7 мин.

Райкконен в «Феррари»: хорошо или плохо?

Круг замкнулся, и Кими возвращается в «Феррари». Означает ли это, что итальянская команда признала ошибкой решение попрощаться с финном четыре года назад? Отчасти, да, ведь сам гонщик почти не изменился – у него все тот же характер и он по-прежнему стабильно добивается высоких результатов, если позволяет машина. Но с другой стороны, в 2009-м Скудерия поступила правильно – ей нужен был второй Шумахер, человек, который поведет за собой коллектив не только на трассе, но и за ее пределами, и к работе с Райкконеном за три года она так и не приспособилась.

Сегодня все иначе. У «Феррари» есть Алонсо – харизматичный лидер, которого обожает вся Италия, – но нет еще одного исполнителя, способного регулярно набирать очки и помогать в борьбе с соперниками. Почему этим гонщиком выбран Кими, а не Нико или Жюль, наверное, подробно объяснять не нужно: финн – проверенный человек, вместе с опытом которого в конюшню также придут деньги спонсоров.

Тут, кстати, стоит отметить, что никаких серьезных проблем в сотрудничестве в 2007-2009 годах у «Феррари» и Райкконена не было (кроме того, что стороны просто не сошлись характерами), и расставание прошло в спокойной обстановке. Подчеркивали это и сам пилот, и команда – в общем, обошлось без сожженных мостов и преград на пути к восстановлению совместной работы.

Вопрос теперь лишь в том, для кого возвращение Райкконена в «Феррари» – хорошая новость, а для кого – плохая.

Хорошо

Для «Феррари»

С приходом финна у Скудерии будет сильнейшая на данный момент в «Формуле-1» пара пилотов – в отличие от Массы, Райкконен умеет пилотировать не только идеально настроенную технику, но также и те машины, которые называют «ржавыми ведрами». Отличительная черта Кими – способность сразу же дать результат, без длительной раскачки. В 2014-м, в год нового регламента, когда изменится даже техника пилотажа, это особенно важно – адаптация Райкконена займет значительно меньше времени, чем Массы.

Проще говоря, в важный год «Феррари» приобретает пилота, который не подведет. А это значит, что оба гонщика Скудерии будут набирать максимум очков на каждом этапе и отнимать зачетные баллы у конкурентов в Кубке конструкторов.

Есть и другой важный момент – коммерческий. Конечно, с уходом Массы позиции «Фиата» и «Феррари» на южноамериканском рынке ослабнут, однако с появлением Райкконена и большой армии его болельщиков итальянская компания сможет частично компенсировать финансовые потери. Кроме того, под финна в Скудерию смогут прийти сильные спонсоры.

Наконец, это хороший знак и для болельщиков – подписание контракта с Райкконеном подтверждает, что руководство конюшни действительно заинтересовано в спортивных результатах.

Для Райкконена

Кто-то наверняка возразит: в «Лотусе» Кими был ведущим пилотом, на которого работала вся команда, но в «Феррари» этого не будет. Верно, но какой смысл в статусе первого номера, если машина не позволит бороться за победы? Положа руку на сердце, трудно поверить, что коллектив из Энстоуна, регулярно теряющий крутых технических специалистов, долго будет находиться в группе лидеров – обещанное партнерство с арабскими инвесторами откладывается, «Рено» не спешит покупать акции команды, а разработка болида образца 2014 года протекает медленно. Налицо все признаки того, что Энстоун все глубже застревает в финансовом болоте, из-за которого сложно на что-то рассчитывать на гоночных трассах.

Зато «Феррари» даже в худшие годы способна предложить своим гонщикам одну вещь, которую не может предложить никто (за исключением «Макларена»), – будущее: если не сегодня, то завтра алые болиды начнут сражаться за победы. Кими, как аполитичному человеку, абсолютно все равно, кто его напарник – нужна лишь быстрая машина и хорошие инженеры. В Маранелло ему могут предоставить и то, и другое.

А еще в итальянской команде вовремя выплачивают зарплату. Возможно, это не самый важный фактор, повлиявший на решение Райкконена, однако здорово, когда тебя не отвлекают посторонние вещи, и ты занимаешься чисто гоночными делами. «Лотус», увы, в этом аспекте, проигрывает «Феррари» по всем статьям.

