Следующий сезон в «Ф-1» станет кошмаром с одним победителем? «Ред Булл» и все его соперники так не думают!
«Мерседес», «Феррари», «Макларен» – все жаждут борьбы.
Закончился 2023-й – год полного кошмара для чемпионский интриги в «Формуле-1». «Ред Булл» выиграл 21 Гран-при из 22-х, Макс Ферстаппен оформил 19 викторий – и по-хорошему соперники еще только два-три раза приближались к потенциальному перехвату главного кубка дня.
Однако в реальности по-настоящему пелотон уничтожала только машина с гордым №1. Болид Серхио Переса с двумя единичками чаще стартовал из глубины и едва прорубался в топ-5 или на подиум, а соперники «Ред Булл» норовили вырваться вперед и приблизиться. При любом удобном стечении обстоятельств: в квалификациях «Феррари» забрала полдюжины поуолов, на стартах врывался «Мерседес», «Астон Мартин» под управлением Фернандо Алонсо прессинговал и временами обгонял как минимум Переса, а «Макларен» после провала первой трети сезона и пары обновлений нашел вектор постоянно прогресса. Ландо Норрис раз за разом преследовал Ферстаппена и временами даже обходил на пару кругов (как на старте в Великобритании). По мнению №4, только ряд мелких помарок в целом ряде Гран-при подряд помешали ему закончить сезон обладателем пары победных кубков и призовых шин за поулы.
«Я общаюсь с болельщиками и читаю жесткие комментарии о том, каким скучным вышел сезон – предположительно из-за доминирования одного сочетания [гонщика и команды], – высказывался бывший пилот и нынешний английский голос «Ф-1» на Sky Sports F1 Марин Брандл. – Если говорить обо мне, то, полагаю, я никогда не видел такую плотную борьбу, обгоны и риск во всем пелотоне – и соперники лишь сближались по ходу сезона.
Мы много раз видели, как в квалификации лидеры и большие игроки не реализовывали свой потенциал, не показывали достойные времена, и их мог переквалифицировать и даже опередить в гонке практически любой пилот в машине из средней группы. В этом году аутсайдеров не было.
Борьба [«Мерседеса» и «Феррари»] и четырех гонщиков стала американскими горками восторгов и разочарований по ходу сезона».
«Макларен» вообще нашел стабильный вектор развития и улучшался быстрее всех в сезоне, «Мерседес» еще на старте переключился на машину для 2024-го, экспериментировал с деталями для нее до последних этапов и едва не пришел на шансу на победу на Гран-при США, а «Феррари» после этапа в Японии разобралась наконец с настройками.
Будет ли та же доминирующая картина и в следующем году? Кажется, и «Ред Булл», и их конкуренты так не думают!
«Ред Булл» не верит в повторение такого сезона: «соперники не тупые и подтянутся»
«Сомневаюсь, что такой сезон повторят при моей жизни, – высказался шеф чемпионов Кристиан Хорнер. – Соперники у нас сильные, а регламент не меняется. Стабильность регламента всегда приводит к эффекту гармошки. Уверен, борьба в следующем сезоне будет куда более плотной. Это другой вызов.
Мы можем проиграть. Мы видели такое в 2020 году с «Мерседесом». Если помните, это был самый доминирующий сезон команды. Тем не менее, в 2021 году нам удалось ее победить.
Мы видели, что соперники приближались на разных автодромах, и, уверен, концепции будут становиться более похожими.
«Мерседес» будет крайне мотивирован, я в этом не сомневаюсь. Убежден, напряженность соперничества будет как никогда высокой».
«Другие команды улучшат свои болиды и приблизятся, – высказался Ферстаппен. – Я не считаю реалистичным повторение такого количества побед.
Соперники не тупые. Все они делают выводы. Разумеется, чем дольше регламент остается неизменным, тем плотнее пелотон, потому что команды начинают понимать, в каком направлении развиваться.
К счастью, мы очень здорово стартовали с этими правилами, но, безусловно, я ожидаю, что в следующем году остальные коллективы сделают шаг вперед по отношению к нам. Не знаю, какая именно команда, поскольку у всех, кроме нас, были взлеты и падения. Конечно, надеюсь, они останутся позади».
«Макларен» целит в победы!
«Если бы Макс наступил на банановую кожуру, расклады довольно сильно отличались бы в плане подиумов, вторых мест, – обратил внимание исполнительный директор всего концерна «Макларена» Зак Браун. – Мы видим прекрасные третьи сегменты, даже если посмотреть на времена команд на девятой и десятой позициях. Что касается борьбы за титул, то, вероятно, набор персонажей окажется тем же, но, думаю, «Формула-1» станет более конкурентной.
