17 мин.

Итоги года в «Формуле-1». «Заубер», «Мерседес», «Лотус»

«Заубер»

Сезон

Глядя на итоговое положение в Кубке конструкторов, не скажешь, что швейцарская конюшня провела выдающийся сезон – более высоких позиций в командном зачете коллектив достигал и ранее, даже не будучи связанным тесными отношениями с «БМВ», – однако в нынешнем первенстве хинвильцам удалось добраться до новых высот: 4 подиума за год, быстрейшие круги в гонках и даже реальная борьба за победу – такого в «незаводской» истории «Заубера» еще не было.

Одним из факторов успешных выступлений стал болид с индексом C31. Базовая модель, с которой «Заубер» стартовал на предсезонных тестах, закладывалась еще Джеймсом Ки, но дорабатывалась инженерным штабом, который этот специалист смог организовать должным образом еще до своего ухода.

Уже в первой гонке сезона пилоты конюшни смогли завоевать очки, а в Малайзии Серхио Перес на равных боролся с Фернандо Алонсо за победу. Секрет был прост – машина этого года не только необычайно бережно работала с шинами «Пирелли», но и быстро прогревала их (что сыграло важную роль в дождевой гонке на «Сепанге»).

При этом фактор отличной машины нивелировался пилотами – зачастую проблемы создавали они себе сами, не докладывая в копилку те очки, которые должны были получить. Камуи Кобаяси и Серхио Перес хоть порой и демонстрировали высокую скорость, все же провели очень нестабильный сезон.

При этом технический штаб в Хинвиле регулярно готовил небольшие пакеты обновлений – благо с финансированием по ходу сезона у команды проблем не было – сказалась поддержка богатейшего жителя планеты Карлоса Слима.

В 2012 году состоялось еще одно событие – символический руль и ведущую роль в команде из рук пожилого Петера Заубера получила Мониша Кальтенборн, став первой женщиной-руководительницей команды «Формулы-1».

В целом швейцарский коллектив провел хороший год, завоевав два вторых и два третьих места в гонках, но, даже глядя на то, из чего сложилось в итоге шестое место в Кубке конструкторов, не укладывается в голове тот факт, что «Заубер» пропустил вперед «Мерседес». Мистика, да и только.

Пилоты

Оценить сезон, который выдали Перес и Кобаяси, довольно трудно. С одной стороны, гонщикам удалось добиться небывалых доселе успехов: Серхио сумел трижды финишировать на подиуме, а Камуи частично поддержал почин напарника, завоевав второе место на «Сузуке». С другой – в паддоке «Ф-1» сложилось мнение, что в сезоне-2012 «Заубер» располагал одним из лучших болидов в пелотоне, и только тот факт, что руки у гонщиков швейцарской конюшни растут не из того места, из которого должны были, не позволил коллективу добиться более высоких результатов.

Судьба нынешних – а точнее, теперь уже бывших пилотов команды – сложилась диаметрально противоположным образом. Перес – отчасти благодаря своим гоночным талантам, отчасти за счет финансовой поддержки Карлоса Слима, – получил приглашение не куда-нибудь, а в «Макларен», и в следующем сезоне наверняка будет бороться за самые высокие места. Что касается Кобаяси, то тут ситуация видится более грустной. Японец выглядел в целом неплохо, но все же потерял место в команде, и на данный момент имеет весьма призрачные шансы остаться в «Формуле-1».

Лучшая и худшая гонки

Без сомнения, заводя разговор о лучшей гонке сезона для «Заубера», нельзя не упомянуть об историческом Гран-при Малайзии, в котором Пересу удалось принести швейцарцам совершенно неожиданный результат в виде второго места. Однако здесь стоит сделать сноску как на особенные погодные условия, так и на самое начало сезона, начало которого – как сейчас можно утверждать – выдалось самым непредсказуемым за всю историю «Ф-1».

Поэтому лучшим Гран-при сезона мы выберем этап в Монце, где Пересу вновь удалось финишировать на подиуме, а фантастический результат мексиканца был подкреплен девятым местом Кобаяси. Японец яростно боролся с соперниками на старте, проиграл несколько позиций, к середине дистанции свалился аж на шестнадцатое место, но в итоге смог совершить камбэк.

Что касается Переса, то тому так и вовсе удался настоящий подвиг. Мексиканец стартовал с 12-й позиции, после чего начал стремительно прорываться сквозь пелотон. Серхио даже удалось на пять кругов – с 24-го по 28-й – захватить лидерство, но после пит-стопа почти все пришлось начинать сначала. Тем не менее, гонщик со своей задачей справился просто блестяще. За шестнадцать кругов до финиша выбравшись на четвертую позицию, он последовательно расправился с Фелипе Массой и Фернандо Алонсо, в итоге уступив только неудержимому в тот день Льюису Хэмилтону.