Плохо

Для «Лотуса»

Уход Кими – это удар по амбициозным планам Жерара Лопеса и Эрика Булье. Английская команда потеряла не просто хорошего гонщика, а топ-пилота – фигуры такого масштаба вряд ли появятся в Энстоуне в ближайшее время.

Во-первых, уже сейчас видно, что теряет «Лотус» в спортивном плане. Посмотрите на результаты напарника финна, Ромена Грожана – парень феерит только по большим праздникам, в то время как Райкконен мертвой хваткой цепляется за очки даже на неподходящих его машине трассах.

Во-вторых, даже если «Лотус» заменит Кими гонщиком, способным так же регулярно набирать очки – речь о Хюлькенберге, – вряд ли новичок приведет с собой спонсоров. Нико – хороший парень, но пока не кассовый, и это автоматически исключает вероятность подписания соглашения с серьезными инвесторами – под имя Райкконена гораздо проще найти хорошего партнера, чем под имя Хюлькенберга или Грожана.

Эрику и его команде стоит сказать спасибо за то, что в конце позапрошлого года они рискнули подписать контракт со спортсменом, которого многие уже списали, – риск окупился многократно: благодаря Райкконену конюшня из Энстоуна одержала две победы, а также заняла четвертое место в Кубке конструкторов-2012, – но для того, чтобы удержать талант у себя, необходимо было развиваться.

Для тех, кто хочет видеть сильными разные команды

Здорово, что у нас наконец-то будет возможность сравнить Алонсо и Райкконена за рулем одинаковых машин, но плохо, что основные силы в пелотоне начинают скапливаться в трех-четырех командах.

Без Кими в «Лотусе» в «Ф-1» будет меньше коллективов, претендующих на первые места, а значит – меньше интриги и разнообразия в Гран-при. Говорят, именно по этой причине Берни Экклстоун желал, чтобы финн остался в Энстоуне – диктатору «Формулы-1» очень хотелось повторения сезона-2012.

Для Массы

«Феррари» сделала все, чтобы оставить бразильца в команде. После страшного происшествия на «Хунгароринге» в 2009-м конюшня предоставила гонщику на адаптацию больше года, а также поддерживала его в 2011 и 2012 годах (правда, год назад Скудерия все же начала переговоры с Райкконеном).

Масса мог бы остаться в команде без вопросов, если бы весь нынешний сезон выступал как на этапе в Монце, однако стабильность, на которую долго надеялись в Маранелло, так и не пришла – в команде так и не увидели того Фелипе, который когда-то боролся за чемпионский титул.

Карьера Массы в топ-командах близка к завершению, однако не исключено, что «Феррари» сумеет найти место для своего члена семьи где-нибудь еще – например, в «Лотусе» (за счет спонсоров) или «Заубере».

Для Алонсо

Под присмотром Луки ди Монтеземоло Фернандо сможет ужиться с Кими в одном коллективе, однако понятно, что с Фелипе ему было проще. На фоне Массы Алонсо выглядел гонщиком с другой планеты, на которого молилась вся команда; испанец создал для себя зону комфорта, и, возможно, благодаря этому добивался действительно впечатляющих результатов.

С Райкконеном ему снова придется включить режим политика, а также выкладываться не на 100, а на 150 процентов – поражения в квалификациях обязательно аукнутся в гонках, а на трассе уже никто не отъедет в сторону.

Для Алонсо финн станет первым настоящим испытанием со времен совместных выступлений с Хэмилтоном. Давненько мы этого ждали.

Под вопросом

Нико Хюлькенберг

До летнего перерыва немец рассматривался руководством Скудерии в качестве главного претендента на место в команде и в Венгрии даже устно договорился с итальянской конюшней, однако затем Лука и Стефано нашли общий язык с менеджерами Кими.

С одной стороны, непопадание Хюлькенберга в «Феррари» – плохая новость: место в топ-команде досталось другому гонщику. С другой – с уходом Райкконена из «Лотуса» у Нико появится шанс перейти в достаточно сильную команду и стать в ней лидером. Если так и случится, Халк сможет пройти по стопам Кими – спустя пару лет сменить черно-золотой комбинезон на алый, синий или серебристый. Главное, чтобы в Энстоуне построили хороший автомобиль, иначе Нико окажется в такой же ситуации, как в этом году.

Думы о контрактах. Кто станет напарником Алонсо в «Феррари» в 2014 году?