15 мин.

Что случилось на Гран-при Венгрии: почему впервые выиграл Пиастри? Куда пропал Ферстаппен?

Все главные обгоны и быстрые мысли.

«Формула-1» открыла вторую половину сезона на Гран-при Венгрии – «Хунгароринге», который часто называют «огромным картодромом» и «Монако без стен и с поребриками». Причина – постоянные медленные повороты, переходящие друг в друга, низкое сцепление асфальта, как в городе (из-за чего машины постоянно скользят и должны полагаться на прижимную силу и механическое сцепление от шасси, которые у всех разные) и непростой рельеф. Потому выходят и вечные трудности с поиском настроек и износом – малейшая промашка с балансом просто выжигает резину на виляниях в поворотах.

Обычно добавляет экстрима и адски жаркая погода. Так и в этот раз – по прогнозу Гран-при 2024-го сразу планировался чуть ли не самым жарким в истории (свыше 33 градусов по Цельсию), обеспечивая командам суперзадачу по контролю над износом покрышек и разработке стратегии. Предстал выбор: выдать все в квалификации, занять позицию повыше и обороняться в лучшем стиле Монако (ведь обгонять здесь можно только чаще всего только стратегически – на перепрыгивании в боксах) с риском добить покрышки в гонке и растерять даже больше позиций или ориентироваться на эффективность на длинной дистанции, принимая риск безнадежных паровозиков.

Причем большинство команд еще и привезли кучу радикальных обновлений!

Дождь прямо перед стартом квалы только еще сильнее всем все запутал: команды меняли настройки в последний момент, выпускали пилотов на сликах по еще мокрому асфальту и старались как можно сильнее облегчить машины от топлива для балансировки болидов и избежания скольжения. В итоге субботняя сессия превратилась в хаос: Перес поскользнулся и разбил «Ред Булл», Расселл вылетел в первом сегменте из-за недозаливки топлива, а обе «Альпин» вовсе пропустили момент выезда! Финальный сегмент тоже прошел в казиношном ожидании дождя и восстановлении после красных флагов.

В итоге хаотичной сессии тройка лучших оторвалась от пелотона нереально далеко по меркам короткого трека:

«Макларену» повезло с условиями: с одной стороны, уплотнившийся дождем воздух скрыл их слабости с остаточной аэродинамической нестабильностью в медленных поворотах, но в с другой большая часть сессии прошла по сухому треку и позволила выжать максимум из лучшей на данный момент пиковой прижимной силой. Однако уже в гонке ждали новых раскладов – «Феррари» радовалась победе над подскоками и надеялась что-то отыграть благодаря отличному контролю над износом, «Мерседес» тоже котировал себя на уровне топ-3, а «Ред Булл», конечно, тоже не собирался сдаваться!

Гоночные симуляции по темпу из практик в схожих условиях действительно такое и предполагали – битву трех-четырех команд минимум за подиум:

Однако важнейшим моментом все равно оставался прогноз погоды – и он до последнего оставался без изменений (температуру покрытия вообще ожидали до 60 градусов!):

Температура вместе с потенциальным окном сэйфти-кара диктовала и стратегию – не менее двух потенциальных пит-стопов с прицелом на возможный ранний автомобиль безопасности и длинные последующие отрезки. Цель – выиграть соревнование износов и пересидеть соперника, или срежиссировать возможность для сокрушающего финального рывка.

Ведь «софт» оказался быстрее медиума на 0,6-0,7 секунды на круге, однако именно белый «хард» продемонстрировал наивысшую устойчивость к термической деградации, а «медиум» требовал слишком активного пилотажного менеджмента по отчету «Пирелли».

Кто же справился лучше всех? 

Ход гонки: смелый старт Пиастри определил весь исход гонки – подчинил «Макларен» Оскару и устранил шансы Ферстаппена

· Гасли синхронно отправилися на пит-лейн еще до старта: Пьеру установили новый аккумулятор и сменили блок электроники. Юки Цуноде пересобрали практически новое шасси после аварии в квалификации, но его позицию в топ-10 удалось сохранить. Пересу тоже пересобрали болид почти заново – повезло, деталей старых и тех же спецификаций хватило, а настройки решили не менять.

·Норрис на установочном круге пожаловался на проблему с педалью газа. Его болид чинили прямо на стартовой решетке и заменили ему топливную заслонку в последний возможный момент.

·Воздух перед стартом прогрелся до 28 градусов, трек – уже до 46 градусов, и все ждали только повышения температур. «Софт» выбрали Алонсо, Стролл, Албон и Магнуссен, «хард» – рисковые Расселл, Перес и Гасли с Хюлькенбергом.

·Норрис выиграл старт, оттеснил Пиастри, отъехал с идеальной траектории, и Ферстаппен атаковал по внешней – вылетел с трека, но задержал Ландо, и тот провалился на 4-е. Макс вернулся 2-м, Пиастри оказался лидером, Норрис с трудом вернул третье к концу первого круга. Хэмилтон и Леклер опередили Сайнса.

