Себастьяновы ошибки
В минувшие выходные в Австралии состоялся десятый этап чемпионата мира по ралли. Лидерами общего зачета на Зеленый континент отправилась пара пилотов заводской команды «Ситроен» – Себастьян Леб на 25 очков опережал Себастьяна Ожье. Неудачи пилотов «Форда» в последних гонках позволили французам развязать борьбу между собой. Притом борьбу такую, что ситуация потребовала вмешательства высших чинов концерна PSA.
Гражданская война «Ситроена» продолжилась и в Австралии – по итогам двух первых «суперспейшлов» дистанция между партнерами по команде не дотягивала и до секунды. Но основные события должны были начаться в пятницу, первый полноценный гоночный день Ралли Австралии.
В этот день над Коффс Харбор шли дожди – гонщикам предстояло выступать на мокром гравии в условиях крайне ограниченного сцепления. «Невероятно скользко, на торможениях будто катишься по льду», – описал ситуацию Микко Хирвонен.
Первым полноценным спецучастком ралли стал самый длинный – 30-километровый – доп гонки, победителем которого стал Себастьян Леб, возглавивший классификацию с двухсекундным преимуществом над Ожье. Микко Хирвонен разом отстал на 13 секунд, тогда как Латвала оказался почти в 30 секундах от лидеров – Яри-Матти слишком широко вышел в одном из поворотов и повредил машину.
Но проблемы финна оказались мелочью на фоне провала Себастьяна Леба – бессменный чемпион семи последних лет разбил свой DS3 WRC через километр после старта четвертого допа. «Я разговаривал с Даниэлем Эленой, нашим штурманом, и немного отвлекся от трассы. Это произошло на входе в поворот – я шел слишком быстро. Произошел удар и машина перевернулась. Это целиком моя вина», – сокрушался Леб.
По итогам четырех спецучастков лидерство в гонке захватил Ожье, в десяти и тринадцати секундах от которого расположились Микко Хирвонен и Петтер Сольберг. Если бы ралли закончилось после этого допа, от преимущества Леба в общем зачете не осталось бы ни одного очка, однако впереди были еще 320 километров дистанции.
На пятом допе быстрейшим временем отметились Яри-Матти Латвала и Микко Хирвонен, но Ожье уступил финнам самую малость – менее полутора секунд. Себастьян жаловался на поведение жестких шинах, не обеспечивавших должного сцепления. На шестом допе француз попытался прибавить, но вылетел в одном из поворотов и разбил о дерево машину…
«Мы пытались создать отрыв от «Фордов», потому что знали, что завтра придется чистить трассу. Но в одном из левых поворотов я вышел немного шире, чем нужно, налетел на бруствер, после чего машина врезалась в дерево. Это была не слишком серьезная ошибка, но в таких погодных условиях любая помарка может привести к подобным последствиям», – объяснил ситуацию Ожье.
На этом же спецучастке с трассы вылетел Петтер Сольберг, и хотя его машина и не пострадала, эта оплошность стоила норвежцу почти тридцати секунд. Таким образом, после шести допов гонки на двух первых позициях расположились Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала, которых разделяли пять с половиной секунд, а на третьем месте, в полуминуте от лидеров, шел Петтер Сольберг.
Четвертая строчка классификации перешла к Евгению Новикову. Россиянин, выступавший в этой гонке в составе «Стобарт», на всех допах пятницы показывал результаты в первой шестерке, а шестой спецучасток закончил и вовсе со вторым временем. От лидеров Новикова отделали 44 секунды, тогда как ближайший преследователь – Хеннинг Сольберг – уступал Евгению более минуты.
Однако это не уберегло москвича от неприятностей. «На седьмом допе в одном из быстрых поворотов на траектории оказался камень. Я чуть выехал с траектории, нас стало заносить, стабилизировать машину не получилось и мы вылетели с трассы», – рассказал гонщик. После этого инцидента Новиков вынужден был прекратить борьбу и вернулся в гонку лишь в субботу с 15-минутным отставанием от лидеров.
Лидеры же – Хирвонен и Латвала – в спокойном режиме закончили первый день гонки, сохранив полуминутный отрыв от Петтера Сольберга. Более того, уже в пятницу вечером Малькольм Уилсон, руководитель «Форда», заявил, что в ход пойдет командная тактика и его пилоты не будут бороться друг против друга за победу.
