Дрифт – только зрелище и дым? Стиль оценивают как в фигурке? Ультрагид для новичков от главной серии России
От редакции: Вы в официальном блоге Российской Дрифт Серии – одного из главных чемпионатов по дрифту в мире. Здесь увлекательно и максимально авторитетно рассказывают о RDS и самом дрифте. Такое точно заслуживает плюса!
Со стороны может показаться, что главное в дрифте – зрелищно и дымно проехать в управляемом заносе от старта до финиша. Но эта простота обманчива. На самом деле, судьи оценивают движения пилота по множеству критериев, включая «стиль», – как в фигурном катании. Давайте разберемся, как все работает, и как будут судить соревнования Российской Дрифт Серии в 2024 году.
Начнем с правил
Соревнования по дрифту состоят из трех частей: официальные тренировки, квалификация (одиночные заезды) и хиты (парные заезды). В квалификации у каждого пилота есть две попытки. Задача – проехать оцениваемый участок трассы точно по судейскому заданию. В судейском задании задана траектория, по которой надо провести автомобиль, угол заноса на каждом участке трассы и элементы стиля, которые хотят увидеть судьи. К стилю относятся агрессивность или плавность проезда, мягкость или резкость и так далее. В зачет идет лучшая попытка.
По результатам квалификации начисляются очки и формируется сетка парных заездов, в которую, как правило, проходят 32 участника, показавших лучший результат. Эта стадия называется ТОП-32. Общий принцип такой: 1-й против 32-го, 2-й против 31-го и так далее. Следом ТОП-16, ТОП-8, полуфиналы и финал. В чемпионатах RDS GP и RDS EUROPE используется «олимпийская система» на выбывание: на этапе побеждает тот, кто не проиграл ни одного хита. В других соревнованиях можно встретить систему «Double Elimination» (с выбыванием после двух поражений) или «круговую систему» (каждый пилот проезжает хит с каждым из соперников).
Парные заезды – это основная часть соревнования. В ней участвуют только пилоты, прошедшие квалификацию. Для каждой пары спортсменов проводится хит (серия из двух заездов): сначала один пилот едет в роли лидера, а второй его преследует; затем во втором заезде они меняются ролями. Задача лидера – проехать четко по квалификационному заданию, но не мешать преследователю. Преследователь же должен синхронно повторять движения и траекторию лидера, находясь как можно ближе к нему, но не обгоняя его. Обгоны в дрифте запрещены.
Чтобы определить победителя, судьи сравнивают проезды двух пилотов в каждой роли. Сначала оценивают проезд лидера первого заезда с проездом лидера второго, затем проезд преследователя первого заезда с проездом преследователя второго. Лидера оценивают по степени выполнения судейского задания, а преследователя вот так:
Приближение – достижение минимально возможного расстояния между автомобилями (вес 40% от общей оценки);
Синхронность – способность повторять все движения лидера одновременно с ним (вес 30% от общей оценки);
Траектория – способность максимально точно выдерживать траекторию лидера (вес 20% от общей оценки);
Угол – способность двигаться с углом, не меньше, чем у лидера (вес 10% от общей оценки).
Вес проезда в качестве лидера выше, чем преследователя, а опоздание на старт, технический сход или признание виновным в аварии всегда ведет к проигрышу хита. Каждый из судей выносит решение, и победитель определяется большинством голосов. Если же спортсмены ехали одинаково хорошо (или одинаково плохо), и сразу определить победителя не удается, то назначается перезаезд хита (ОМТ – one more time).
Начните с этого видео RDS GP 2022 – тут простым языком с видеопримерами описаны основные правила дрифта:
А судьи кто?
Как правило, на судейской вышке работают три человека, которые оценивают и квалификационные, и парные заезды. Как в любом профессиональном спорте, здесь ничего не делается просто так — и число судей, и их рабочее место выбраны не случайно. В соревнованиях РДС чаще всего используется 20-метровая автовышка. Если вы подниметесь на 7 этаж и посмотрите в окно, то сможете представить, на какой высоте работают судьи RDS GP, чтобы видеть весь оцениваемый участок трассы.
Зачем так высоко? Все дело в том, что в зависимости от точки и угла обзора картинка очень сильно меняется. Для красоты трансляции видео дрифта чаще всего снимают сбоку, но для чистоты судейства на вышку идет картинка со специальных судейских камер, которые дают более объективный вид. Бывает так, что при просмотре сбоку (с трибуны или в трансляции) заезд кажется очень близким и параллельным, но при взгляде сверху судьям видны все ошибки и неточности. Решения судей дрифта являются окончательными и не подлежащими пересмотру, а это значит, что в их распоряжении сразу должен быть весь набор инструментов для всесторонней оценки заездов.
Что входит в этот инструментарий? Во-первых, собственный опыт судьи. Это самый ценный ресурс. Во-вторых, система телеметрии RDS Drift Dynamics, которой посвящен отдельный материал - обязательно его изучите, чтобы лучше разбираться в принципах ее работы. В-третьих, судейская камера на 50-метровом кране (высота 16-этажного дома!) и другие камеры на трассе, позволяющие просмотреть видеоповторы заезда с разных ракурсов.
