«Феррари» собирается давить на «Ред Булл» в «Ф-1»? Суперапгрейды уже в аэротрубе, машина лучше, чем кажется
Сезон еще только начинается.
2024-й в «Формуле-1» разворачивается так, словно 2023-й не заканчивался: у Макса Ферстаппена уже 2 победы в Гран-при, «Ред Булл» лидирует во всех зачетах, «Феррари» только подступает на вторые позиции…
Но, может, на самом деле не все так плохо? Вот в Скудерии так не думают – даже несмотря на два поражения!
«Мы выжали максимум, – отметил после Гран-при Саудовской Аравии Шарль Леклер. – В начале отрезков были проблемы – и на «медиуме», и на «харде», тяжело было «включить» шины.
По ходу фазы прогрева шин мне параллельно нужно было обгонять соперников (после пит-стопов). Так что в этом нам было немного сложнее, чем «Ред Булл». Именно в этой фазе они и создали свой отрыв, который и оставался более-менее стабильным до конца гонки.
А к концу отрезков все было довольно хорошо. Позитивная гонка.
Мы делаем маленькие шаги в верном направлении. Если оглянуться на шесть-семь месяцев назад, мы являемся командой, которая добилась наибольшего прогресса».
«Наши ощущения намного позитивнее, ведь мы знаем: если стартуем с таких позиций на таких тяжелых трассах вроде Бахрейна и Саудовской Аравии, то если сделаем шаг вперед – сможем надавить на «Ред Булл», – высказался и шеф «Феррари» Фредерик Вассер. – Когда вы в секунде позади, любые планы ощущались бесполезными, а сейчас у нас уже хороший старт, с него мы можем начинать сражаться.
Думаю, в Джидде «Ред Булл» все равно бы нас обогнали, потому что им легко было атаковать из-за преимущества в скорости на прямых – но таким был наш выбор. В других обстоятельствах у нас все еще будут другие возможности.
Факт в том, что машина намного проще в управлении, чем прошлогодняя. Она представляет хорошую базу для развития, потому что пилотам проще ее читать и понимать, нам проще в ней разбираться и быстро улучшаться, править ситуацию, и в нашем положении это огромный шаг вперед в смысле общей картины».
Советник «Ред Булл» по автоспорту Гельмут Марко тоже не уверен в продолжении оформления дублей – ожидает больше сложностей!
«Это потрясающе, мы очень счастливы: все работает прекрасно: машина, гонщики, стратегия, пит-стопы и износ шин. Две гонки с дублем – большое достижение. Я не против, если так и продолжится. Надеюсь на это, но не особо верю.
Это были две разные трассы. Причем износ шин оказался выше, чем мы ожидали, особенно на «харде». «Феррари» ближе к нам, чем была. Вот почему я не считаю, что такой же результат будет в Мельбурне, Китае или на «Сузуке».
То есть во многом причины побед все те же, что и в 2023-м: у «Ред Булл» все сработало слишком хорошо – и они капитализировали в отрыв мельчайшие проблемы конкурентов. Догонять топовую машину с топовым пилотом без серьезного преимущества в принципе непросто, а когда он успевает создать просвет, задача превращается в совсем малореальную – особенно если на его стороне все работает гармонично. В прошлых сезонах «Ред Булл» напрягала на старте надежность техники и внутренняя борьба между Ферстаппеном и Пересом, а начало 2024-го прошло на трассе даже слишком гладко – оттого и показалось, что разрыв принципиально не уменьшился.
Реально «Феррари» уже сейчас лучше, чем кажется. Ей слишком мешали необычные условия
Леклер не просто так говорил о проблемах с прогревом: несмотря на локации проведения первых Гран-при, на редкость ранние даты и вечерние тайминги заездов гарантировали не слишком высокие температуры асфальта и воздуха. Также при таких условиях из пустынных областей обычно дует сильный холодный ветер, полный песка – и он тоже не помогает со сцеплением.
Вероятно, оттуда же и ошибки многих команд с настройками охлаждения – в таких условиях давно никто в боевом режиме не гонял, да еще и на болидах с подобной невиданной ранее степенью сложности.