Во второй день Латвала все-таки опередил Хирвонена, но это было обусловлено тем, что Яри-Матти стартовал после своего напарника, что вылилось в 20 секундный отрыв к концу субботних допов. Сольберг же всю первую половину дня боролся с избыточной поворачиваемостью своей машины, но после обеда инженеры решили эту проблему, и отставание норвежца вернулось на отметку тридцати секунд.
Ожье и Леб, начавшие день с отставанием в 20 и 30 минут соответственно, на каждом допе держались среди лидеров и после двадцати спецучастков гонки поднялись на 11-ю и 17-ю позиции. Продолжил атаковать во второй день и Новиков – субботу россиянин закончил на десятой позиции.
Третий день мало чем отличался от предыдущего. Латвала и Хирвонен аккуратно контролировали отрыв от Сольберга, а в самом конце гонки вновь обменялись позициями – на 25-м допе Яри-Матти разом отдал Хирвонену 30 секунд.
«Это было командное решение. В связи с тем, что Микко более выгодно расположен в общем зачете чемпионата, ему очки нужнее. Конечно, я ему помогу. Как и любому гонщику, мне хотелось одержать победу, но я должен видеть всю картину в целом и помочь напарнику», – объяснил решение Уилсона Латвала.
Сольберг в итоге добрался до финиша на третьем месте, завоевав первый за четыре месяца подиум. Замкнули пятерку Мэттью Уилсон и Халид Аль-Кассими, а в первой десятке абсолютного зачета финишировали пилоты, выступавшие на машинах других категорий, – Пэддон, Косцюшко, Гуэрра, а также украинец Александр Салюк, классифицировавшийся восьмым.
Замкнул зачетную десятку Себастьян Леб. Весь третий день Ожье шел впереди своего напарника, так как в пятницу разбил машину на два допа «позже», чем Леб, и получил на десять минут меньше штрафа. Но на 25-м допе Себ-младший опоздал на старт допа, получил штраф и оказался позади лидера общего зачета.
«Ожье притормозил, чтобы я мог набрать очки в личном зачете. Команда решила, что в сложившейся ситуации нашей главной угрозой в чемпионате является Микко Хирвонен», – заявил Леб. Его напарник, неоднократно заявлявший о равном статусе с Лебом, был куда менее многословен: «Команда отдала мне приказ, я его выполнил. Извините, но мне больше нечего сказать».
По ходу сезона Оливье Кеснель неоднократно заявлял, что Леб и Ожье имеют равные права и могут бороться за чемпионский титул. Однако командная тактика французов в Австралии, мягко говоря, опровергает слова их руководителя. К концу гонки Ожье поднялся на девятое место и потенциально набирал два очка, тогда как пропуск Леба лишал Себа-младшего вообще каких-либо очков за финишную позицию, а действующему чемпиону добавлял лишь один балл…
С другой стороны, Ожье и сам виноват в том, что команда приняла именно такое решение. Если бы Себастьян не разбил машину на шестом допе, то боролся бы за победу и вполне мог бы финишировать на подиуме – вряд ли руководство «попросило» бы гонщика подождать полчаса, пока Леб не выйдет на десятое место вместо подиума Ожье.
В любом случае, учитывая то, с какими страстями Леб продлевал контракт с «Ситроеном», а также ранние заявления Кеснеля вкупе с Ралли Акрополис, где по инициативе команды Ожье в конце первых двух дней притормаживал, отправляя напарника расчищать трассу, отношения внутри коллектива сложно назвать товарищескими.
В общем зачете после за три этапа до конца сезона продолжает лидировать Себастьян Леб, ближайшим преследователем которого теперь стал Микко Хирвонен, отстающий на 15 очков. Ожье откатился на третью позицию и уступает напарнику почти 30 баллов. Замыкают первую пятерку Латвала и Сольберг-младший, проигрывающие лидеру 80 и 86 очков соответственно. Следующий этап пройдет через три недели в родном городе Леба – Эльзасе.
В «Погоню»
В Ричмонде в минувшие выходные состоялся финальный этап регулярного сезона NASCAR Sprint Cup. Шорт-трек длиной три четверти мили традиционно – с 2004 года – принимает последнюю перед началом «Чейза» гонку чемпионата. Перед стартом соревнований девять гонщиков уже забронировали себе места в «Погоне», тогда как на три оставшихся вакансии претендовали сразу 14 пилотов.
