Молчание «телят»
Нынешние пилоты итальянской конюшни Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари выступают вместе с 2009 года – для топ-команд не такой уж большой срок, например, в том же сезоне сформировалась пара Феттель-Уэббер в «Ред Булл», да и ранее наблюдались примеры многолетнего сотрудничества гонщиков в одних и тех же коллективах.
Однако случай с «Торо Россо» в чем-то уникален, ведь команда создавалась отчасти для того, чтобы обкатывать молодых гонщиков и затем отправлять их или в главную конюшню, или на все четыре стороны. Буэми и Альгерсуари курс молодого бойца прошли, но что дальше? – Дядюшка Марк по-прежнему сидит в «Ред Булл», никуда не хочет уходить, да и Кристиан Хорнер как-то не рвется брать в напарники к Феттелю кого-нибудь из гонщиков «Торо Россо». Другие команды в пелотоне к Хайме и Себу тоже особого интереса не проявляют, а выкидывать ребят из «Формулы-1» главному рулевому молодежной программы «Ред Булл» Гельмуту Марко не очень хочется. Получается, растили-растили, учили-учили, а затем, бац, идите парни, куда хотите.
Между тем, вопрос с трудоустройством выпускников программы Гельмуту надо как-то решать, ведь подоспела новая партия гонщиков – места в Фаэнце присматривают Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь.
Австралиец был готов к дебюту в «Формуле-1» уже в этом году, однако у «телят» сложилась ситуация из серии «никто не хотел умирать»: после того, как Марко намекнул, что расстанется с тем, кто хуже будет выступать в нынешнем сезоне, Альгерсуари и Буэми начали упорное сражение за право остаться в команде.
Себ начал сезон-2011 лучше – четыре очка в Австралии, два – в Турции и одно – в Монако, в то время как Хайме в первых шести гонках чемпионата никак не мог сдвинуться с нулевой отметки. Ситуация поменялась во второй трети сезона, когда испанец нашел общий язык с шинами «Пирелли», заметно улучшил гоночный темп и наконец-то начал набирать очки. В итоге Альгерсуари так разошелся, что перед последним этапом сезона опережает напарника на 9 баллов в личном зачете. Кажется, победитель в этом сражении уже известен, однако все не так просто.
Во-первых, 21-летний каталонец хоть и прибавил в скорости по воскресеньям, в субботу по-прежнему остается одним из слабейших гонщиков в пелотоне. Альгерсуари страдает от недостаточного прогрева шин на одном круге, и в результате частенько проигрывает напарнику в квалификациях. Во-вторых, Буэми по разным причинам не всегда демонстрирует все свои способности – швейцарцу очень часто не везет. В этом году он пять раз не добирался до финиша, и как минимум в четырех неудачных Гран-при претендовал на очки: в Бельгии в заднее антикрыло «Торо Россо» въехал Перес, в Японии возникли проблемы с креплением колеса, в Индии отказал мотор, а в Абу-Даби полетела гидравлика. Хайме подобные проблемы часто обходили стороной.
Возможно, что без всех этих неудач счет по очкам у «телят» в этом году был бы равный, и раз так, то при принятии решения о составе на следующий год доктору Марко нужно смотреть на дополнительные показатели.
Например, на финансовую поддержку. Швейцарец Буэми выступает за итальянскую конюшню фактически бесплатно – серьезных спонсоров у парня нет. А вот за испанцем Альгерсуари по-прежнему стоит компания Repsol, которая за своего парня, возможно, платит уже не так много, как в 2009-м, но все еще перечисляет деньги на счета конюшни.
Для небогатой «Торо Россо» финансовый фактор значит очень много, а если учесть, что Буэми и Альгерсуари гонщики примерно одного уровня, шансы Себа остаться в коллективе в 2012 году оказываются ниже. Возможно, пилот и сам это прекрасно понимает – реакция обычно спокойного Буэми на сход в Абу-Даби была красноречивой; не исключено, что его дни в команде уже сочтены.
Возможен вариант, при котором и Хайме, и Себ начнут сезон-2012 вместе, а решение об увольнении одного из них будет принято после выездных гонок, но в таком случае потенциальный сменщик (Риккардо или Вернь) окажется в невыгодной ситуации, поскольку начнет чемпионат без должной подготовки. Подобный вариант не очень выгоден Марко, ведь он собирается делать ставку именно на молодых спортсменов.
Затягивать с решением невыгодно и потому, что Риккардо с Вернем могут перестать расти как гонщики – пока они маршировали по младшим сериям и набирались опыта, все выглядело хорошо, но сегодня оба готовы к дебюту в «Торо Россо», и терять время им нельзя. Верня, впрочем, еще можно задействовать в 2012 году в качестве запасного пилота (ведь наконец-то по ходу чемпионата вернутся тесты), обкатывать по ходу пятничных тренировок, а в основной состав ввести либо в середине сезона, либо после его окончания, но с Риккардо такой номер не пройдет. Даниэль уже выступает в «Формуле-1», причем в команде, которая борется за право не стать худшей, так что его победы над более опытным Тонио Лиуцци ничего не стоят (что уж говорить о поражениях) – акции австралийца обесцениваются, и мариновать его в консервной банке на колесах долго точно не стоит.
Францу Тосту и Гельмуту Марко придется принять непопулярное решение: убрать одного из равноценных гонщиков (предположительно, Буэми), и на его место взять более перспективного парня (скорее всего, Риккардо). Выглядеть, конечно, все это будет не очень справедливо, но в «Формуле-1» случались вещи и похуже.
Нельзя полностью исключать и полную замену пилотов, но в таком случае в «Торо Россо» не будет преемственности, конюшне придется потратить время на обучение сразу двух гонщиков, что грозит потерей в результатах – вероятно, команда такой шаг не совершит.
Так что, Альгерсуари – Риккардо? Посмотрим. Пока же руководство «телят» хранит молчание, тем самым не только подогревая интерес болельщиков, но и осложняя дальнейшую карьеру того, с кем произойдет расставание – ведь чем позже пилоту объявят об увольнении, тем сложнее ему будет найти работу в 2012 году.
«Не таков ведь Заратустра, Чтобы каждого жалеть!» (С) Пикник
Как много подопечных у Быков, уже реально целое стадо получается :))
В итоге оба первую половину года ездили как отмороженные. Особенно на старте. Большинство инцидентов на их счету. После того как Риккардо получил место в ХРТ, эти хотя бы перестали чудить.
Думаю, что у Буэми будущего в Ф-1 нет вообще. Во-первых, такого же уровня пилотов полно. Во-вторых, он нищеброд. Телята от него откажутся, а другим командам он нафиг не сдался. Маруся и ХРТ возьмет того, у кого деньги есть. ФИ и Уильямс могут взять без денег, но они могут взять Грожана, Гарде или Хюлька, которые будут точно не хуже.
Альгерсуари скорее всего оставят, но до первого же шухера. Очевидно, что место Буэми займет Риккардо. И если Даниэль в первый же год будет быстрее, то Хайме помахают ручкой и здравствуй ХРТ. Испанская команда с двумя испанскими пилотами.
Забавная ситуация с Вернем. Как и Риккардо год назад, он упустил титул в Мировой Серии бывшему гонщику программы поддержки РБ. Значит, есть весомый формальный повод сделать с ним тот же финт, что и с Риккардо. Дать все практики в ТР и оставить в Мировой серии. Ну можно еще купить место в ХРТ, а в середине года провернуть рокировку с Альгом.