сбавил скорость и пропустил Оскара вперед. Сделали бы так Себастьян Феттель, Михаэль Шумахер или Макс Ферстаппен, сражающиеся за чемпионский титул?
Что «Макларен» приобрел и потерял от командной тактики?
Вероятно, сохранил позитивную атмосферу в коллективе и дальнейшее сотрудничество между гонщиками в будущем. Не столь важно, кого именно просили сбавить скорость и уступить – важнее, что оба согласились с тем, что требования команды (какими бы ни были они странными) – в приоритете. И оба подчинились.
«Мы вместе идем по этому пути, по этой траектории. И никто из нас – ни команда, ни Ландо или Оскар, – не может двигаться по ней в одиночку, – отметил шеф команды Андреа Стелла. – И именно этот посыл мы обсуждали в воскресенье утром».
Звучит красиво, но эффективно ли с точки зрения битвы за титул?
В «Формуле-1» середина сезона – до конца чемпионата мира осталось 11 Гран-при. Макс Ферстаппен, несмотря на провал в Венгрии, по-прежнему лидер в зачете пилотов. У него 265 очков, а у ближайшего преследователя, Норриса – 189. Пиастри только 5-й со 149 очками. Если бы «Макларен» всерьез думал о титуле – ни о каком позднем размене позициями речи бы не шло: Норрис отыграл бы на «Хунгароринге» у трехкратного чемпиона 15 баллов разом, и отставание сократилось бы до 69 очков.
Это по-прежнему пропасть (чистая разница – две победы и один подиум), но в условиях острой борьбы и очевидной пробуксовки «Ред Булл» перед летним перерывом каждый зачетный балл невероятно важен.
Да, может быть в итоге Макс легко закончит год первым. Но если расстановка сил в отдельных гонках в целом не изменится – на финише коллектив из Уокинга будет мучительно вспоминать, где и как они могли добыть побольше пунктов для своего лидера.
В Венгрии точно могли. Но не захотели.
Что еще почитать о Гран-при Венгрии
Что случилось на Гран-при Венгрии: почему выиграл Пиастри – впервые в «Ф-1»? Куда пропал Ферстаппен?
Гонка «Ф-1» в Венгрии – дубль «Макларена» и внезапный подиум Хэмилтона
У «Макларена» первый ряд в квале в Венгрии. Такого не было 12 лет
Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli
а Норрис опять проиграл старт с первого места и не смог уехать в закат. Пиастри потерял лидерство только из-за глупости команды - это был эпический фейл. всегда более выгодный питстоп дают лидеру. иначе происходит только тогда, когда намеренно хотят поменять пилотов местами. но, очевидно, это был не случай Маков сегодня.
обогнать бы Норрис в конце не смог - это Венгрия. да и команда вряд ли бы разрешила бороться, чтобы не рисковать дублем.
Думаю, мы все уже знаем термин "андеркат".
Это как с Леклером после Монако. Явно переоцениваете возможности