Такая плотность борьбы была обеспечена свежим нововведением NASCAR – чиновники ассоциации перед началом текущего сезона изменили процедуру отбора в плей-офф. С этого года только первые десять гонщиков получают путевку в «Чейз», тогда как еще два места уйдут пилотам из второй десятки общего зачета, одержавших наибольшее число побед.
Большинству гонщиков, из числа тех, кто еще сохранял хотя бы призрачные шансы на попадание в «Погоню», было необходимо побеждать в Ричмонде. Однако череда аварий и других различных происшествий значительно усложнила жизнь как самим пилотам, так и их крю-чифам.
Уже на втором круге Майк Блисс в четвертом повороте развернул Энди Лэлли. Сразу же после рестарта на заднее колесо Дэвида Ройтиманна налетел Клинт Бойер – один из претендентов на попадание в «Погоню». Бойеру необходимо было выиграть гонку, да еще и опередить в общем зачете Дэнни Хэмлина. Авария уже на восьмом круге гонки значительно понизила шансы гонщика на попадание в плей-офф.
С другой стороны, у соперников Бойера тоже возникли различные трудности. После разворота Клинта позади в результате цепной реакции повредили свои машины Хэмлин и Эрнхардт – первый потерял целый круг, пока механики чинили машину на пит-лейну, а у второго возникли проблемы с охлаждением машины.
На 27 круге в третьем повороте разворачивает Кейси Кейна, а еще десятью кругами спустя Эрнхардт-младший на выходе из второго виража столкнулся с Маркосом Эмброузом. К слову, благодаря инциденту с участием «Джуниора», согласно правилу «лаки-дог», в один круг с лидером смог вернуться Хэмлин.
Пятые желтые флаги были выброшены на 52 круге из 400 – Эмброуз ударил заднее колесо Брайана Викерса, а того в свою очередь вынесло на Кейси Кейна. Для последнего гонка завершилась на месте, а Викерс пытался ответным маневром впечатать в стену Эмброуза. Однако потуги гонщика «Ред Булл» весьма однозначным предупреждением прекратили чиновники NASCAR.
Затем пилоты взяли перерыв и вплоть до 117 круга ехали без аварий. На этом отрезке поначалу лидировал Мэтт Кенсет, но его «Форд» терял скорость на лонг-ранах, в результате чего гонщик «Рауш Фэнуэй» постепенно откатился на девятое место, а пелотон возглавил Кевин Харвик.
На 154 круге Дэйл Эрнхардт-младший спровоцировал седьмую серию желтых флагов. «Джуниору» не понравилось как Трэвис Квэпил подтолкнул его на прямой, в связи с чем Дэйл решил отправить Квэпила в стену. На момент выброса желтых флагов Эрнхардт находился на позиции «лаки-дог», однако из-за того, что гонщик был вовлечен в аварию, ассоциация не позволила ему отыграть круг.
Через два круга после рестарта вылет Лэндона Кэссила спровоцировал очередной «коушен», а еще через некоторое время столкнулись Реган Смит с Полом Менардом – у обоих перед стартом заезда оставались призрачные шансы на попадание в «Чейз», но авария поставила крест на надеждах и того, и другого.
Еще через некоторое время в первом повороте не разъехались Джимми Джонсон и Курт Буш. Последний отчаянно оттормаживался, видя перед собой бело-синий «Шевроле», но избежать контакта не смог. 60 кругов спустя уже Джонсон ошибся на входе в поворот, не удержал задний мост своей машины и выбил Курта Буша.
Бойня на трассе продолжилась – на 282 круге лопнула шина Джеффа Бертона, на 296-м развернуло Эмброуза, а на 309-м Клинт Бойер, пытаясь выйти из заноса, отправил в стену Дэвида Ройтиманна.
Тем временем, очередной рестарт за 82 круга до финиша лидерами приняли Карл Эдвардс и Кевин Харвик, но уже через два круга пилот «Ричард Чилдресс» вернулся в лидеры и вновь ушел в отрыв. Чуть позже Эдвардс откатился и вовсе на четвертое место – вперед вышли Джефф Гордон и Грег Биффл.
Примерно за 40 кругов до финиша поведение машины Харвика начало меняться в худшую сторону – автомобиль стал склонен к недостаточной поворачиваемости. Гордон начал резко сокращать отрыв и на 372 круге провел первую атаку по внутренней траектории, но лидер уверенно разгонялся с «аутсайда» и каждый раз сохранял позицию.