Если говорить о худшем выступлении «Заубера», то провалом для команды кажется выступление в Венгрии. Для швейцарцев все пошло не так уже с квалификации – итоговые 14 и 15 места иначе как катастрофой назвать сложно. Исправить положение дел в гонке пилотам также не удалось. Кобаяси в итоге отстал от победителя на два круга – сойдя с дистанции, сославшись на утечку масла, – а Перес как ни старался выжать из болида хоть сколько-нибудь конкурентоспособную скорость, ничего не смог поделать, и бесславно докатился до финиша на четырнадцатом месте.

Перспективы в сезоне-2013

В следующем году у «Заубера» появится отличный шанс доказать, что уход Джеймса Ки никак не повлиял на технический отдел конюшни. Одно дело – дорабатывать уже готовую машину по ходу одного сезона, и совсем другое – разработать шасси к новому чемпионату. Ответственными за выполнение задачи «не опозориться» являются главный конструктор Мэтт Моррис и глава аэродинамического отдела Виллем Тоет. С одной стороны, без серьезных изменений в правилах им будет проще создать стабильный автомобиль, который окажется не хуже предшественника, однако с другой – без резких колебаний в техническом регламенте «Зауберу» будет сложно повторить сенсационные успехи начала сезона-2012.

Реализацией потенциала техники займутся новые пилоты конюшни – Нико Хюлькенберг и Эстебан Гутьеррес. Есть мнение, что, полностью сменив состав гонщиков, «Заубер» пошел на риск, однако действия руководства швейцарского коллектива на самом деле очень разумны.

Команда не могла допустить потери главного спонсора, миллиардера Карлоса Слима. А удержать Telmex после ухода Серхио Переса можно было только одним способом – усадить за руль одного из «Зауберов» еще одного гонщика из солнечной Мексики. Поэтому контракт с Гутьерресом – решение оправданное именно с финансовой точки зрения. Несмотря на очевидный талант, легкой адаптации Эстебану никто не гарантирует, однако нет сомнений, что команда сделает все, чтобы гонщик с внешностью ученика средней школы стал быстрым и стабильным – ведь если Слим однажды решит, что Гутьеррес не стоит тех денег, что он вкладывает в команду, и полностью переключится на «Макларен», то пострадает не только карьера молодого спортсмена, но коллектив из Хинвила в целом.

Когда один из пилотов молод и неопытен – а значит, вряд ли будет зарабатывать максимально возможное количество очков, – его напарником должен стать стабильный, быстрый и технически подкованный гонщик. К сожалению, Камуи Кобаяси на эту роль не подошел – и именно поэтому остался без кокпита, – у японца был отличный шанс доказать, что он достоин места в команде, но его результаты по ходу чемпионата не убедили руководство конюшни – Камуи провел в «Формуле-1» третий полный сезон, но так и не прибавил в стабильности.

Так что приглашение Нико Хюлькенберга – шаг очень мудрый. В «Уильямсе» и «Форс-Индии» немец доказал, что ему нужно совсем немного времени на адаптацию, после которой он становится очень полезным и надежным гонщиком. Правда, перед началом активных выступлений в предыдущих командах Нико работал тестером, и хоть он не часто садился за руль болида, все же проводил достаточно времени в новых для себя коллективах. В этот раз у Хюлькенберга совершенно не будет времени на раскачку, но тем интереснее будет наблюдать за его прогрессом.

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason

«Мерседес»

Сезон

Как благополучно похоронить потенциально успешный чемпионат? Ответ на этот вопрос был получен заводской командой концерна «Даймлер». Обладая невероятно хитрой фишкой в виде DRS с двойным эффектом, подопечные Росса Брауна лишь трижды в двадцати гонках добрались до подиума.

Причем начало как раз было отличным: Нико Росберг победил в Китае и был быстр в Монако, а Михаэль Шумахер зацепился за подиум в Валенсии. Однако если основные конкуренты продолжили прогрессировать и добились успеха с выхлопными системами с эффектом Коанда, то немцы продолжили упорно топтаться на месте, пытаясь решить проблемы медленного прогрева шин в квалификациях и их стремительного разрушения в гонках, а также негативного влияния на болид собственной технической новинки.