«Феррари» вообще чуть ли не сильнее всех пострадала от внезапного перебоя температур на тормозах – из-за них Леклер и потерял первую половину Гран-при Бахрейна. А на второй вообще-то его темп был вполне стабилен – на уровне «Ред Булл»!
На Гран-при Саудовской Аравии история в некотором смысле повторилась – Леклер приближался по темпу к «Ред Булл» по ходу гонки и отставал в ее начале.
Проблема – и сложности с прогревом в необычных условиях, и трафик, и необходимость обгонять соперников. Ведь Ферстапп всю гонку проводит в чистом воздухе и почти без необходимости разбираться с кем-либо после пит-стопов – потому немного экономит и время, и ресурсы. Это чисто лидерский дивиденд, который вносит небольшое искажение в общую картину, но довольно сильно влияет на расстановку, если парня впереди реально никто не подгоняет, а спереди – не сдерживает: его темпы на кругах становятся немного оторванными от остального пелотона. Леклера, например, еще сдержала стартовая борьба с Пересом, которая явно не помогла с поддержанием комфортного состояния шин: пока Макс спокойно контролировал темп и загрузку покрышек, Шарлю пришлось сразу же гоняться и налагать на них дополнительный стресс.
В остальном же данные две гонки подряд показывают: потенциал «Феррари» лучше итогового результата: машина – быстрее, потенциал паритета по износу есть, а значит, и обороняться на «пилотажных» трассах с минимумом прямых вполне реально.
«Новый болид стал быстрее в любых условиях, – оценил прогресс руководитель молодежной Академии, наставник Шарля Леклера и один из самых авторитетных инженеров «Феррари» Джок Клиа. – Стало больше прижимной силы, больше мощности, болид стал легче. Во всех этих областях болид стал немного лучше.
Оба наших гонщика стали намного комфортнее чувствовать себя за рулем новой машины – за счет ее стабильности, предсказуемости в поведении и управлении. И теперь, находясь позади соперника при переменчивых условиях направления и силы ветра, нестабильность не так сильно пугает пилотов.
Мы также считаем, что стали лучше справляться с проблемой износа шин. Так что мы считаем, что стали лучше понимать работу машины в данной области и продолжаем двигаться в правильном направлении».
«Феррари» уже улучшают: в аэротрубе – серьезные обновления
Нет, речь не о моментальных изменениях уже в Австралии. Там будут лишь трековые апгрейды, ведь полугородской «Альберт-Парк» – действительно совершенно не похож на «Джидду» и «Сахир».
«Не думаю, что у нас будет много новинок на этапе в Мельбурне, – подтвердил и Леклер. – Но мне кажется, что сейчас мы неплохо поработали над тем, чтобы выжимать максимум из текущей конфигурации машины».
Тем не менее, первый успех новой версии SF-24 помог инженерам «Феррари» понять, куда развивать машину дальше – по инсайду итальянской Formula1.uno (авторы которой пишут и для Corrierre Della Serra), на базе в Маранелло развернулся очень кипучий процесс доводки машины до более совершенной и экстремальной ЭВО-версии!
В Австралию команда действительно привезет только изначально заточенные под трек твики SF-24 из-за нюансов логистики: грузы на Зеленый континент всегда отправляются сильно заранее, везти туда в пожарном порядке новые детали в эпоху потолка расходов слишком дорого, особенного когда четвертой в календаре стоит теперь идеальная для тестов японская «Сузука» с валом быстрых и среднескоростных поворотов, техничных секций и при этом большими требованиями к мощности.
Однако это не означает автоматическую сдачу: «Альберт-Парк» намного менее обгонный и более пилотажный, а поул Леклер мог брать уже в Бахрейне – при устранении базовых и самых основных проблем команды шанс у него точно будет.
А новинки для Японии уже как раз в аэротрубе – первые изменения опробуют как раз на «Сузуке», и на их основаниях к домашнему майскому этапу в Имоле доведут радикально улучшенный облик. Цель – одновременно и добить проблему с температурными окнами, и еще повысить уровень прижимной силы с учетом расширения окна настроек.
Первым шагом станет полностью новое днище с полностью переработанными туннелями и агрессивно измененными боковыми кромками, чтобы иначе «фиксировать» потоки, а также передние и задние антикрылья.