Несколько кругов подряд Харвик и Гордон прошли бок о бок, но на 378 круге на выходе из второго поворота Джефф все-таки смог дожать оппонента. Тем временем, за 15 кругов до финиша развернуло Пола Менарда и судьи объявили пятнадцатый «коушен» гонки.
На пит-стопах механики Гордона в который раз сработали не лучшим образом – с пит-лейн Джефф вернулся позади Харвика. Машина Кевина была очень быстра на коротких отрезках дистанции, что помогло гонщику сразу же создать небольшой отрыв.
Чуть поодаль в борьбе за второе место Гордон пропустил Эдвардса – за десять кругов до финиша двух лидеров разделяли шесть десятых секунды, но, выйдя на оперативный простор, Карл начал резко сокращать отрыв. За три круга до финиша «Шевроле» №29 и «Форд» №99 шли вплотную друг к другу, однако провести подготовленную атаку Эдвардс уже не успел.
«Кевин не оставлял мне места и держался на внутренней траектории. У него был хороший темп, и у меня вообще не было шансов обогнать его. Конечно, я расстроен, что не смог победить, но, в целом, гонка получилась неплохой. Теперь я чувствую, что могу выиграть чемпионат», – заявил после финиша Эдвардс.
Благодаря четвертой в сезоне победе Кевин Харвик начнет выступления в «Чейзе» со второй позиции с тем же количеством очков, что и у лидирующего Кайла Буша – 2012. Борьбу за чемпионский титул также продолжат три гонщика «Хендрик» – Джефф Гордон, Джимми Джонсон и Дэйл Эрнхардт-младший, оба пилота «Пенске» – Курт Буш и Брэд Кезеловски, также как и «Стюарт-Хаас» в полном составе в лице Тони Стюарта и Райана Ньюмана. Кроме того, второй «уайлдкард» удержал Дэнни Хэмлин, а дополняют список участников «Погони» Карл Эдвардс и Мэтт Кенсет из «Рауш Фэнуэй».
Первая гонка плей-офф состоится на следующей неделе в Джолите на трассе «Чикаголэнд Спидвей».
Второй номер
В Монце состоялся заключительный этап молодежного первенства GP2. Ромен Грожан обеспечил себе чемпионский титул еще на предыдущем этапе, проходившем в Спа, а потому другим пилотам оставалось бороться лишь за серебряные награды по итогам сезона.
Накануне соревнований в Италии в списке претендентов на второе место в чемпионате значились сразу семь пилотов, но двое – Давиде Вальсекки и Дани Клос – отсеялись еще в квалификации. Чтобы продолжить борьбу им обоим были необходимы два бонусных очка за поул, которые ушли к Шарлю Пику.
На первой линии вместе с Пиком квалифицировался еще один претендент – Лука Филиппи, тогда как Гидо ван дер Гарде и Жюль Бьянки, занимавшие в общем зачете второе и третье места, должны были стартовать лишь с десятой линии.
Старт субботнего заезда уверенно выиграл Лука Филиппи, сразу же оставивший Пика позади. Квалифицировавшийся третьим Фабио Ляймер старт провалил, пропустив вперед Паренте, Грожана и Кэрролла. Замыкающими в очковой зоне оказались Фиторис и Берд.
Берд, еще один претендент на второе место чемпионата, с ходу повел гонку весьма агрессивно – на втором круге в «Курва Гранде» англичанин в три ряда боролся против Фиториса и Клоса, но на торможении к «Роджии» оставил обоих соперников позади.
На десятом круге пилоты начали заезжать в боксы – волну пит-стопов открыли Бьянки и Паренте, а уже на 12 круге вся группа пилотов, занимавших места со второго по шестое, отправилась в боксы. Лучше всех со своими задачами справились механики «АйСпорт» и «ДАМС» – Берд еще до выезда с пит-лейн опередил Кэрролла и Ляймера, а Грожана выпустили на трассу раньше, чем Паренте.
Но механики «Карлин» отличились не только «скоростью» пит-стопа – впопыхах португальца выпустили прямо под колеса, подъезжавшего к своим боксам, Джонни Чекотто. За невнимательность команда была наказана проездом по пит-лейн для машины №25, что выбило Паренте из борьбы за очки.