На судейской вышке Гран-при Российской Дрифт Серии на протяжении последних сезонов работают исключительно профессиональные спортивные судьи, имеющие большой опыт пилотажа в дрифте. По мнению руководителя РДС Дмитрия Добровольского, это лучший вариант – судьи-пилоты оценивают заезд, опираясь не только на знание правил, но и на собственный опыт парного дрифта и понимание физики движения автомобиля. Иногда бывает так, что заметная зрителю ошибка на самом деле таковой не является, а визуально ровный заезд на деле судьи оценивают не очень высоко. Все потому, что они видят и понимают, где и по какой причине пилот допустил ошибку. Так что гоночный опыт и авторитет судьи – незаменимый и очень важный фактор в оценке заездов.
Почему судей именно трое? На самом деле, судить заезды в дрифте может и один, и два, и три человека – все зависит от того, насколько организатор конкретного турнира ограничен в своих возможностях. Оптимальный вариант именно трио. При таком раскладе каждый судья отвечает за один критерий и сосредоточен на конкретной области оценки.
Траектория, угол, стиль
Заезды в дрифте оцениваются по трем основным критериям: траектория, угол и стиль. Каждый критерий имеет свой удельный вес в общей оценке – от 10% до 50%. В разных соревнованиях по дрифту этот баланс меняется в зависимости от судейского задания, трассы и даже с учетом уровня пилотов. Например, в «младших» сериях, где спортсмены только набираются опыта и выступают на более простой технике, стиль будет иметь меньший вес, чем траектория. А вот от участников RDS GP судьи вправе ожидать высочайших результатов по всем трем критериям.
Всю информацию о том, как будут выставляться оценки и за что будут вычитаться баллы, спортсмены узнают на официальном брифинге по судейскому заданию до начала квалификационных заездов. Судейское задание наносится на трассу специальной разметкой: полосками обозначаются «клиппинг зоны», которые автомобили пилотов должны пройти по всей длине, а прямоугольниками – точки касания («тач-энд-гоу»). Автомобили должны коснуться этой точки в произвольном месте, но обязательно в границах разметки. Также в судейском задании отмечаются линия старта и линия финиша, зона постановки, «ноу-гоу» зоны (в них нельзя заезжать лидеру) и зоны замедления.
Оцениваемый участок трассы обычно поделен на несколько секторов: в каждой зоне устанавливается вес критериев оценки и отмечаются ошибки, за которые будут сниматься баллы. Все это судьи рассказывают на брифинге. Здесь важно понимать следующее. Каждый «боевой» проезд пилот начинает, имея на своем счету максимально возможные 100 баллов, которые разделены между тремя судьями пропорционально весу каждого критерия. В примере судейского задания первого этапа RDS GP 2023 выше применено соотношение: 35 баллов – траектория (Line), 35 баллов – угол (Angle), 30 баллов – стиль (Style). За промахи мимо клипов, растянутые перекладки с замедлением темпа, выезд одним или несколькими колесами за пределы трассы и другие ошибки баллы снимаются.
В этом видео разбираются ошибки пилотов по нашему примеру судейского задания с первого этапа RDS GP 2023 на автодроме «Москоу Рейсвей»:
Ошибки траектории
Судья траектории, если брать наш пример первого этапа RDS GP, имеет на старте заезда 35 баллов. Оценивая такие критерии, как глубина заполнения внешних клиппинг-зон (OZ), внутренних клиппинг-пойнтов (ITG), зон «тач-энд-гоу» (TG), соблюдение ограничений «ноу-гоу» зон и границ гоночной дорожки, он определяет, сколько вычесть из этих 35 баллов за допущенные пилотом помарки.
Самые явные и хорошо заметные зрителю ошибки – это колеса за пределами трассы. Как правило, вылет одним колесом за пределы трассы – минус 2 балла, двумя колесами – минус 5 баллов, тремя колесами – минус 10 баллов за каждое (!) нарушение. А если выехать за пределы гоночной дорожки всеми четырьмя колесами, это фиаско – заезд разом обнуляется по всем трем критериям.
Ошибки угла заноса
Если траекторию движения автомобиля можно более-менее точно оценить визуально, то отследить угол невооруженным глазом уже весьма непросто. Хотя бы из-за того, что на него серьезно влияют габариты машины. Поэтому опыт судьи тут очень важен. В ходе заезда он контролирует соответствие угла заноса автомобиля разрешенному углу, установленному судейским заданием в каждом секторе трассы. Оценивает стабильность набранного угла (то есть наличие или отсутствие корректировок), скорость и точность набора угла.
Самые распространенные ошибки по этому критерию: угол меньше минимально разрешенного в данном секторе или больше максимально допустимого, корректировки угла, слишком медленное или ступенчатое изменение угла. В RDS GP для максимальной точности оценки угла заноса применяется система телеметрии RDS Drift Dynamics. Сверяясь с зафиксированными данными, судьи RDS GP часто видят, что ошиблись «на глаз» только на несколько градусов. Вот, что значит опыт.
Ошибки стиля
Стиль – самый субъективный критерий. Он делится на два компонента: «самоотдача» и «плавность вращения». «Самоотдача» (Commitment) подразумевает качество движения машины по траектории. В официальных правилах соревнований по дрифту это сформулировано следующим образом: «В идеальном проезде автомобиль должен максимально эффективно разогнаться, поставиться в соответствии с судейским заданием и двигаться с максимально возможной на данном участке скоростью, снижать скорость только в зонах замедления, уверенно и с самоотдачей заезжать во все внешние зоны и внутренние клиппинг-пойнты, максимально использовать ширину трека, не нарушая заданной траектории».
Ошибками при оценке «самоотдачи» считаются: несоблюдение заданной траектории, не соответствующее судейскому заданию изменение темпа, намеренное или случайное изменение темпа разгона перед постановкой.
Что до «плавности вращения» (Fluidity), то здесь оценивается качество движения автомобиля вокруг своей оси. «В идеальном проезде автомобиль должен очень быстро достигать нужного угла заноса и делать это без корректировок, осуществлять резкие и точные перекладки», – гласят правила. Ошибками считаются несоответствующая судейскому заданию постановка (медленный или ступенчатый набор угла заноса, недостаточный угол заноса), нерезкие и неточные перекладки, перекладки через «распрямление».
Цена ошибок
Ни в одном виде спорта, а уж тем более в автомобильном, избежать ошибок не может даже самый опытный спортсмен. Другое дело, что цена этих ошибок сильно варьируется в зависимости от уровня их критичности для общей оценки. В российском дрифте ошибки делятся на четыре основные категории:
Незначительная ошибка (снижает оценку на величину до 10%);
Существенная ошибка (снижает оценку на 10-25%);
Грубая ошибка (снижает оценку на 25-50%);
Критическая ошибка (сразу обнуляет заезд).
Возможные ошибки и их «цену» судьи описывают в судейском задании, чтобы пилоты сразу могли понимать, чем грозят их помарки для итоговой оценки. Наиболее значимыми, которых надо избегать любым возможным способом, являются критические ошибки:
Разворот автомобиля;
Opposite drift – движение с направлением заноса, противоположным тому, который требуется на данном участке по судейскому заданию;
Продолжительное прямолинейное движение;
Недопустимый заезд лидера, то есть действия, которые не позволяют преследователю выполнить судейское задание. Это может быть резкое изменение темпа или угла; траектория, не позволяющая преследователю оставаться в рамках гоночной дорожки; использование технических приемов, которые считаются неспортивными или опасными;
Выезд за пределы гоночной дорожки четырьмя колесами;
Отсутствие постановки до последней точки постановки;
Обгон лидера преследователем на оцениваемом участке;
Полная остановка или критическое замедление до линии финиша;
Неконтролируемый финиш – ситуация, когда пилот совершил критическую ошибку после финиша, но начало этой ошибки очевидно было до линии финиша;
Потеря элементов кузова, деталей и агрегатов во время заезда, а также открытие капота, дверей или багажника, создавшие помеху другому участнику заезда;
Дистанция между автомобилями более двух клипов. Это ситуация, когда парный заезд уже нельзя назвать парным: преследователь еще не заехал в предыдущий клип, когда лидер уже выехал из следующего;
Третье замечание у одного из пилотов в рамках одного хита.
На усмотрение судей могут быть установлены и другие критические ошибки, которые заранее прописываются в судейском задании. Если один из пилотов обнулил свой заезд, а второй оба заезда проехал результативно, победа в этом хите присуждается второму.
Решение о победе в хите судьи принимают только после сравнения двух заездов. Поэтому если оба пилота в одном заезде хита получили «0», а в другом заезде проехали результативно, либо разные пилоты получили «0» в разных заездах одного хита, то назначается ОМТ – ведь сравнить заезды в роли лидера и преследователя становится попросту невозможно. Кстати, если ошибся лидер, то с момента его критической ошибки заезд преследователя не оценивается. Но если заезд стал нулевым для преследователя, то лидер обязательно должен продолжать заезд до конца – если он распрямится или остановится, то тоже получит «0». Так что не стоит удивляться, если после каких-то инцидентов на трассе один пилот добирается к финишу на прямых колесах, а другой – движется в заносе.
О судействе дрифта можно говорить бесконечно, погружаясь в мельчайшие детали, но для понимая соревнований Российской Дрифт Серии на уровне продвинутого любителя вполне достаточно этих знаний. Изучайте словарь дрифта, читайте правила, смотрите обзоры этапов прошлых сезонов и со всем знанием дела присоединяйтесь к тысячам фанатов на трибунах!
Новый сезон RDS EUROPE стартует 13–14 апреля в Ростове-на-Дону, а первый этап Гран-при Российской Дрифт Серии пройдет 28–29 апреля на столичном «Москоу Рейсвей». Билеты в продаже.
Всем дрифт!
Фото: RDS GP.
А за сериал спасибо, попробую глянуть.