Болид W03 с интегрированной DDRS поначалу удивлял всех, однако шло время, «Формула-1» переезжала с одного автодрома на другой, а «Мерседес» по-прежнему оставался машиной с одной «изюминкой» – выхлопная система не развивалась, оставаясь слишком простой, а эффективность аэродинамического пакета явно не позволяла бороться за высокие места.

И хотя ближе к финишу чемпионата конюшня из английского Бракли явила миру свое видение выхлопных технологий – кстати, выполненное в очень агрессивном и интересном стиле: с боковыми «жабрами» – воздухозаборниками, – поезд уехал вдаль.

Из прочего отметим отличное финансирование со стороны немецкого автоконцерна – уж чего-чего, а деньги у команды не переводились; немало их было потрачено и зарезервировано на перспективу: обойму «великих и ужасных» ведущих инженеров на базе пополнил аэродинамик Майк Эллиот из «Лотуса», а непосредственно для гонок в качестве замены Шумахеру был подписан Льюис Хэмилтон.

Пилоты

Учитывая ожидания, связанные с громким именем бренда немецкого автогиганта, сезон стоит признать практически полностью проваленным. При этом в многочисленных неудачах вряд ли можно винить гонщиков. Нико Росберг показал, что способен выигрывать Гран-при, если в его распоряжении имеется конкурентоспособная техника, а Михаэля Шумахера большую часть сезона мучили в какой-то степени мистические проблемы с надежностью машины.

В начале сезона «Мерседес» имел определенное преимущество перед конкурентами за счет наличия так называемой двойной системы DRS, чем лучше удалось воспользоваться Нико Росбергу. Молодой немец, забуксовав на старте, после этого выдал блистательный отрезок из шести гонок, в которых набирал как минимум 6 очков – а чаще намного больше – что в итоге и позволило ему не только опередить более именитого напарника, но и занять девятое место в общем зачете. Однако во второй половине сезона – за исключением этапов в Монце и Сингапуре – дела Росберга пошли намного хуже. В данном контексте можно упомянуть лишь одну весьма яркую деталь – в последних шести Гран-при чемпионата Нико не сумел заработать ни одного очка.

Что касается прославленного семикратного чемпиона мира, то тут дела обстояли еще более плачевным образом. В начале сезона, когда болид «Мерседеса» еще был способен добираться до подиумов, Шумахера постоянно преследовали технические проблемы разной степени тяжести. К Гран-при Европы судьба отпустила поводья и позволила Михаэлю немного покуражиться – что привело к впечатляющему отрезку из шести гонок, в пяти их которых немец зарабатывал хорошие очки.

Однако потом, когда команда забросила работу над усовершенствованием текущей версии машины, ситуация вновь скатилась в беспросветную тьму, лучом света в которой стали шесть очков, заработанные Шумахером в безумном Гран-при Бразилии. Тем не менее, по ходу сезона Михаэлю один раз все-таки удалось порадовать своих многочисленных поклонников, завоевав третье место на уже упомянутом Гран-при Европы.

Лучшая и худшая гонки

Так сложилось, что один из пилотов «Мерседеса» «выстреливал» только тогда, когда напарник терпел неудачу. Так что лучшей гонкой стоит признать исторический для немцев Гран-при Китая. На просторах «поднебесной» «Мерседесы» были невероятно быстры, что конвертировалось в умопомрачительный результат: в квалификации Росбергу достался поул, а Шумахер оказался третьим, но позже, из-за потери Льюисом Хэмилтоном пяти позиций, переместился на второе место.

В течение первых 11-ти кругов пилоты «Мерседеса» сохраняли диспозицию, потом Шумахер – «благодаря» очередному «подарку» в виде механических проблем – самоустранился, и не сумел тем самым навязать Нико борьбу, открыв путь к исторической победе. Пилоты «Макларена» пытались сопротивляться, но преимущество летучей в тот день «Серебряной стрелы» было слишком велико, что в итоге и позволило Росбергу одержать уверенную победу, привезя ближайшему конкуренту целых двадцать секунд.

Что касается худшей гонки, то здесь представлен широчайший выбор. Под данную категорию легко может подойти любой Гран-при из отрезка Япония – Корея – Индия – Абу-Даби – США.

Перспективы в сезоне-2013

Кошмарная для команды вторая часть прошедшего чемпионата может говорить о двух вещах: или в техническом штабе «Мерседеса» настоящий идейный кризис, или конюшня полностью переключилась на сезон-2013, бросив доработку W03 и сосредоточившись на новой машине.

Учитывая, что Росс Браун уже вытворял подобные трюки, а также полное спокойствие в Бракли и отсутствие серьезных кадровых перестановок, мы рискнем предположить именно второй вариант.