·На 4-м круге после длительных споров с мостиком и начала расследования Ферстаппен все-таки пропустил Норриса обратно на второе. Реакция Макса – «о, так, оказывается, можно выталкивать людей с трека».

Отчасти Макс даже прав – Пиастри жестко атаковал и поддавил обоих лидеров, так и выиграл первое место.

·Албон, Магнуссен и Окон первыми открыли окна пит-стопов на 7-м круге. 

·Алонсо и Риккардо ответили пит-стопом на 8-е круге – но их всех опередил Хюлькенберг, который стартегически остановился еще раньше. Все получили «хард», а Расселл стратегически уже ворвался в топ-10.

·К 12-му кругу Пиастри оторвался на 3 секунды от Норриса и на 5 секунд от Ферстаппена, передавая о возможности комфортно поддерживать нынешний темп. Леклер же начал нагонять Хэмилтона. 

·Стролл дотянул «софт» до 15-го круга и выехал из боксов с «медиумом» 16-м. 

·Хэмилтон первым открыл окно пит-стопов среди лидеров на 17-м круге – и вернулся 7-м, позади Цуноды и перед Расселлом.

·На 18-м круге маневр повторил Норрис – выехал 5-м впереди Цуноды, которого как раз объехал на прямой с DRS. Между ними оказалось меньше 3-х секунд.

·Пиастри заехал за новыми покрышками на 19-м круге с преимуществом в 8 секунд над Ферстаппеном и выехал перед Норрисом с запасом в те же 3 секунды. «Подрезка» съедала по 5-6 секунд с круга.

·Ферстаппен остановился на 22-м круге вместе с Сайнсом. Макс вернулся 5-м в 6 секундах после Хэмилтона, Карлос – 9-м в 2 секундах от Переса.

·Леклер последним из лидеров заехал в боксы на 23-м круге и вернул лидерство Пиастри. Шарль вернулся 5-м – перед Цунодой и позади Ферстаппена.

·Полная расстановка на 25-м круге после ключевых пит-стопов и прогревов шин.

Сайнс же параллельно освободился от Переса, затем обогнал Расселла и Цуноду.

·Перес проехал 29 кругов на «харде» со старта и после визита в боксы вернулся 15-м на «медиуме». Вместе с ним остановился Гасли, а Риккардо уже пошел на вторую остановку. 

·Цунода протянул на круг больше и заехал на 30-м – вернулся все еще 10-м.

·На 33-м круге Перес обогнал Цуноду и вернулся в топ-10, а Ферстаппен достал Хэмилтона.

·На 35-м круге Гасли сошел.

·На 35-м круге Ферстаппен атаковал Хэмилтона, но Льюис сдвинул Макса с оптимальной траектории на линию с большим количеством шинных ошметков – «Ред Булл» соскользнул с трека.

·На 38-м круге Макс вновь насел на Льюиса, а их догнал Леклер. 

·На 41-м круге Хэмилтон и Леклер синхронно заехали в боксы на вторую остановку – «Мерседес» сохранил преимущество над «Феррари». Льюис вернулся 5-м. Реакция Макса – «потрясающе, как мы позволили себя подрезать и окончательно #### мою гонку».

·К 45-му кругу Перес досидел до 7-й позиции!

·На 46-м круге Норрис в ответе на остановку Хэмилтона остановился в боксах и получил прикатанный «медиум» – вернулся 4-м, позади Сайнса и впереди Льюиса. Лидера Пиастри даже особенно оповестили: речь только о защите от «Мерседеса».

·На 48-м круге Пиастри заехал в боксы вместе с Сайнсом и вернулся 3-м после длинной остановки. Тем не менее, ему по радио сказали «не беспокойся о Ландо». №4 тут же получил приказ пропустить напарника, Оскар же ошибся и прокатился по гравию, потеряв секунду и подпортив новые шины.

·Ферстаппен заехал последним на 50-м круге и вернулся 5-м – даже после Леклера.

·На 51-м круге Пиастри вновь пообещали вернуть первую позицию – «когда догонишь Норриса, чтобы он не терял гоночное время».

·На 54-м круге Ферстаппен нагнал Леклера и надавил. С мостика пришел запрос о большей экономии шин, ответ Макса – «нет, не надо мне этого #####, вы дали мне ###### стратегию, и я пытаюсь спасти, что могу, ####».

·На 57-м круге Ферстаппен все-таки додавил Леклера и вырвал 4-е. 

·На 61-м круге Норрис на все уговоры пропустить Пиастри высказался «Ну скажите ему догнать меня». Между напарниками на тот момент оставалось 5 секунд.

·На 62-м круге Ферстаппен вновь нагнал Хэмилтона и атаковал его в битве за 3-е – и вновь Льюис нашел траекторию для обороны.

·На 63-м круге Ферстаппен атаковал с блокировкой в стиле Риккардо и не смог замедлиться – Льюис по инерции подбил Макса, тот слетел с траектоии и пропустил еще и Леклера обратно. 

