5 мин.

Петр-off

Финансовый фактор?

В последние дни слухи о замене Виталия на Ромена росли как снежный ком, вызывая все больше сомнений в счастливом будущем российского пилота в команде из Энстоуна. Одной из причин не продления соглашения между гонщиком и конюшней на сезон-2012 назывался финансовый фактор: в российской прессе появились предположения, основанные на уходе спонсоров Петрова из «Формулы-1», что выборжанин просто не собрал требуемое командой количество денег на выступления в будущем году. Более того, по слухам, повальный уход «партнеров» Виталия привел к тому, что в последних гонках сезона-2011 счета «Лотус-Рено» пополнял лично отец спортсмена, доставая деньги из собственного кармана.

Была надежда, что веское слово скажет государство, в прошлом году пообещавшее профинансировать выступления Петрова в «Формуле-1». На Западе некоторые всерьез полагали, что премьер-министр Российской Федерации без проблем найдет замену ушедшим спонсорам, но либо у правительства нашлись дела куда более важные, чем финансирование карьеры Виталия, либо западные «инсайды» переоценили могущество Владимира Путина, либо бонусы Грожана в глазах руководства «Лотуса» просто оказались весомее, чем Петров и «перспективный российский рынок».

Чем выгоден Грожан?

Швейцарский пилот с французской гоночной лицензией, как и следовало ожидать от загребущего Эрика Булье, пришел в конюшню не с пустыми руками. Чуть больше года назад у будущего чемпиона GP2 не было никакой поддержки – карьера парня загибалась, а о том, что еще совсем недавно (в 2009-м) перспективный гонщик даже пробовал силы в «Формуле-1», уже практически никто не вспоминал. Ситуация изменилась после того, как в сентябре 2010-го Ромена под свое крыло взяла компания Gravity Sports Management (исполнительным директором которой является Булье): активная деятельность нового менеджмента пилота привела к тому, что Грожан поработал с «Пирелли», получил место в чемпионате GP2, а также стал одним из многочисленных резервных гонщиков «Лотус-Рено».

Отличные результаты в гонках, а также наличие французского паспорта у Ромена помогли Булье убедить руководство нефтяного гиганта Total еще активнее вложиться в спортсмена (компания поддерживала пилота с 2006 года), и этот партнер сулит команде не только финансовые выгоды.

Total традиционно работает с конюшнями «Формулы-1» в связке с французскими мотористами. 16 лет назад это был концерн «Пежо», а в 2000-х – «Рено». И если намерения Total в гонках по-прежнему остаются серьезными, Эрик Булье сможет спокойно спать по ночам и не думать о том, какими двигателями должны снабжаться болиды «Лотуса». По ходу сезона-2011 в прессе не раз проскакивали сообщения о том, что конюшня из Энстоуна из-за финансовых проблем будет вынуждена заключить договор с «Косуорт», но теперь, похоже все эти предположения останутся в прошлом.

Финансовая поддержка Total в прошлые годы составляла от 15 до 20 млн долларов в год – но те деньги выделялись пронырливому Флавио Бриаторе под Фернандо Алонсо, а сегодня вместо испанца выступает гонщик без громкого имени. Даже если финансовый приток от нефтяной компании в конюшню Эрика Булье сократился в два-три раза, денег все равно должно хватить на оплату моторов «Рено». И не стоит забывать, что в данном случае важны не только деньги – Total для «Лотуса» стал связующей нитью с французскими мотористами, отношения между тремя сторонами, благодаря переходу Грожана в статус основного пилота конюшни, должны укрепиться.

Если поверить предположениям о том, что другой пилот команды, Кими Райкконен, принес в команду 30 млн долларов (из которых около 15-ти забрал себе), то можно лишь похвалить Жерара Лопеса и Эрика Булье за сообразительность и умение делать деньги.

При чем тут Кими?

Возможно, существует еще одна причина того, почему Грожан оказался для «Лотуса» более выгодной фигурой, чем Петров – и в ней косвенно может быть замешан Райкконен. Поговаривают, что финский гонщик стал совладельцем «Лотуса», то есть, кроме финансового вознаграждения за труды на гоночной трассе он положит в собственную копилку акции команды. Если это так, то у Райкконена появилась возможность влиять на политику коллектива и на выбор второго пилота. Может быть, кто-то посчитает, что скромный Виталий Петров никак не угрожал позициям Кими, но менеджеры финна – отец и сын Робертсоны – могли подумать иначе.

Менеджмент Райкконена давно известен успешным выкачиванием денег из карманов работодателей и спонсоров – Робертсоны считают (и, возможно, справедливо), что экстраординарному пилоту нужно хорошо платить. Теперь представьте на секундочку, что бы произошло с брендом «Райкконен», если бы по итогам 2012 года Виталий Петров оказался лучше финна? – Не исключено, что акции чемпиона мира 2007 года пошли бы вниз.

Может быть, Райкконен, Булье и даже Робертсоны в такой исход сезона-2012 и сами не верят, однако вероятность перестраховки (к тому же не проигрышной в финансовом плане) исключать нельзя. Виталий, в отличие от Кими, проработал в Энстоуне целых два года. Кроме того, он прекрасно знаком с шинами «Пирелли», и на первых порах наверняка добился бы большей эффективности от болида за счет лучшей работы с покрышками.

Если не верите, то вспомните возвращение Михаэля Шумахера – после трех лет простоя немец вернулся в гонки и вчистую проиграл сезон-2010 Нико Росбергу. Кими, конечно, провел вне «Формулы-1» всего два года, однако их вполне могло хватить, чтобы пилот растерял форму.

Грожан же, по сути, находится практически в одинаковых стартовых условиях с Райкконеном. Да, у него был опыт работы с «Пирелли», и он даже немного поработал в «Лотус-Рено» в пятничных тренировках, однако этот опыт нельзя сравнить с тем, какой был у Петрова. Если у Ромена и есть фора перед Кими, то не слишком большая – обоим пилотам предстоит многое узнать в новом коллективе.

Что будет с Петровым?

Оксане Косаченко придется серьезно потрудиться, чтобы оставить своего подопечного в «Ф-1» – вакансий в пелотоне осталось немного. Если у Петрова все-таки есть хоть какая-то спонсорская поддержка, то наиболее интересным выглядит место в «Уильямсе». Кроме того, пошли слухи об интересе к Виталию в «Заубере», мол, герр Петер готов ради российского пилота избавиться от Камуи Кобаяси (которого в Японии по-прежнему готовы поддерживать только болельщики, а не спонсоры). Если это произойдет, то за «Формулу-1», в которой контракты перестали что-либо значить, в скором будущем станет совсем страшно.