Далее с поправкой на отработанную в Японии информацию придет черед и агрессивной эволюции общей аэродинамической концепции – включая изменение боковых понтонов в радикальнейшем стиле «Ред Булл» RB19 после Гран-при Венгрии.
В планах – облегчение системы охлаждения через урезку радиаторов и корпуса для него, снижение массы общее изменение формы для повышения общей аэродинамической эффективности шасси ради ускорения болида на прямых. Конкурирующая Gazzetta dello Sport уточняет: с той же целью планируется и расширить туннель-подрезку под радиатором – сейчас она у Скудерии еще довольно консервативна.
Также Formula1.uno утверждает: запущенные перемены – только первый шаг. Инженеры Скудерии крайне довольны данными с тестов и первых гонок по части охлаждения силовой установки со всех машин и планируют еще более радикальные тесты и улучшения по ходу сезона. К перепроектированию подходят все воздухозаборники, включая «гребень» на моторном отсеке, так что ко второй половине сезона SF-24 может перейти совсем другой машиной.
Исток проблем с перегревом и сбоем баланса тормозов на Гран-при Бахрейна «Феррари» и поставщик техники пока не обнаружили, сложилась полная уверенность об отсутствии малейшей связи с рекуператорами энергии – те даже при перегреве плотно упакованных соседних и связанных компонентов продолжали стабильно перезаряжать аккумулятор ровно ожидаемым образом.
«Не хочу показаться пессимистом, ведь мы хорошо провели последний гоночный уик-энд – а в такие моменты нужно сохранять уверенность в себе и наслаждаться ими, – отметил обычно строгий Фредерик Вассер. – Если мы все сделаем правильно, то сможем побороться с «Ред Булл». Мы достигли прогресса во всех областях и теперь нам нужно еще ускориться
Если сравнить наше положение с тем, что было ровно год назад, то мы срезали отставание вдвое. Причем мы добываем дополнительную скорость отовсюду, а не ищем серебряную полю, которая за раз бы улучшила машину на полсекунды в одной области.
Таким же подход был и в прошлом году, и мы смогли сделать очень солидный шаг, улучшаясь в каждой области. Но аэрообвес, конечно, всегда главный ключ.
У нас уже есть обновления в цикле – уверен, они есть у всех, но намного важнее не просто везти новинки, но внедрять их так, чтобы оперировать машиной так, как мы в прошлом году, и тут мы уже хорошо справлялись».
«Если мы продолжим так работать, то, уверен, более серьезное давление на «Ред Булл» – лишь вопрос времени», – постоянно повторяет Леклер.
Верите, что это возможно уже в этом сезоне?
Читайте еще о нынешнем положении вещей в «Ф-1»:
Фото: HOCH ZWEI, Panoramic/Global Look Press; Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson
Элканн оказался очень толковым наследником, последние лет успешно 5 разгребал завалы, теперь пришло время Юве и скудерии. При том, что "большая" Феррари в финансовом смысле чувствует себя очень уверенно.
По собственно тексту есть моменты.
Рисунок 5, Гран-при Бахрейна. Это график дельты прохождения дистанции к победителю. Если темп равный, график будет горизонтальный, если начнет подниматься - темп выше. Если мы смотрим относительно другого пилота, то равенство темпа - линии параллельны. Цитирую: "А на второй вообще-то его темп был вполне стабилен – на уровне «Ред Булл»!". Вообще-то нет, линия Леклера идет вниз по отношению к Ферстаппену. Но почти параллельно линии Переса, хотя вниз идет быстрее. Вот Сайнс идет в темпе Переса, это да.
Рисунок 6, Джидда. Вот тут график несколько другой, это график времен круга по ходу гонки, кто ниже - тот и быстрее. Вот тут действительно, Леклер последние 10 кругов быстрее всех и в том числе Ферстаппена. Что уж тут получилось, износ шин или легкая машина - но факт налицо.
Последние 10 кругов Джидды сулят и в этом сезоне некоторую интригу.
PS В конце гонки в Джидде Макларен был хорош. Третья машина.
А факторов много. Бывает, с расходом топлива на легкой машине в конце гонки баланс меняется. Другой комплект резины лучше подойдет. Это сложный вид спорта.