При этом «Мерседесу» мало создать просто быстрый автомобиль – в настоящий момент для инженеров куда важнее разобраться с шинами «Пирелли», особенно в свете информации о том, что в следующем году итальянцы подготовят новые, более мягкие составы. Пусть Браун и уверяет, что проблем возникнуть не должно, но, судя по тренировкам перед Гран-при Бразилии, новая резина может оказаться тем еще подарком.

К пилотской части нареканий на сегодня нет. Нико Росберг, возможно, и не прыгает выше головы, но, по крайней мере, способен регулярно выступать на очень высоком уровне. Его новый напарник – Льюис Хэмилтон – прошедший чемпионат провел просто превосходно, и если в новом сезоне окажется таким же собранным – и если его не будет подводить техника, – будет часто появляться на подиумах. Льюис умеет работать с любой машиной, так что для нестабильного «Мерседеса» он является ценным приобретением.

В новом чемпионате немецкой конюшне вполне по силам подобраться к тройке лучших команд.

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Mason

«Лотус»

Сезон

Коллектив из Энстоуна приложил большие усилия, чтобы предоставить своим пилотам добротный болид с первых гонок сезона. Отчасти это удалось – E20 бережно работал с шинами на длинных гоночных отрезках, что было особенно заметно по ходу «жарких» заездов.

Впрочем, обратной стороной подобной работы болида стали слабые выступления в квалификациях, и в результате, даже обладая потенциально очень быстрой машиной, конюшня упускала шанс выиграть Гран-при еще до воскресного заезда. Тем не менее, как минимум на четырех автодромах (в Бахрейне, Канаде, Венгрии и Валенсии) «черно-золотые» были близки к победам, но мелкие просчеты мостика или откровенное невезение привели к тому, что успеха достичь удалось только под занавес сезона.

Более скромный бюджет и меньшее количество сотрудников на базе не позволили «Лотусу» бороться с грандами на равных весь год – это одна из причин, почему английская команда не поднялась выше четвертого места в Кубке конструкторов: по ходу сезона подопечные Эрика Булье не смогли поддерживать темп развития «Ред Булл», «Феррари» и «Макларена».

Кроме того, немало сил было потрачено на разработку «двойной DRS» – устройства, аналогичного тому, что придумал в этом году «Мерседес», – однако внедрить хитроумную систему в конструкцию машины не удавалось достаточно долго, и эта работа серьезно отвлекала часть инженерного персонала от разработок других новинок. Несмотря на то, что собственная система была опробована еще в Венгрии, проблем с ее настройкой и доводкой оказалось так много, что от полноценного использования этого устройства в сезоне-2012 команда была вынуждена отказаться.

Несмотря на более медленный темп развития болида образца 2012 года – в сравнении с топ-командами, – «Лотус» не отказался от агрессивного подхода к модернизации машины. В частности, инженеры их Энстоуна сосредоточились на выхлопной системе с эффектом «скоса», которая давала немалое преимущество на автодромах с длинными прямыми, но негативно влияла на скорость в поворотах. Поэтому и усовершенствования аэродинамики шли преимущественно в области передних антикрыльев, чтобы обеспечить уверенность пилотов в виражах.

Пожалуй, именно «Лотус» продвинулся в выхлопном решении скоса дальше остальных, но по мере того, как большинство коллективов переходило на более эффективную схему с эффектом Коанда, техническое отставание конюшни из Энстоуна увеличивалось. В итоге и подопечным Эрика Булье осенью пришлось пойти новым путем и одновременно оставить попытки внедрить DDRS в полном объеме.

Комбинация выхлопа Коанда и оставленного, но неуправляемого, верхнего воздуховода DDRS оказалась не менее эффективной, чем туннельные решения соперников. И эта комбинация позволила, наконец, Кими Райкконену победить в Абу-Даби.

Пилоты

Не все ожидали, что Кими Райкконен и Ромен Грожан, покинувшие «Формулу-1» после сезона-2009, сумеют быстро адаптироваться к новым болидам и продемонстрировать скорость. Но конкурентоспособность этих гонщиков, в целом, превзошла многочисленные ожидания.

Кими провел, без преувеличения, выдающийся сезон, сумев выжать максимум из «Лотуса» и попутно став единственным пилотом, которому удалось финишировать во всех без исключения Гран-при года. Более того, Райкконен финишировал в очках в 19-ти из 20-ти гонках сезона, и лишь на Гран-при Китая ему помешали проблемы с шинами.

