Помните крошечную напарницу Квята на главном марафоне планеты? Ее взяли в «Мерседес» для доводки к «Ф-1»!
19-летняя Дориан Пен.
Самый успешный российский гонщик «Ф-1» Даниил Квят в этом году дебютировал в чемпионате мира по гонкам на выносливость и на главном автомарафоне планеты – «24 часах Ле-Мана». В итоге не выиграл, но собрал пару хайлайтов: экипаж №63 взял подиум на первом же этапе, поул – на втором этапе (и чуть не победил – не повезло с сэйфти-каром), а на третьем возглавил категорию после вот этого стартового рывка с третьей позиции.
Но за рулем тогда был не сам Даниил и не его опытный напарник Мирко Бортолотти, а вот эта 19-летняя крохотная француженка:
Это Дориан Пен – одна из самых перспективных девушек-гонщиц до 20 лет по прозвищу Pocket Rocket («Карманная ракета»). И за рост, и за взрывной характер – с ним Квят познакомился, когда отмечал последний День рождения.
И ее взяли совсем не из-за маркетинга – девушка действительно хороша. В дебютный сезон за рулем прототипа (раньше она не гонялась на технике круче машин класса ГТ) она в первую же гонку выдавала отрезки средним темпом почти на уровне Квята. Ее потрясающая стабильность в 19 лет и помогала экипажу №63 постоянно сражаться за победы и подиумы – просто невезение в суперконкрурентной LMP2 иногда может очень дорого стоить.
Путь Пен в высшую лигу автоспорта получился стремительным и необычным – буквально за пару лет, без серьезных сторонних вложений и обитаний в юниорских «Формулах».
В 2013-м она дебютировала в картах, в 2016-м перешла на категорию национальных соревнований, в 2018-м выиграла женский зачет Чемпионата Франции, а в 2019-м – общий и съездила на первые Автоспортивные игры. Следом – тесты в программе ФИА Girls on Track, год в юниорском монокубке «Рено» Clio (второе место!) и первый профессиональный контракт – с итальянской командой Iron Dames («Железные Дамы»). Это была инициатива команды Iron Lynx с полностью женским экипажем в кузовных гонках класса GT3 – Дориан в первый же сезон в такой технике взяла третье место в общем зачете
Затем – переход в чемпионат Европы Ferrari Challenge и победа, контракт с «Према» (которую выкупил Iron Lynx), объединение с Квятом и титул первой женщины в категории LMP2, стартовавшей с поула.
Ее сайт тщательно ведет подсчет всех официальных заездов – и по нему за профессиональную карьеру Пен провела 34 гонки, 12 раз победила и 27 поднялась на подиум – 79% стартов кончались в топ-3.
Неудивительно, что в 2022-м французская федерация автоспорта наградила ее престижнейшим призом лучшим национальным гонщикам Volant D’Or («Золотой руль»)– наравне с чемпионом «Формулы-3» Виктором Мартинсом, чемпионом мира по картингу Артуром Дорисоном, первому победителю Кубка мира по турингу на электрокарах Адриену Тамбэ и команде «Ф-1» «Альпин» (получали пилоты Гран-при Эстебан Окон и Пьер Гасли).
Да, без скидок на пол или особой «женской» категории – ведь за сезон Дориан выиграла 9 из 14 гонок!
Потому ее и взяли на «Ле-Ман» – в программу одной из сильнейших молодежных империй планеты «Према».
«Когда я только выиграла чемпионат Франции по картингу 4 года назад, я и представить не могла, что окажусь вот так в чемпионате мира по гонкам на выносливость! Так что да, все провернулось очень быстро… Я просто живу в мечте, этот сезон ведет к цели, которая всегда была у меня в голове.
Она – в достижении высочайшего уровня автоспорта. Я мечтала об «Ф-1» с самого детства. Если не «Ф-1», то хочу попасть в гиперкары в гонках на выносливость, остаться на вершине. Чем суровее задача – тем лучше я выступаю».
И ведь «Према» и Iron Lynx запартнерились с «Ламборгини» – Квят и другие пилоты итальянской команды помогут бренду с доводкой гиперкара для «Ле-Мана» и отправятся побеждать на нем в абсолюте уже в 2024-м. Пен не попала в заводскую программу – казалось, подошла очень близко, но желание попробовать себя в Гран-при немного перевешивает.
За 2023-й в одном экипаже с Квятом Дориен получила приз «Откровение года в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEС».
И ее амбиции привели к открытые колеса: в конце прошлого сезона она поехала в «Ф-4» региона Юго-Восточной Азии и заняла там второе место в общем зачете (1 победа и три подиума вместе с кубком лучшего новичка).
Прямо сейчас ей уже исполнилось 20 (6 января), она гоняется в арабской «Ф-4», где уже дважды заехала в топ-10 – причем выше оба раза выше опытного россиянина Никиты Бедрина из «Ф-3», спущенного командой в серию пониже для референса и технической настройки машин.
Успехи заметили и в мире «Ф-1»: «Мерседес» тут же взял ее в молодежную программу и объявил о переводе в женскую «Академию «Ф-1» – «Ф-4» для девочек на деньги главной гоночной серии, организованной для обката потенциальных звезд.
«Дориэн – потрясающий талант, и мы довольны выбрать ее для участия в «Академии», – высказался шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – В последние годы мы пристально следили за ее прогрессом и последовательно впечатлялись. Она полностью воспользовалась поддержкой для демонстрации способностей и навыков».
«Она – невероятно вдохновляющий талант, – прокомментировал и глава молодежной программы «Мерседеса» Гвен Лагрю (привел в «Ф-1» Эстебана Окона, Алекса Албона, Паскаля Верляйна и Джорджа Расселла). – Ее результат в гонках на выносливость показывает уровень потенциала. И первые несколько гонок в открытых колесах оказались крайне многообещающими».
И она действительно в гонках не "за маркетинг" и не по повестке. Девушка с малых лет в гонках и имела победы наверное во всех классах, в которых выступала.
А вот громкий заголовок тут, пожалуй, лишний. Сомнительно, что участие в Академии ей что то даст в развитии. Уровень "пилоток" там совсем низкий, как собственно это было и в уже покойной ФормулеЖ. С точки зрения роста в сравнении с LMP2 это шаг назад. Вот поддержка Мерседеса разве что даст ей еще что то.
Прямо сейчас и еще 4 следующих недели Дориан выступает за Прему в Формуле-4 ОАЭ и на первом этапа из трёх гонок в двух заезжала в десятку.
Скорее всего в Ф3 ей немного рановато. Но если Мерседес помимо Академии будет её раскатывать в европейских четверках или даже FRMEC, то через год участие в Ф3 будет вполне резонным.
Ну и в сравнении с Квятом и Бортолотти она конечно была все же деточкой: на долгих отрезках её не хватало.
Минусы - в девятнадцать выглядит на сорок.
Плюсы - так она может выглядеть следующие сорок лет.
Фотки без "фотошопа".
Судя по результатом реально быстрая и может конкурировать за топовые лиги.