Германия 93-го: последняя и 51-я победа Алена Проста в карьере, подиум Шумахера и Бланделла, взрыв колеса у Хилла
Пройдет немало времени, прежде чем Деймон Хилл забудет о Гран-при Германии, а именно о событиях, развернувшихся за два круга до конца гонки.
«Это разочарование в миллион раз хуже, чем в Сильверстоуне, - признал он, - потому что здесь работа была уже почти сделана. Там еще нужно было провести гонку с Аленом. Здесь же это была моя гонка. Я ее выиграл…».
Так вышло, что именно необычные обстоятельства позволили ему выйти в лидеры гонки. В то время как в квалификации «Уильямс-Рено» заняла привычный первый ряд стартового поля, но в то же время было интересно наблюдать за борьбой позади, так как фактические отрыв от Михаэля Шумахера на «Бенеттон-Форде» и Айртона Сенны на «Макларен-Форде» не вырос, а даже сократился, причем на моторном автодроме, где «Рено» должны были иметь преимущество. Хоккенхайм тех лет, как мы все помним, моторная трасса, требующая эффективного торможения. Все это было на стороне «Уильямса»: мотор RS5 и АБС. Второе является заслугой Патрика Хэда.
Но что еще есть в Хоккенхайме, так это неровности. По всему автодрому много мелких ямок, что в поворотах уже становится угрозой. Наблюдать за прохождением этих поворотов болидами тех лет – это наблюдать за зверем, испытывающим сильные муки. Например, «Тиррелл» вообще вилял и кренился в разные стороны. Как и многие другие, они поднимали оба передних колеса в коротком рывке между жестким правым поворотом перед второй шиканой и левым быстрым поворотом в середине нее. От этих симптомов, вероятно, никто не был застрахован, но «Бенеттон», похоже, справлялся с этим лучше всех.
Очередной провальный старт Проста
Другая особенность Хоккенхайма – это минимальная прижимная сила из-за длинных прямых, и в этом кроется причина проблем FW15C на неровных трассах с сочетанием низкой прижимной силы. Ни Хилл, ни Прост не были особенно довольны своей машиной во время квалификации, хотя в гонке, когда все успокоилось после суматошных первых кругов, ни тот, ни другой не выглядели особенно уязвимыми. Тем не менее, именно они обеспечивали весь интерес к гонке вплоть до досадного схода Хилла. Деймон, как обычно, выиграл старт. И снова Прост тревожно отставал.
Француз понял, что его автомобиль начал двигаться медленнее, как это произошло изначально в Монако, и в свете того, что должно было произойти дальше, не мог отделаться от чувства иронии. Когда Шумахер метался из стороны в сторону, чтобы занять второе место, Сенна обошел Проста и занял третье место, а Мартин Брандл немного проиграл, так как ему пришлось замедлиться из-за параллельной гонки с Айртоном, потому что его путь был перекрыт «Уильямсом». Каким-то образом, вопреки ожиданиям тех, кто наблюдал аварию на этапе «Ф3000» в предыдущий день, все 26 машин смогли проехать через первый поворот без серьезных повреждений, хотя Эрик Комас практически сразу выбыл из-за поломки трансмиссии. Как и в Великобритании, его гонка была короткой.
На подходе к первой шикане Прост достаточно быстро восстановился, и они с Сенной оказались рядом друг с другом. Француз занял внутреннюю линию в правом повороте, но оба они были уже далеко за пределами своей обычной точки торможения. «Мы с Аленом затормозили очень поздно, - признался Айртон. «Не знаю, соприкоснулись ли мы, но мы оба были за пределами своих возможностей».
Они не совсем соприкоснулись, когда заходили в поворот, но в середине его они были очень, очень близки. Между ними можно было просунуть папиросную бумагу, но при этом можно было отдавить пальцы.
Вместе с Сенной они закрутились в шикане
Обычно Прост уступал, но не в этот раз. «Со мной такое редко происходит, честно признался он, - но я решил не отступать». Сенна, что вполне предсказуемо, то же не собирался этого делать, но их темп превысил все допустимые пределы. Когда Сенна попытался перехватить инициативу, держась за внутреннюю линию в левом повороте, то попал на гравий и закрутился, в то время как Прост то же столкнулся с неизбежной избыточной поворачиваемостью. Позади них Брандл получил гравий от Айртона. Разъяренный бразилец сидел лицом к встречному потоку до тех пор, пока все проедут мимо, и только после этого совершил разворот, чтобы повернуться лицом в нужном направлении.
Однако на этом инциденты на первом круге не закончились. Когда Хилл лидировал перед Шумахером в шикане, то Мартин нечаянно попробовал новую траекторию.
«Мои шины все еще были покрыты гравием после первой шиканы, - сказал он, - а на втором повороте моя машина занервничала на скорости 320 км/ч, как только я коснулся тормозов. После двух полных оборотов на 360 на внутренней стороне трассы при подходе к шикане я поехал по аварийной дороге задом наперед, а в такой ситуации очень сложно точно управлять машиной! У меня не было другого выхода, как ехать так, как я ехал».
В этот момент и у него, и у Проста начались проблемы, поскольку стюарды сначала не увидели происходящего на своих экранах. Прост, осторожничая из-за состояния шин и не зная, насколько глубоко он может зайти на торможении, перетормозил. «Я смотрел в зеркала, чтобы понять, как поздно я смогу затормозить, и потому чувствовал себя не очень комфортно. Я знал, что у меня есть небольшое преимущество перед Мартином, поэтому подумал: "Хорошо, заторможу чуть раньше и буду осторожен". Затем я увидел его за моей спиной, едущим задом наперед!».
Прост и Брандл получили спорное наказание
К счастью, он успел заметить сине-белое пятно в момент появления вращающегося «Лижье» и широко свернул, чтобы избежать столкновения с ним. «Я только успел увидеть его и понял, что, если бы я хотел пройти шикану, он бы врезался в меня. Поэтому я решил ехать прямо, специально». Удивительно. Мартин собрал все силы и продолжил движение на четвертом месте, когда Ален выехал обратно на трассу. Бланделл, сидевший позади них, немного отстал и закончил круг на пятом месте, опередив Патрезе, Бергера, Алези, Андретти, Вендлингера, Сузуки и Уорвика (который мужественно решил принять участие в гонке после ужасной аварии на утренней разминке, но сошел), Херберта, Фиттипальди, Занарди, Лехто, Баррикелло, Аллиота, Бутсена, Катаямы, Мартини, Бадоера, Альборето, Сенны и де Чезариса. Им потребовалось несколько кругов, чтобы стюарды и директор гонки Роланд Бруинсераеде приняли решение о наложении штрафов «стоп-энд-гоу» для Алена и Мартина за их предполагаемые проступки.
На утреннем брифинге гонщиков много говорилось о штрафах, которые будут налагаться на тех, кто получит какое-либо преимущество за пропуск шикан, как это непреднамеренно сделал Мэнселл во время своей бешеной борьбы с Сенной в гонке 1992 года. «Было решено, что если гонщик пропустит шикану, может быть, 10 раз, то, конечно, он будет оштрафован», - рассказал Прост. «Но если ты пропустил точку торможения, не воспользовавшись ею, то мы согласились, что нет причин для штрафа. Нам сказали, что нас будут судить по тому, правильно или нет мы прошли шикану».
В конце концов, в отличие от Монако, он переживет очередное столкновение с сомнительными решениями чиновников. «Это был скандал, и я считаю, что это было сделано для того, чтобы сделать гонки более интересными».
«Это неправильно».
Если его наказание было ошибочным, а оно, безусловно, было, то и наказание Брандла то же. Очевидная близорукость стюардов лишила несчастного британца шансов на большее количество очков в чемпионате, не говоря уже о шансах «Лижье». По сути, судьи просто не увидели поворота Мартина, хотя на видеозаписи было отчетливо видно, что он едет задом наперед. Все, что они увидели, — это то, что оба автомобиля проскочили шикану и вернулись на трассу, не потеряв места. Не подумав перемотать запись, они вынесли наказание. Проблема заключалась в том, что, хотя решение было принято поспешно, на то, чтобы донести его до гонщиков, у них ушло восемь кругов.