Впрочем, в начале первенства чемпион мира 2007 года столкнулся с определенными трудностями: он никак не мог привыкнуть к «нечуткому» рулевому управлению, а также время от времени уступал по чистой скорости напарнику. Однако во второй части сезона-2012 картина изменилась.

Стиль пилотажа Райкконена – очень аккуратный – позволял ему без проблем проезжать дистанцию каждого Гран-при, в то время как быстрый Грожан из-за частых попаданий в инциденты навлек на себя гнев коллег и ФИА. В результате многочисленных аварий, недобора важных очков и дисквалификации француз швейцарского происхождения зажался, лишился психологической устойчивости и на фоне постоянно прибавляющего Райкконена практически затух.

Теперь же, перед сезоном-2013, Ромен не выглядит претендентом на лидерство в команде – это место уже принадлежит Кими. Вся вторая половина 2012 года, а также победа в Абу-Даби стали словно указателями для коллектива – за кем следует идти и для кого стараться. Более того, в «Лотусе» даже сумели привыкнуть к инертности финна – в Бразилии механики английской конюшни с удовольствием разгуливали в футболках с надписью «Leave me alone I know what I’m doing», – представить себе подобное в «Феррари», за которую когда-то выступал Кими, просто невозможно – даже в чемпионском сезоне-2007 Райкконен считался в Маранелло чужаком.

Возможно, что отношение к финну может измениться в случае появления настоящих проблем, но пока гонщик не дает для этого никакого повода – его результаты говорят сами за себя.

Лучшая и худшая гонки

Лучшим Гран-при в исполнении «Лотуса» стоит признать этап в Абу-Даби – ведь именно на «Яс-Марине» произошло событие, которого жаждали многие поклонники «Формулы-1». Именно в арабской стране Кими удалось одержать свою первую, и пока единственную, победу после возвращения в «Ф-1», и этот успех также стал первым для «Лотуса» в новейшей истории команды.

Без сомнения, стоят упоминания и гонки, состоявшиеся в Бахрейне и Венгрии. В обеих Райкконену удалось финишировать на втором месте, а у Грожана, на удивление, удачно получалось никого не убрать в первом повороте и добраться до финиша на подиуме.

Что касается худшего выступления, то пальму первенства в категории столь сомнительного качества забрал Гран-при Монако. Конечно, поспорить с гонкой по улицам маленького графства может и этап в Бразилии, но, справедливости ради, на «Интерлагосе» для пилотов «Лотуса» все шло наперекосяк с самого начала – то бишь с проваленной квалификации – и ругать в итоговом фиаско самих пилотов рука как-то не хочется.

В Монако же, по итогам квалификации, для Кими и Ромена открывались прекрасные перспективы. Грожан показал четвертый результат, который после потери Шумахером десяти мест превратился в итоговое третье место на стартовой решетке. Райкконен также выступил неплохо, получив возможность начинать гонку с неплохой седьмой позиции. Но затем у «Лотуса» возникли проблемы: на первом круге Грожан сошел с дистанции, а Кими из-за плохой работы болида с шинами, как ни старался, ничего не смог поделать с соперниками на узких улочках карликового княжества, и в итоге финишировал лишь 9-м.

Перспективы в сезоне-2013

Конструкторский штаб под руководством Джеймса Эллисона доказал, что способен создавать быстрые гоночные автомобили, но одновременно не убедил в своем умении правильно развивать технику по ходу сезона. Причины затянутого процесса обновления болида и выбранного направления для модернизаций могут быть связаны не только с конструкторскими решениями (например, инженеры во время разработки машины просто не заложили возможность для работы в определенном направлении, что затем мешает внедрению какой-нибудь новинки), но также с подходом самого руководства к процессу доработки.

Эллисона нельзя назвать неопытным инженером (он работает в «Формуле-1» с начала 90-х), но в то же время трудно признать прозорливым – его штаб иногда увлекается интересными, но не слишком эффективными идеями.

С годами умение выбирать правильный путь обязательно придет, но пока каждая новая машина «Лотуса» будет загадкой. Возможно, с большими ресурсами Эллисон и его коллеги смогли бы вести эффективные исследования в различных направлениях (и меньше ошибаться), однако решить эту проблему сможет только владелец конюшни Жерар Лопес.

В 2013 году «Лотус» вряд ли выпадет из пятерки лучших команд, но сумеет ли сохранить завоеванные позиции или продвинуться еще выше – это серьезный вопрос.

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham

Итоги года в «Формуле-1». «Торо Россо», «Уильямс», «Форс-Индия»

Итоги года в «Формуле-1». «ХРТ», «Маруся», «Катерхэм»