Обратный путь к победам
Во второй половине прошлого сезона «Уильямс» удалось опередить в Кубке конструкторов «Форс-Индию» и занять шестое место. В этом году команда надеялась продолжить борьбу с этих же позиций, избрав «агрессивный» подход к проектированию FW33.
По сравнению с предыдущей моделью, FW33 получила огромное количество обновлений. Ключевым пунктом новой машины стала инновационная коробка передач, благодаря которой компоновка задней части автомобиля получилась очень компактной, что в свою очередь положительно сказывалось на эффективности воздушного потока.
На зимних тестах команда обнаружила ряд «детских болезней» FW33. Машина плохо прогревала средний тип шин, система KERS нередко провоцировала перегрев двигателя, в котором регулярно возникали утечки.
Коллектив спешно бросился решать возникшие проблемы, в результате чего не смог вовремя распознать другие существенные недостатки шасси. Дело в том, что в прошлом году «Уильямс» потерял около половины спонсоров, потеряв, по некоторым подсчетам, более двадцати миллионов фунтов стерлингов. Руководство было вынуждено заменить Нико Хюлькенберга, на Пастора Мальдонадо, с которым в «Формулу-1» пришли венесуэльские нефтяные миллионы компании PDVSA. Но ресурсов – в первую очередь людских – все равно не хватало на работу в мультизадачном режиме.
Сосредоточившись на текущих задачах, технический департамент не мог уделять достаточно времени и сил развитию машины в других областях. В результате, в двух первых гонках ни Баррикелло, ни Мальдонадо не смогли добраться до финиша, а в квалификации обе машины оказывались далеко позади третьего сегмента.
FW33 не хватало скорости на прямых, а в гонках машина крайне неэкономно обращалась с резиной. В результате чего инженерам было крайне сложно подобрать более-менее работающую тактику хотя бы для одного гонщика. Кроме того, выяснилось, что и аэродинамика оказалась не так эффективна, как надеялись в команде.
Одной из главных причин этих проблем стало неверное распределение обязанностей. Рубенс Баррикелло заявил, что на Сэма Майкла, технического директора, было возложено слишком много обязанностей, вследствие чего тому не удавалось добиться максимума ни в одной из областей.
Уже после трех этапов Майкл заявил, что покинет команду по окончании сезона. Австралиец взял на себя всю вину за провальный старт сезона, заявив, что любое неверное решение технического департамента – на его совести, так как именно он занимался подбором сотрудников в соответствующие подразделения. Заявление об уходе подал также Джон Томлинсон, глава отдела аэродинамики.
Тем не менее, и Майкл, и Томлинсон продолжили работать в рамках имеющихся возможностей, чтобы отработать положенный по контракту сезон. К каждому Гран-при команда готовила обновления антикрыльев, диффузора или днища, что в итоге дало результат.
В Турции Рубенсу Баррикелло не хватило 24 тысячных секунды до третьего сегмента, а в Барселоне и Монако Пастор Мальдонадо квалифицировался девятым. На Гран-при Монако венесуэлец мог набрать первые очки «Уильямса» в текущем сезоне, но сошел с дистанции после столкновения с Хэмилтоном. Зато в зачетной десятке гонку закончил Баррикелло.
Усилиями бразильца в дождевой гонке в Монреале команда набрала еще два очка, но даже достигнутого прогресса оказалось недостаточно. FW33 обладала потенциалом, но множество мелких трудностей не позволяли раскрыть его в полной мере, а основные проблемы – шины и аэродинамика – так и оставались нерешенными. «Уильямсу» не помог даже запрет на выдувные диффузоры, введенный на Гран-при Великобритании.
Но команда с великим прошлым не унывает, продолжая поиски пути выхода из кризиса. После объявления об уходе Майкла и Томлинсона Фрэнк Уильямс взял на должность главного инженера Майка Кофлэна, который может занять пост технического директора по окончании сезона. Кроме того под знамена конюшни из Гроува были привлечены Марк Гиллан и Джейсон Сомервилл, которые возглавят производственный департамент и отдел аэродинамики соответственно.
Но самым важным достижением команды стал контракт о поставке двигателей с компанией «Рено» – на французских двигателях Фрэнк Уильямс пять раз выиграл Кубок конструкторов, а его пилоты четыре раза становились чемпионами мира.
Вряд ли подопечным Уильямса и Хэда удастся добиться заметного прогресса в этом сезоне, однако две-три успешные гонки могли бы позволить им опередить в Кубке конструкторов «Форс-Индию» и «Торо Россо». Несмотря на то, что моральный дух коллектива, благодаря новым сотрудникам и контракту с «Рено», сейчас на подъеме, многие отмечают, что команда выглядит потерянной – развитие машины носило несколько хаотичный характер, в результате чего общая концепция потерялась за постоянными обновлениями.
В данной ситуации основной задачей руководства команды является верное выстраивание связей внутри коллектива. Кроме того, работавшие в разных конюшнях и даже областях новобранцы могут свежим взглядом оценить характер работы инженеров, и выстроить взаимодействие между департаментами в наиболее эффективном ключе.
Сейчас у команды формируется неплохой базис для успешной кампании 2012 года – двигатели «Рено», опытные и не лишенные амбиций инженеры, а также уже знакомые с командой пилоты. Однако этот базис необходимо правильно использовать. Это понимает и Фрэнк Уильямс, чей опыт в автоспорте невозможно переоценить. По словам 69-летнего основателя конюшни, его коллектив встал на путь реорганизации, и все последние действия команды – лишь первый шаг на обратном пути к победам.
А может, по айпи забанили, или у него появились дела поважнее комментирования новостей.
Спросите у Миколы про Африканца. Микола из Канады точнее ответит, они тут дружили.
Про капец Вильямсу, согласна.
Им денег полюбому не хватит.
Время сейчас не то для подобных команд.
И ещё, думается - зря они в прежнее время чемпионами разбрасывались.
Нового Тимоти... :)
Есть правила борьбы. Как писанные, так и неписанные. В Монако Мальдонадо никаких правил не нарушил. Он оставил негру достаточно места, калитку не закрывал. Негр же просто выбил венесуэльца. Что должен был делать Пастор? Пропустить нигрилу только лишь потому что у того Макларен? Тем более, что негр не был быстрее на 3 секунды, резина была в одинаковом состоянии, а в Монако трудно обгонять.
Пропустил бы так - стал бы терпилой. А терпила ничего не добьется в этом спорте.
Ситуация Петров-Баттон была несколько другой. Там было начало гонки. Витале может и стоило не слишком упираться, но по тактическим и резинным причинам. Ничего подобного у Пастора в Монако не было.
И, кстати, раз уж про Виталика зашел разговор. Ему по вашему стоило пропускать Фонца в Абу-Даби? ))
Торможение, как показал этот сезон, себе дороже.
Взять хотя бы Хэмилтона с Мальдонадо и Петрова с Баттоном.
В первом случае одному штраф, второму выбывание из гонки.
Во втором случае оба не пострадали во время борьбы, но результаты были подпорчены, особенно у Виталия.
Он сам об этом говорил. ( Здесь была такая новость).
А что до отбойников, так бодавшиеся с Льюисом и живы и здоровы и психика у них не страдает, в отличие от некоторых других вышибленных не Хэмилтоном. ))
Примеры перечислять будем? Или Вы помните возмущения Барикелло?