Инженер Макса отчитал того за детскую реакцию по радио, а инцидент разберут после гонки!

·На 68-м круге Норрис все-таки пропустил Пиастри к победе! 

·Оскар все-удержал первое место и стал 7-м победителем Гран-при в сезоне! После смелого старта и напряженного прессинга по радио на напарника – Норрис все-таки остался вторым, а суперстратеги «Мерседеса» раздобыли Хэмилтону подиум.

Ферстаппену не хватило темпа достать Леклера, а Шарль так и не успел вновь нагнать Хэмилтона.

Ферстаппена, казалось, почти без сомнений ждет штраф и падение на 6-е место за Сайнса – так близко к Пересу он давненько не оказывался – однако Хэмилтон на слушаниях не стал настаивать на наказании для Макса и признал момент гоночным инцидентом. Стюарды приняли его слова во внимание, решили, что тогда и №44 мог бы сделать больше для уклона и оставили чемпиона без штрафа – он сохранил пятую позицию!

Да, Серхио немного вернул очков после аварии в квалификации – однако Расселл проехал не хуже, да и Цунода выдавил аж 9-е на болиде «РБ» после аварии. Потому вердикт по его гонке фактически всего лишь «миссия не провалена».

Макс же просто пытался вытащить сверх достижимого в моменте – и вновь перестарался. Как будто и нет комфортного отрыва в общем зачете – что же творится в голове у чемпиона?

Быстрые выводы после Гран-при Венгрии: «Макларен» официально №2

«Макларен» из-за более плотного дождевого воздуха выглядел мощнее в квалификации, ведь ушла их главная слабость из-за аэродинамической нестабильности, а в гонке им осталось просто не подставиться, пока соперники разбирались друг с другом. На этот раз получилось – хоть и не без внутренних проблем.

Обновления «Ред Булл» сработали: при той же максималке болид Ферстаппена выдавал по 10 км/ч больше в ключевых поворотах по сравнению с Пересом. Доминирование не вернулось, а выжать максимум из болида помешали обстоятельства – тем не менее, они явно все еще в игре и на трассах с большими требованиями к аэродинамической эффективностью еще выстрелят.

Однако «Макларен» теперь официально №2!

«Мерседесу» выжал максимум из неподходяших жарких условий – выловил стратегические ошибки соперников и показал, что скилл восьмикратных чемпионов по спокойной реализации плана все еще при них.

«Феррари» и «Астон Мартин» и «РБ» как минимум стабилизировали машины, вновь уплотнив сражение в середине пелотона. Особенно ярко это проявилось на коротком пилотажном треке – в Бельгии, конечно, разрывы будут выше, ведь на первое место выйдет аэродинамическая эффективность шасси. Там-то и станет ясно, чья машина действительно фундаментально хороша на уровне концепта.

В общем зачете же Пиастри вплотную подобрался к пилотам Скудерии, а Цунода на грани топ-10!

Однако главный вывод все равно один: даже несмотря на спокойную гонку и седьмое место, эра Переса в «Ред Булл» должна завершиться. От нее страдают все стороны – и команда, и пилоты. Недобор очков в Кубок конструкторов ведет к риску потери позиций на ровном месте и утрате практически гарантированных и заслуженных бонусов линейному штату, что точно ведет к внутренней фрустрации и неудовлетворенности

Перес же страдает от неспособности перестроиться на новые машины. Еще в 2021-м на машинах старого поколения он выглядел вполне прилично, ведь тогда контроль над износом покрышек зависел не только от оперирования прижимной силой в повороте – машины были менее «ленивыми» и неповоротливыми, и потому можно было активнее контролировать их разгон педалью газа. А это и есть главная фишка Переса.

Новые машины же требуется переносить в повороты вращением через руль, а педаль газа включать уже позже. Здесь крайне хорош Ферстаппен. При более активном использовании газа на входе появляется недостаточная поворачиваемость, а на выходе – избыточная . От обоих проблем Перес и страдал в разные периоды последних лет – при смене настоек и подходах. От тех же проблем в квалификациях страдает и Хэмилтон, кстати – только у него они связаны с траекториями и подходом к торможениям.

Лучшие отрезки в последние годы у Переса были, похоже, тогда, когда «Ред Булл» пытался делать настройки мощности и дифференциалов под его запросы выдачи с педали газа. И ровно на тех же отрезках Ферстаппен начинал все активнее и активнее жаловаться на дифференциал и поведение со сбоями на некоторых передачах. Ему такие настройки явно не подходили, а поскольку проблема воспроизводится в металле, а сам Макс явно быстрее, путь Переса забрасывали. Чеко же к настройкам Макса за два года так подстроиться и не сумел – для опытного пилота это приговор. Так больше не может и не должно продолжаться.

После провальной квалификации шефы «Ред Булл» все равно пообещали принять решение после Гран-при Бельгии – ведь его первая сессия стартует уже 26 июля. Ваши ставки?

Что еще почитать о Гран-при Венгрии?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson