5 мин.

От победы Пиастри неприятное послевкусие: «Макларен» плохими решениями чуть не поссорил своих гонщиков

Стратеги начудили.

Болельщики в «Ф-1» не любят командную тактику – чисто по-человечески невероятно жаль парней, сражавшихся за победу и терявших ее после холодных и жестких решений людей в рубашках на пит-уолл: многим вспоминаются грустные лица Рубенса Баррикелло, Дэвида Култхарда и Фелипе Массы, которым приказывали пропускать напарников. 

Оскар Пиастри – один из лучших молодых гонщиков «Формулы-1», поражающий эффектными стартами и хладнокровием в сложных гоночных ситуациях – такой мегаталант, возможно, в будущем станет чемпионом мира. Однако первую в карьере победу австралийский вундеркинд добыл отчасти странным образом – Гран-при Венгрии, по сути, был уже им проигран, когда «Макларен» все переиграл и обменял своих пилотов местами незадолго до финиша.

Вот это поворот! 

Парад плохих или странных решений «Макларена»

№1 – очередность пит-стопов в финальной части гонки 

К 115-му победителю в истории «Ф-1» претензий нет – он выиграл старт и уверенно лидировал большую часть заезда на «Хунгароринге», но из-за тактических решений «Макларена» упустил первую позицию. 

На треке, где чрезвычайно силен эффект подрезки конкурентов (то есть, более ранний пит-стоп), возглавлявший пелотон Пиастри во время заключительной волны остановок в боксах должен был перейти на более свежие покрышки раньше напарника (если «Макларен» собирался сохранить статус-кво), однако в действительности поехал позже – потерял драгоценные секунды и вернулся в двух секундах позади Ландо Норриса. 

Попытка оправдать такой маневр возможной подрезкой со стороны ближайших преследователей (Хэмилтона и Ферстаппена) разбивается о жестокие цифры отрыва – Норрис до своего пит-стопа опережал Льюиса на 10 секунд, и заезд за покрышками на круг позже Пиастри точно не привел бы к катастрофе. 

№2 – Пиастри пообещали размен, когда он догонит Норриса 

Кажется, оранжевая команда быстро осознала, что натворила – и тут же придумала способ вернуть борьбе между напарниками честный характер. 

«Мы обменяемся позициями, когда ты догонишь Ландо», – пообещал гоночный инженер Пиастри. 

Однако ничего не произошло – Норрис развил лучший гоночный темп и легко укатил от напарника. Отрыв с каждым кругом рос все сильнее – с 2,5 секунд он растянулся до 5,5.

«Честно» помочь Пиастри победить не вышло – да, он был лучше на старте, да он держался впереди до злополучных последних пит-стопов, но нет – финальный отрезок он вчистую проиграл. И по логике должен был финишировать вторым.

Верно? По логике «Макларена» – неверно. 

№3 – Норриса заставили пропустить Пиастри 

Иногда такие гонки случаются – не ты виноват в том, что у напарника что-то не сложилось. Ты мог ехать быстрее, атаковать и требовать размена уже посреди заезда, но берег шины и держался позади без каких-либо истерик по радио. Когда появилась возможность – ты ею воспользовался, а затем легко оторвался (как это часто делал в последних Гран-при), потому что лучше справляешься с темпом на дистанции. Но на последних кругах тебя заставляют сбавить темп и пропустить напарника. Насколько это справедливо? 

Примерно так должен был думать Норрис в конце Гран-при Венгрии. И тем удивительнее, что за несколько кругов до клетчатого флага англичанин действительно сбавил скорость и пропустил Оскара вперед. Сделали бы так Себастьян Феттель, Михаэль Шумахер или Макс Ферстаппен, сражающиеся за чемпионский титул?

Что «Макларен» приобрел и потерял от командной тактики?

Вероятно, сохранил позитивную атмосферу в коллективе и дальнейшее сотрудничество между гонщиками в будущем. Не столь важно, кого именно просили сбавить скорость и уступить – важнее, что оба согласились с тем, что требования команды (какими бы ни были они странными) – в приоритете. И оба подчинились.

«Мы вместе идем по этому пути, по этой траектории. И никто из нас – ни команда, ни Ландо или Оскар, – не может двигаться по ней в одиночку, – отметил шеф команды Андреа Стелла. – И именно этот посыл мы обсуждали в воскресенье утром».

Звучит красиво, но эффективно ли с точки зрения битвы за титул?

В «Формуле-1» середина сезона – до конца чемпионата мира осталось 11 Гран-при. Макс Ферстаппен, несмотря на провал в Венгрии, по-прежнему лидер в зачете пилотов. У него 265 очков, а у ближайшего преследователя, Норриса – 189. Пиастри только 5-й со 149 очками. Если бы «Макларен» всерьез думал о титуле – ни о каком позднем размене позициями речи бы не шло: Норрис отыграл бы на «Хунгароринге» у трехкратного чемпиона 15 баллов разом, и отставание сократилось бы до 69 очков. 

Это по-прежнему пропасть (чистая разница – две победы и один подиум), но в условиях острой борьбы и очевидной пробуксовки «Ред Булл» перед летним перерывом каждый зачетный балл невероятно важен. 

Да, может быть в итоге Макс легко закончит год первым. Но если расстановка сил в отдельных гонках в целом не изменится – на финише коллектив из Уокинга будет мучительно вспоминать, где и как они могли добыть побольше пунктов для своего лидера. 

В Венгрии точно могли. Но не захотели.

Что еще почитать о Гран-при Венгрии

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli