Скандал в «Ф-1»: гонщик подрезал напарника за нелепый приказной размен позиций! В ответ – мат и шпильки
Подставили стратегией, а в конце казнили.
Первый этап нового сезона «Ф-1» вернулся в стиле предыдущего: Ферстаппен взял Большой шлем (забрал поул, пролидировал всю гонку, выиграл ее и поставил лучший круг), а первая пятерка отстала друг от друга на три, а то и на десять секунд. Но множество ярких моментов и драм с обгонами и техническими неполадками все же случились, а на последних кругах перед ошеломленными зрителями и вовсе развернулась странная и нелепая драма за пределами топ-10 – «РБ» (бывшей «Альфа Таури») спровоцировала конфликт между собственными гонщиками.
На 50-м круге (из 57-ми) пилот команды Дэн Риккардо шел за напарником Юки Цунодой, который вплотную боролся с Кевином Магнуссеном из «Хааса» за 12-е место. Цунода находился в зоне прямого прессинга и атаки, подходящий момент мог подвернуться в любое мгновение (ведь американский болид знаменит нестабильной работой с шинами и на удержании траекторий в поворотах), как вдруг команда приказала пропустить №3: в «РБ» рассчитывали, что на новом мягком комплекте Дэн сможет прорваться в очки. Японец взбесился:
«РБ»: Смена позиций
Юки: Вы смеетесь надо мной, сейчас?!
Цунода держал напарника позади три круга – за это время к ним успел подъехать лидировавший Макс Ферстаппен.
«Да уж, мне даже не нужно что-то говорить», – разочаровался Риккардо.
Юки все же выполнил приказ, однако не без укора в адрес команды.
«Да, спасибо, парни, я ценю это», – сказал №22.
Через круг-два японцу не понравилось, что Дэн пока не смог пройти Магнуссена, потому выплеснул вдобавок:
Юки: Чувак, ему нужно ускориться.
«РБ»: Слышим тебя четко и ясно, Юки. Просто выложись на полную.
Юки: Он вообще не быстрый!
Вот сборник всех эмоций в записи:
На финише Риккардо так и не удалось пройти Кевина, но вернуть позицию Цуноде (часто бывает при размене, но не всегда) ему не приказали. Юки безумно не понравилась ситуация, и сразу после финиша и на круге возвращения в боксы он чуть не снес болид напарника (даже заблокировал резину при подготовке к маневру):
«Какого ###? А, забей. ###### придурок», – прокомментировал по радио Риккардо.
В «РБ» неясность со стратегией: пилоты рассказывают совершенно разное
В послегоночных интервью пилоты по-своему описали ситуацию: в версии Риккардо подобная стратегия обговаривалась заранее, в то время как Цунода вообще ничего не понял.
«Я даже не хочу об этом говорить, честно, – злился японец. – Я готовился обогнать Магнуссена, поравнялся с ним на главной прямой и получил приказ поменяться на несколько последних кругов.
Честно говоря, я не понял, о чем думала команда. Так что надо понять – пока я не понял. Надо рассмотреть, что за этим стояло, я не особо понимаю. В конце концов Дэн тоже его не прошел…»
А вот цитата Риккардо:
«Не знаю [причин]. Я включился по радио и пытался сохранять спокойствие. Сейчас я действую очень разумно, но назовем это незрелостью.
Конечно, он был разочарован командным приказом. Однако давайте вернемся в реальность: мы обсуждали это заранее. Было весьма вероятно, что в конце гонки я получу «софт». Поэтому он понимал, что с какой-то вероятностью у меня появится преимущество по темпу ближе к финишу, и может поступить приказ.
Он не отдал мне очки, мы сражались за 13-е место, так что можно хотя бы дать шанс пробиться в очки одной машиной.
Очевидно, когда ты на мягких шинах и добиваешься от них сцепления, то каждый круг на счету – поэтому нужно реагировать на приказы команды. К тому же, мы были вне очковой зоны, так что терять было нечего. Просто пропусти меня, а там посмотрим, смогу ли я что-то сделать.
В конце концов, 13-й я или 14-й, не знаю, заботит ли это других, но меня нет. Так что если бы команда позволила ему вернуться на свою позицию перед финишем, то я бы пропустил его, потому что для меня это ничего не значит. Если мы не в очках, то какая разница?»
Руководитель «РБ» Лоран Мекьес ответил довольно сдержанно и неопределенно. Из его слов не особо понятно, было ли это заранее подготовленной стратегией или спонтанным решением.
«Смена позиций всегда будет разочаровывать пилота – особенно когда он атакует идущего впереди противника. Ему всегда будет хотеться, чтобы ему дали больше кругов на маневр.
В то же время, думаю, мы были единственной командой на новом «софте» – не воспользоваться этим было бы ошибкой. Я понимаю эти живые эмоции, но уверен, что все будет по-другому, когда мы вместе с пилотами изучим данные и ситуацию в целом».
Тактика изначально была странной: у Риккардо не было шансов побороться за топ-10
Очевидно, в «РБ» ожидали, что после размена позициями Дэн благодаря «софту» прорвется на 10-е место. Однако тактика выглядела сомнительной: ведь на момент приказа (на 50-м круге) между Магнуссеном и Строллом с зачетным баллом сохранялся промежуток в около 10 секунд. Шинам Риккардо на тот момент отсчитало уже 15 кругов – по расчетам Скудерии, например, темп между комплектами должен был сравняться еще пару кругов назад.
На первом отрезке (то есть когда большинство старалось атаковать) дольше всех на резине протянул Ферстаппен (17 кругов, причем шины были уже не новые), который не выжимал максимум из машины (по ходу гонки даже спрашивал у команды, может ли он поддать газу) и ощущал себя идеально на любом комплекте. В таком случае ждать многого от «софта» Риккардо было бессмысленно – даже прогретая трасса не помогла бы.
То есть, по задумке команды, Дэн должен был отыгрывать за круг 1,2 секунды. Странная идея, ведь по среднему темпу в гонке Риккардо уступал не только Строллу, но даже Цуноде:
С другой стороны, Юки лучше подошли настройки – по пояснениям СЕО команды Петера Байера: «Интересно, что Юки, похоже, вполне доволен балансом. Даниэль же по-прежнему хочет более жесткую переднюю ось, и на самом деле у нас получается – на последнем отрезке мы смогли найти для него настройки».
Так что эмоции Юки можно понять – тем более, что у него есть причина злиться: первым пит-стопом Риккардо его еще и фактически подрезал.
А вообще Байеру пришлось детальнее объяснять неразбериху и признавать стратегическую ошибку:
«Мы знали, что побороться с пятью топ-командами за счет чистого темпа будет очень и очень трудно. Для нас открылось окно возможностей из-за [столкновения] Стролла и Хюлькенберга. Это означало, что появился шанс как минимум на десятую позицию, если действовать идеально.
Думаю, стоило сосредоточиться на Стролле и «прикрыть» его на 29-м круге. Он заехал в боксы на 28-м, нам следовало остановиться на 29-м. Это позволило бы, во-первых, избежать борьбы с Магнуссеном, а также неразберихи между гонщиками. Но после гонки легко рассуждать.
Если говорить о командных приказах – да, мы это обсуждали. Мы предупредили Юки, сказали: «Слушай, надо обогнать Магнуссена, иначе мы совершим перестановку». У него было два круга, и он не справился. Так что мы сообщили, что меняем пилотов местами. Мы это обсудили.
[Недовольство –] это нормально. Мы знаем, что он эмоциональный пилот, и он быстрый пилот. Гонщики в пылу борьбы, им непросто – они чувствуют, что способны обогнать. Однако мы видим данные и понимаем, что у них не получится, поэтому и идем на такие решения».
Напряжение в «РБ» можно понять: оба пилота сейчас находятся сейчас под невероятным давлением. С одной стороны, плохая форма и любой просчет второго пилота «Ред Булл» Серхио Переса откроет вакансию в главной команде, и Риккардо с Цунодой – главные кандидаты на замену.
«Что касается Риккардо и Цуноды, то для них речь идет не только о сохранении места в «Формуле-1», но и о возможности перехода в «Ред Булл», это так. Это можно будет сказать в адрес гонщика, который сможет доминировать в команде в этом сезоне», – подтвердил советник «быков» Гельмут Марко.
С другой же, в «Ред Булл» планируют вернуть в «Ф-1» Лиама Лоусона, который удачно заменил сломавшего руку Риккардо осенью прошлого года. Новозеландца собираются посадить в «РБ» уже в следующем сезоне, так что по факту между Цунодой и Риккардо идет борьба на выживание. И Юки сам признает: пока проигрывает напарнику по набору важных аспектов.
«У Даниэля есть навык, которого у меня нет, – цитирует японского гонщика Speedcafe. – Он хорошо сохраняет контроль над эмоциями и собой, а также, по-моему, команда ценит и еще кое-что. Его информация для инженеров намного лучше, а такие качества, как честность и самообладание, очень важны».
В таких условиях под прицелом любой поступок пилотов, поэтому хоть ярость Юки понятна, она идет ему только во вред. Ни в одной топ-команде или команде с амбициями не захотят видеть пилота, который будет устраивать скандал, если что-то идет не по его сценарию. А уж про риски ненужного повреждения болида и говорить не стоит.
В феврале журналист сайта «Ф-1» Лоренс Барретто писал, что в случае неудачи с «Ред Булл» японца могут взять в «Астон Мартин» – туда его сватает «Хонда», которая станет мотористом команды с 2026-го. Вот только если Юки продолжит наносить себе мощные репутационные ущербы, то, скорее всего, место ему придется искать уже в другом чемпионате.
Читайте больше про Гран-при Бахрейна и старт сезона «Ф-1»:
У Леклера крах из-за «Феррари», могучие атаки Сайнса, рывок Переса на подиум с пятого места
Мощная квала: Ферстаппен на поуле, но разрывы минимальные: топ-8 уложился в полсекунды!
Фото: Gettyimages/Mark Thompson, Rudy Carezzevoli; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press