4 мин.

Полный порядок. Как «Мерседес» избежал серьезного штрафа

Хорошо, что все заканчивается. Справедливых судов в «Формуле-1» не бывает, и политика – слишком грязное дело, чтобы растягивать его на целый сезон…

Мы ведь знали, чем все закончится, верно? Ну, если и не знали наверняка, то, по крайней мере, догадывались. Во всей этой истории с тестами «Мерседеса» и «Пирелли» было интересно лишь то, как команда выстроит защиту, признает ли ФИА, что регламент был нарушен, и какими окажутся последствия для всех сторон.

Процесс

С момента начала слушаний в Париже представители «Мерседеса» сразу же «перевели стрелки» на «Пирелли» – тесты организовала итальянская компания, и именно по этой причине коллектив из Бракли посчитал, что не нарушил регламент.

В статье 22.1 спортивного регламента сказано: «тестами считается любая работа непосредственно на трассе, выполненная командой, принимающей участие в чемпионате мира, с использованием машины, соответствующей действующим текущим нормам технического регламента или прошлогодней спецификации, или же спецификации следующего сезона».

Именно за этот пункт и ухватилась защита, заодно упомянув, что добро на испытания дал сам Чарли Уайтинг. Впрочем, как выяснилось чуть позже, Уайтинг ответил лишь на общий вопрос о том, можно ли в тестах использовать болид образца 2013 года (ответ: можно, если «Пирелли» пригласит на подобные испытания и все остальные конюшни).

Еще одна важная линия защиты касалась выгод, которые «Мерседес» получил от проведенных тестов. Росс Браун признался: «Мы не знали, с какими именно покрышками работаем. Нам не были известны детали работы, мы не знали, чем именно занималась «Пирелли». Мы всегда придерживаемся принципа, что отсутствие информации – это лучше, чем получение некорректной информации».

По ходу слушаний представители немецкой конюшни кивнули в сторону «Феррари» – если уж испытания итальянцев с болидов 2011 года признаны легальными, то и «Мерседес» не должен быть наказан, ведь разница между болидами 2011 и 2013 годов не такая уж и значительная.

Единственное, за что «Мерседес» попросил прощения, так это за инструктаж Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга, которых обязали носить черные шлемы в течение трех дней, для того, чтобы не привлекать внимание посторонних глаз. Объяснение оказалось забавным: «Мы, не имея достаточное количество охраны и телохранителей, очень боялись за своих пилотов».

Компания «Пирелли» же, в свою очередь, сославшись на прецедент с Флавио Бриаторе, объявила, что она, будучи третьей стороной, не может быть привлечена к ответственности, и что в противном случае Федерации придется разбираться со встречным иском.

Вердикт

Несмотря на то, что вынесение вердикта было перенесено на пятницу, еще в четверг стало понятно, что Трибунал не удовлетворился объяснениями «Мерседеса». Команда не предоставила доказательств того, что она не получила преимущества, как и не убедила в том, что не нарушила статью 22.1 спортивного регламента. Однако как следовало наказать коллектив?

Давно прошли те времена, когда ФИА могла быть палачом – Жан Тодт и его ведомство сегодня в сложной ситуации. Хоть нарушение регламента «Мерседеса» и выглядело очевидным (неважно – намеренным или нет), но вердикт при этом должен был устроить все стороны. Из Штутгарта время от времени слышны разговоры о возможном уходе из «Ф-1», и удар по репутации (а с вынесением сурового наказания дело получило бы более широкую огласку, и, как следствие, больнее ударило по компании) приблизил бы этот день.

Вот почему решение половинчатое. Запретив «Мерседесу» участвовать в молодежных тестах и выписав предупреждение, Федерация ушла от скользкой темы будущего конюшни из Бракли и при этом сохранила лицо. О том, насколько вердикт справедлив, говорить смысла нет. Важнее другое – у ФИА нет выверенной системы штрафов.

Представьте, если бы в спортивном регламенте было указано, что за нарушение статьи 22.1 команда будет дисквалифицирована, скажем, на три гонки. Отправился бы в таком случае «Мерседес» на тесты? Возможно, что нет, и тогда никакого Трибунала бы и не понадобилось.

Другая проблема связана с тестами остальных команд. Если ФИА не хочет повторения истории и создания прецедента, необходимо срочно внести поправки в регламент или объявить о более строгом наказании для тех, кто последует примеру немцев. Возможно, именно так Федерация и поступит.

Все остальное, похоже, остается на прежних местах: Росс Браун, взявший на себя ответственность за тесты, избежал возможного гнева «Даймлера», а «Пирелли» почти наверняка останется поставщиком шин в сезоне-2014.

Чему научила эта история? Тому, что ФИА и не стоило запутывать ситуацию, перенося дело на рассмотрение Трибунала. «Формула-1» живет по тем же законам, что и весь мир: тот, кто знает, что не понесет серьезную ответственность за нарушение закона, не боится его преступать.

Тихие игры. К чему приведут тесты «Мерседеса»

Системный кризис. В чем причина неудач «Макларена»?