По окончании волны пит-стопов преимущество Филиппи над Пиком перевалило за четыре секунды. Еще в полутора секундах от Пика шел Грожан, обменивавшийся с лидером быстрейшими кругами. Позади расположились Берд, Кэрролл, Фиторис, Ляймер и Бьянки. Несмотря на небольшие отрывы в некоторых парах, до обгонов дело так и не дошло. В итоге Филиппи одержал вторую подряд и третью в сезоне победу.
Перед стартом финального заезда претендентов на второе место осталось лишь четверо – подиумы Филиппи и Пика выбили из борьбы Сэма Берда. На вторую строчку поднялся Пик, одно очко которому уступал Филиппи. Еще в двух баллах от итальянца расположились Бьянки и ван дер Гарде. Но если Бьянки стартовал в воскресенье с реверсивного поула, то проваливший субботний заезд ван дер Гарде вынужден был начинать гонку с последних рядов.
В воскресенье утром обладатель поула вновь проиграл старт – Бьянки сразу же пропустил на первое место Фиториса, а к «Реттифильо» подошел бок о бок с Ляймером. Швейцарец вписался в вираж, тогда как гонщику «Лотус АРТ» пришлось срезать шикану и уступить вторую позицию. Еще хуже началась гонка для Пика – налетев на старте на автомобиль Грожана, гонщик «Барвы Аддакс» вынужден был досрочно прекратить борьбу.
Четвертое место на старте сохранил Адам Кэрролл, но машине британца катастрофически не хватало скорости. На втором круге Сэм Берд обогнал гонщика «Супер Новы» в «Роджиа», кругом позже на торможении к «Реттифильо» Кэрролл оказался бессилен против Луки Филиппи. Удержаться в очковой зоне до финиша Адаму так и не удалось – он финишировал лишь одиннадцатым.
В лидирующей группе обгонов не было вообще. По ходу всей дистанции Ляймер держался от Фиториса менее чем в секунде, но провести атаку так и не смог. Аналогичным образом развивались события в борьбе за третье место, где Берд все время шел в пяти-семи десятых секунды от Бьянки.
Самого Берда в свою очередь так и не смог обогнать Филиппи, хотя тому это было и не нужно. Учитывая низкую стартовую позицию ван дер Гарде и сход Шарля Пика, единственным соперником Луки за второе место общего зачета оставался Жюль Бьянки. При этом, уступив французу две позиции, Филиппи все равно набирал бы такое же количество очков, как и Бьянки, но по дополнительным показателям – три победы против одной – все равно занимал бы второе место. Словно этого было мало, Филиппи за три круга до финиша установил быстрейший круг гонки и в итоговой таблице общего зачета чемпионата на одно очко опередил Бьянки.
В серии GP2 Филиппи выступает с 2006 года, но ни разу итальянец по итогам сезона не занимал места в первой тройке – его лучшим результатом было четвертое место три года назад. Для Бьянки же третье место стало повторением прошлогоднего результата.
Теперь пилотов ждет внезачетный суперфинал GP2 в Абу-Даби, а уже в следующем году стартует объединенное первенство GP2 – организаторы отказались от идеи проведения азиатской серии, в пользу расширения календаря основного первенства.
Тем временем
В Монце состоялся заключительный этап второго сезона молодежного первенства GP3 Series. Гонки в Италии сложились для российских гонщиков не самым удачным образом – в субботнем заезде ни Лукашевич, ни Зимин не смогли добраться до финиша. В воскресной гонке Зимин принял клетчатый флаг на шестнадцатой позиции, тогда как Лукашевич вновь не смог преодолеть дистанцию.
В итоге Максим Зимин, проводивший свой дебютный сезон в GP3, занял 27-е место генеральной классификации. Иван Лукашевич выступал в этих гонках второй год и по итогам чемпионата расположился на 26-й строчке, тогда как в прошлом сезоне его результатом была 32-я позиция, а лучшим финишем – 13-е места (в прошедшем сезоне Лукашевич уже пробивался в первую десятку, закончив гонки в Спа на десятой и восьмой позициях).
Чемпионский титул еще в субботнем заезде выиграл резервный гонщик «Уильямс», Валттери Боттас. Ранее финн уже выигрывал еврокубок и северо-европейский кубок двухлитровой «Формулы-Рено», дважды победил в гонке «Мастерс Формула-3» в Зандвоорте, а также дважды становился бронзовым призером евросерии «Формулы-3».
между 1 и 12 местом 12 очков разницы и десять гонок..шансы есть у всех..
готов сделать ставочку на победителя? :)