Для нашего спорта будет здорово, если вместо такого уровня доминирования мы увидим, как 7-8 пилотов претендуют на победу каждый уик-энд. Cчитаю, мы движемся в этом направлении.
Каждый из соперников нагоняет [«Ред Булл»] в определенный момент, в конкретный уик-энд, и я не думаю, что мы так уж далеки. «Феррари» выглядела чертовки сильно, «Мерседес» хорош по субботам, у нас случаются удачные дни, «Астон Мартин» стартовал невероятно мощно. Мы недалеки от схлопывания пелотона».
«Могу ли я выиграть в 2024-м? Да, сто процентов, – заявил Ландо Норрис. – Ведь я остаюсь в «Макларене», и чувствую, что мы близки. Сейчас в нашем распоряжении гораздо больше всего, в команде начинают работать новые специалисты. Команда находится в лучшем положении за последние лет десять. Мы наконец-то запустили собственную аэродинамическую трубу, многие другие вещи тоже складываются как никогда удачно.
Если за последние пять лет в моей жизни и был момент, когда я чувствовал себя наиболее уверенно – то это, вероятно, происходит именно сейчас, в отношении сезона-2024».
«Феррари»: перестройка на 95% и хорошие предчувствия
В Скудерии после бесконечных лет с громкими и амбициозными предсезонными целями и неизбежным жутким разочарованием старта и финиша сменила тактику: с новым шефом Фредериком Вассером в Маранелло стараются противостоять эмоциям и тщательно взвешивать каждое слово.
Больше никаких громких обещаний без сверки с данными тестов – даже инсайдеры из Маранелло пока только говорят о предметах переработки (вроде доработки днища и расширения окна настроек).
Тем не менее, кое-что из слов Вассера можно расценить как намек: «В новом болиде мы поменяем 95 процентов компонентов – не знаю, возможно, вы посчитаете это революцией, но сам я не знаю, будет ли это так. Ожидания таковы, что мы сделаем неплохой шаг вперед, и сосредоточены мы только на себе».
Пилоты чуть оптимистичнее!
«Я на 100 процентов уверен, что мы сделаем шаг вперед в следующем сезоне, – заявил Шарль Леклер. – Увы, в этом виде спорта все относительно. Если «Ред Булл» найдет еще секунду, все остальные будут выглядеть плохо.
Предстоит большая работа, и все это понимают. Я доверяю команде – мы не врем друг другу. Поэтому я верю, что мы догоним, но не могу говорить о сроках».
«Макларену» удалось совершить такой скачок вперед по ходу сезона – я абсолютно уверен, что «Феррари» способна добиться того же за зиму, – поддержал и Карлос Сайнс, ранее гонявший как раз за «Макларен». – Это должно быть вполне реалистичной целью – на равных бороться с «Ред Булл», начиная с первой же гонки сезона-2024.
В этом сезоне было сразу несколько трасс, где в квалификациях мы были быстрее «Ред Булл» на 0,3 секунды. У нас в «Феррари» есть все необходимые ингредиенты, чтобы команда могла сказать свое слово в борьбе за чемпионский титул».
«Мерседес»: нет волнений, найдена путеводная звезда
Пока шеф и акционер восьмикратных чемпионов мира Тото Вольфф рассказывает о трудностях победы над нынешним «Ред Булл» и сохранением культуры без поиска виновного и увольнений за ошибки, пилоты выражают сдержанный оптимизм – от жалоб на машину 2023-го пока не осталось и следа. Вместе со старой концепцией болида.
«Машину следующего года мы готовим с чистого листа, – пояснял Джордж Расселл. – Не ломаем голову над тем, почему так сильно отстаем от «Ред Булл» – это плюс. Мы долго работали над новой концепцией болида, в нее было вложено много сил и средств, потому уверенности больше.
В прошедшем сезоне у нас под рукой не было всей необходимой информации – возможно, мы приняли несколько поспешных решений. Когда мы впервые выехали на трассу в этом году, то поняли, что сделали шаг вперед в нескольких областях, но в тот момент мы не осознавали объем багажа (проблем) от предыдущей машины. Сейчас мы лучше стали понимать, какие решения и детали наиболее эффективны.
На старте сезона мы будем занимать более сильные позиции в сравнении с тем, что было на старте прошедшего сезона».