Гонка для Мартина была испорчена
Хилл завершил этот драматический первый круг, опередив Шумахера, Проста и Брандла, который восстановился настолько быстро, что даже его команда поначалу отказывалась верить в то, что тот ошибся. Действительно, его круг был пройден за 1:56.505 секунды против 1:56.995 у напарника Бланделла! Ни Прост, ни Брандл не знали, что их оштрафовали, но, когда новость наконец дошла до первого, она заставила его изменить план, предусматривавший безостановочный заезд в гонке, в котором другие должны были заехать на пит-лейн за свежими шинами. Ален подчинился официальным требованиям на 10-м круге. Деймон возился с регулировками в кокпите, чтобы скомпенсировать баланс своего FW15C, и...: «Затем я старался как можно меньше беспокоиться о машине, беречь ее и шины». Судьба не вознаградила его за такое механическое сочувствие. Поскольку Хилл также планировал безостановочный заезд, надежды Проста на победу были явно подорваны. Француз мог лишь рассчитывать на шесть очков.
Для Брандла все было не так однозначно. Прост после своего штрафа опустился только на шестое место, быстро вернувшись на второе к 17-му кругу, так как настиг своих непосредственных соперников (а Шумахер остановился на 16-м круге). Штрафная остановка Мартина на 11-м круге прошла не так гладко, а его последующая остановка восемь кругов спустя стала полной катастрофой. Первый заезд опустил его с третьего на 12-е место, второй - с 10-го на ужасное 18-е. «Знаете, когда вы едете боком на такой скорости, как я в той шикане, в кабину попадает огромное количество воздуха, как бы дико это ни звучало. В первом случае произошел мощный взрыв, который разорвал мою радиосвязь. Я сделал стоп-энд-гоу, а когда на 19-м круге заехал на пит-стоп, то увидел машущих парней о том, что они не готовы. Я проехал мимо. Они сигнализировали мне, чтобы я заехал во второй раз. Потом заглох мотор.
В конце концов маршалы вернули меня назад, но после остановки я был в ярости. Мне было запрещено двигаться задним ходом по пит-лейн, и я, конечно, знал об этом, но мои парни думали, что им сказали не оттаскивать меня назад, а на самом деле им просто сказали это сделать... Они могли оттащить меня назад, пока я не включал заднюю передачу». Его день был испорчен. Однако его напарник Бланделл, несмотря на ошибки, смог переместиться на третью строчку.
На четвертом круге Жан Алези обошел своего партнера по команде на стадионе, в то время как вечно невезучий Андретти обнаружил, что австриец настроен несговорчиво, и попытка проехать мимо него через круг, когда он пытался воспользоваться потерянной динамикой пилота «Феррари», привела к тому, что тот оказался на обочине с поврежденным рулевым управлением. Заезд Алези на шестое место продолжался до 13-го круга, когда он потерял время на пит-лейн, где ему заклеивали отвалившийся кожух двигателя (позже двигатель сломался), и к 20-му кругу порядок был следующим: Хилл, Прост, Шумахер, Бланделл, Бергер и Патрезе. Через круг Бланделл остановился в боксах, а затем отправился в погоню за «Феррари». Оказалось, что обгонять будет сложно.
Жесткая борьба Бланделла и Бергера
Бергер был недоволен стабильностью F93A, но старался максимально выложиться. Марку показалось, что это было слишком сильно. «По крайней мере, я смог оказать хорошую поддержку», - сказал Герхард. «С профессионализмом таких гонщиков, как Айртон и Марк, можно делать это, не беспокоясь о своей безопасности». Бланделл с этим не согласился, сославшись на тактику, которую использовал пилот «Феррари», чтобы удержать его позади.
«Это было совсем не весело», - прорычал человек, чья репутация была основана на жизнерадостной жесткости. «Я немного расстроен из-за Герхарда. Если бы это было за четыре или пять кругов до конца, то, конечно, он бы все сделал. Но это была половина гонки. Я обогнал его один раз до этого, а он шел впереди меня и сильно вилял. Я обогнал его двумя колесами по траве. А это не очень весело». Позже они тихо переговаривались. Марк наконец-то нашел дорогу на 27-м круге, и к этому времени Сенна подобрался слишком близко. Как и следовало ожидать, прорыв последнего с задней линии после его неосторожности на первом круге был просто потрясающим.
Бразилец, как всегда, смело прорывался через отстающих (большинство из которых, надо сказать, пугались самого вида желтого шлема в зеркалах), но Бергер настойчиво сопротивлялся с 14-го по 19-й круг, пока Айртон не принял разумное решение заехать на пит-лейн за свежими шинами. После этого он быстро догнал и обошел пилота «Феррари», но его ожидаемая атака на Бланделла так и не состоялась, а надежды на подиум испарились после очередной остановки на 41-м круге, когда тот заподозрил, что у него может быть медленный прокол. Помня о том, что в 1991 году на этой трассе он попал в серьезную аварию: «Я заехал, потому что машина чувствовала себя странно, и меньше всего мне хотелось рисковать пробоиной на скорости 300 км/ч». Хоккенхайм заставляет осторожничать даже смельчаков.
К этому времени Бергер, не останавливающийся, был уже далеко позади на шестом месте, его обогнал Патрезе (участвовавший в своем 250-м Гран-при), он успел догнать и обойти «Лотус» Джонни Херберта, когда у последнего возникли проблемы с приводом подвески, как раз в тот момент, когда для британской команды появилась возможность заработать очко. Вендлингер также проскочил мимо «Лотуса»: австриец остановился для замены шин, а британец предпочел остаться на прежнем комплекте. На 43-м круге, когда под желтыми флагами в третьей шикане они подошли к замедляющемуся автомобилю, Вендлингер нырнул в бок и едва не прижался к третьему автомобилю. Он отстал, и позже стюарды сочли, что Вендлингер действительно вышел из поворота все еще позади «Лотуса». Таким образом, они отказались принимать какие-либо меры, но Херберт потерял темп в результате инцидента и «Заубер» пронесся мимо, заняв в итоге девятое место. Джонни не был впечатлен этим маневром.
Взрыв колеса на машине Хилла
Смелый пилотаж Уорвика привела к инциденту на стадионе на шестом круге. На втором круге он опередил своего партнера по команде Судзуки и занял 11-е место, которое стало 10-м после схода Андретти. Затем британец ошибался в поворотах. Дерек потерял время, пока ремонтировали поврежденный нос, но настоящей проблемой стала его собственная голова, которая мучительно болела на протяжении последних 15 кругов. Он финишировал 17-м; Судзуки, который также пережил остановку на шикане, сошел с дистанции из-за проблем с трансмиссией.
Замедляющим автомобилем, который фигурировал в инциденте Херберт/Вендлингер, был автомобиль ... Хилла! Левая задняя шина медленно прокололась, а затем взорвалась. Когда он пытался заехать на пит-лейн, то от шины остались только боковины. Протектор отсутствовал и впоследствии стал трофеем охотников за сувенирами.
«Наверное, это был острый предмет или что-то в этом роде», - сказал расстроенный Хилл. «Первым сигналом о том, что что-то не так, была сильная избыточная поворачиваемость на выходе из шиканы. За двести метров до повреждения шины на приборной панели загорелась лампочка, предупреждающая о проколе, но на скорости 300 км/час вы очень быстро преодолеваете небольшую дистанцию. Деймон едва успел зафиксировать эту информацию, прежде чем почувствовал неприятное известие. Он хромал до маленькой шиканы на пит-лейне, когда задняя часть машины просела. Хотя ранее за десять кругов до финиша команда уже праздновала успех.
А потом вдруг оказалось, что нет. Однако Деймон Хилл человек спокойный, и второе горькое разочарование он перенес с похвальной стойкостью и достоинством. Чуть менее чем через две недели в телепрограмме «Спорт в вопросах» тот рассказал, что помимо того, что является быстрым гонщиком, он еще и красноречивый, образованный оратор, выступающий за автогонки.
Первый успех же придет на следующем этапе в Венгрии, где напарник в очередной раз провалит гонку с поула.
Заходите и дальше на огонек!