«В начале сезона мы не видели путеводную звезду и не знали, в какую сторону нам идти, к чему стремиться, – согласился и Льюис Хэмилтон. – Двигались своего рода зигзагами. Время от времени случалось что-то хорошее, происходил прорыв, и ты думал: «Да, вот оно». А потом все снова менялось.
Теперь же я действительно верю в то, что мы увидели свою путеводную звезду и знаем, в каком направлении должны двигаться – у нас не было этого последние два года».
«Астон Мартин»: грядет фантастический сезон. И аутсайдеры с боссом «Ф-1» поддерживают!
«Посмотрите на топ-10 финальной гонки в Абу-Даби – восемь команд, насколько плотной вышла квалификация, это феноменально, не так ли? – согласился и директор «Астон Мартин» по производительности Том Маккаллоу. – При стабильном регламенте есть элемент сближения.
Некоторые коллективы очень хорошо развивались в нынешнем году. Считаю, следующий сезон будет фантастическим для нашего спорта. Важную роль будет играть работа команд в гонках, и я не думаю, что разрывы окажутся огромными».
«Сейчас наш спорт стал еще более конкурентным, – высказался советник недавнего безнадежного аутсайдера «Уильямса» Дженсон Баттон. – В группе лидеров сражается много больших команд. Одна крошечная промашка – коллектив откатывается на четвертое место.
Догнать «Ред Булл» тяжело, однако соперники приближаются. Во второй части сезона команды вроде «Макларена» и «Мерседеса» навязывали «Ред Булл» очень плотную борьбу.
В следующем году возможны неожиданности. Я не считаю, что все будет складываться в пользу «Ред Булл». Команда провела исключительный сезон, и у меня нет ощущения, что следующий окажется таким же».
Даже бывший техдир «Макларена» Джеймс Ки, работающий теперь в «Заубере» (будущая «Ауди»), видит шанс для рывка своей команды!
«Решетка необычайно плотная, – высказался инженер. – Если не следить за показателями, со стороны это неочевидно, потому что расклады все еще остаются похожими. Но если посмотреть на времена на круге, пелотон разделяют 1,5 процента. А порой разрывы даже меньше.
Сравните нас с «Мерседесом» или «Ред Булл»: разница в нескольких поворотах, немного отличаются торможения или что-то в таком духе. Различия не такие огромные, какие были раньше между восьмой-девятой и первой-второй позициями. Несколько лет назад разница бросалась в глаза.
Открываются большие возможности, если правильно действовать как на трассе, так и на базе. Нет никаких причин считать, что мы застряли на своей позиции – можно продвинуться вперед. Вся группа с пятого-шестого места до десятого необычайно плотная, и есть все основания полагать, что мы можем добиться прогресса».
«Макларен» в этом сезоне доказал неправоту людей, которые говорили о том, что при таких ограничениях бюджета развивать машину в достаточной степени просто невозможно, – отметил шеф «Формулы-1» Стефано Доменикали. – И посмотрите на плотность. В последней квалификации результаты 20 машин уместились в секунду.
Думаю, борьба станет плотнее. Все команды ставят перед собой цель показать уровень своих инженерных и технических возможностей и стремление прибавить».
Верите им?
Босс инженеров « Мерседеса» разбил мифы о разработке машины – все о концепции болида «Ф-1»
Предсказуемость – не главный удар доминирования «Ред Булл» по «Ф-1». Есть две проблемы намного хуже
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose, Buda Mendes, Peter Fox, Chris Graythen; HOCH ZWEI/Global Look Press
Вполне вероятно что в квалах кто-то где-то будет цепляться, и даже стоять на решетке выше Макса, но в гонке предпосылок к борьбе нет и вряд ли будут.
Каждый год мы слушаем песни про интриги и борьбу.
А в целом, нейтральным зрителям точно стоит надеяться, что ближе всех подтянутся стрелы. Сдается мне, что при прочих равных именно Мерседесы в состоянии хоть что-то противопоставить. Только там есть пилот, который здесь и сейчас готов конкурировать с Максом в относительно равных условиях, остальных он так или иначе уничтожит. Только там есть все же в большинстве своем грамотный мостик и стратеги. Плюс стоит признать, что Мерсы умеют докручивать болиды.
Не люблю Фур, но уже хочется перестать смотреть на муки их фанатов, это правда не смешно. Трезвости на мостик им побольше, тогда глядишь и они втиснутся в борьбу.
Ну и ждем сюрпризы от Маков.
Звучит как мечта на следующий сезон Формулы в ожидании очередных отрывов РБ на второй передаче)