Наступление Фернандеса
Когда в конце прошлого года разгорелся спор между «Лотусом» Тони Фернандеса и «Груп Лотус» Дани Бахара, у многих болельщиков и наблюдателей возникли сомнения в том, что «Лотус»-команда доживет до конца текущего сезона. Отобранная лицензия грозила превратиться в отобранное название, которое в свою очередь привело бы к краху маркетинговой кампании и подрыву финансового здоровья детища Фернандеса.
Но малайский бизнесмен не сдался. Несмотря на судебные тяжбы, Фернандес смог обеспечить своей команде стабильные условия для подготовки ко второму сезону, а также предоставил техническому директору Майку Гаскойну максимально возможный в сложившейся ситуации карт-бланш.
В свою очередь Гаскойн, чьи «Джорданы» и «Рено» выигрывали гонки, сделал все от него зависящее при создании Т128, новой машины «Лотуса». По сравнению с прошлым сезоном технический департамент команды получил в свое распоряжение двигатели «Рено», а также позаимствовал у «Ред Булл» систему гидравлики и трансмиссию.
«Из старой машины мы почти ничего не перенесли на новую. Новый автомобиль следует текущим тенденциям, он гораздо лучше развит в аэродинамическом плане. Трудно выделить какую-то особую область, но в целом в плане дизайна и инженерной области работа была значительно оптимизирована», – заявил Гаскойн.
Гаскойн в своих словах был прав больше, чем надеялся. Главный упор при проектировании прошлогодней машины был сделан командой на надежность, тогда как новая модель оказалась куда более хрупкой. Хейкки Ковалайнена и Ярно Трулли раз за разом притормаживали, а то и вовсе останавливали, утечки масла, заклинившие подвижные элементы заднего антикрыла, неполадки дифференциала, сцепления. Барахлили даже купленные у действующих чемпионов гидравлика с трансмиссией.
Несмотря на это Т128 действительно получилась несколько быстрее своей предшественницы. На Гран-при Китая Хейкки Ковалайнен финишировал на 16 месте, по чистой скорости опередив не только «Хиспании» и «Верджины», но и «Заубер» Переса с «Уильямсом» Мальдонадо. Более того, если в Шанхае отставание лучшего «Лотуса» от быстрейшей машины первого сегмента сократилось на 1,1 секунды, то в Стамбуле – на 1,8. Вершиной первой четверти сезона стала квалификация в Барселоне – на трассе, которая безошибочно определяет эффективность машины, Хейкки Ковалайнен пробился во второй сегмент квалификации, оставив позади обе «Форс-Индии» и Рубенса Баррикелло на «Уильямсе».
Прогресс, пусть и небольшой, был очевиден, но перед началом сезона представители команды робко намекали на желание побороться хотя бы раз за очки, да посоперничать в квалификации с середняками. По ходу чемпионата эти цели были признаны завышенными, в первую очередь из-за недочетов машины.
Во-первых, на Т128 установлена трансмиссия, практически идентичная той, что используется на «Ред Булл» RB7. Но на машине Ньюи коробка передач «упакована» с расчетом на «выдувной диффузор» и KERS, которых на «Лотусе» попросту нет. В связи с этим возникают проблемы с поиском баланса. Во-вторых, машине Гаскойна не удается сразу же прогреть шины до оптимальных температур, что осложняет задачу выхода из первого сегмента квалификации.
Однако стоит отметить, что проблемы с управляемостью не помешали Ковалайнену выйти во второй сегмент и на «Сильверстоуне», тогда как Ярно Трулли по ходу всего сезона жаловался на машину. В основном претензии итальянца касались рулевого управления. Дошло даже до того, что на Гран-при Германии итальянца заменил Карун Чандок, последний раз выступавший на этой трассе в 2009 году в рамках серии GP2.
Дело в том, что по ходу всего сезона Ковалайнен сохранял оптимизм и подбадривал команду, заявив однажды, что в данный момент находится на пике своей карьеры. Трулли же наоборот – каждый раз жаловался на машину. Или маневры соперников. Или траффик в квалификации. Или непрогретые шины.
Перед Гран-при Европы Ярно совсем разошелся. По его словам, у машины плохая аэродинамика, плохая обратная связь рулевого управления, плохой прогрев шин. И вообще Трулли заявил, что по окончании прошлого сезона ожидал, что в 2011 году «Лотус» будет бороться в середине пелотона. Отметив, что он сам привык бороться за подиумы и победы, итальянец и вовсе заговорил об уходе из «Формулы-1».
Реакция руководства последовала незамедлительно – на следующий день Фернандес заявил, что в пятничных тренировках за руль машины Трулли сядет Чандок, а еще через какое-то время стало известно, что индиец заменит Ярно по ходу всего Гран-при Германии. По ходу развития этой ситуации, Фернандес также заявил, что продление контракта Ковалайнена – вопрос практически решенный.
Через какое-то время Трулли отметил, что у него тоже есть контракт на следующий год, но несколько сбавил тон интервью. После Гран-при Венгрии, где в квалификации Ярно вновь оказался позади Ковалайнена, проиграв ему уже в девятый раз в сезоне, рассыпался в благодарностях перед командой, все-таки приспособившей ему новый гидроусилитель.
В данной ситуации Тони Фернандесу необходимо сохранять контроль над ситуацией. Замена пилота, не получавшего перед гонкой травму, выступающего за зарплату – явный признак не совсем здорового микроклимата в коллективе. В 2009 году Фернандес сделал правильный выбор, взяв двух более-менее опытных гонщиков, а не богатых спонсоров и их водителей. Но пилот, потерявший мотивацию гоняться, для молодой развивающейся команды – хуже балласта, ведь предполагаемый рост конюшни базируется в том числе и на его опыте и упорном труде.
Таким образом, Фернандесу и Трулли необходимо решить, надоело ли Ярно изо всех сил поднимать молодую команду или его поведение обусловлено разочарованием амбициозного гонщика. С другой стороны, понять итальянца тоже можно – он два года торчал в тени Алонсо в «Рено», после чего пять лет пытался привести к победе «Тойоту», которая в конце 2009 года попросту оставила его без работы.
Тем не менее, планы Фернандеса просто грандиозные. Со следующего года вместе с трансмиссией и гидравликой его команда получит от «Ред Булл» систему KERS. Кроме того, Тони запустил свою собственную команду в GP2, благодаря чему сможет натаскивать молодых гонщиков свободными заездами по пятницам, общением с инженерами команды «Формулы-1» и видеть, насколько те справляются со своей работой.
Конечно, ни тест-пилоты, ни коробки передач сами по себе ситуацию не улучшат. Возможно, «Лотус» больше и не выйдет из первого сегмента в текущем сезоне. Но если вся команда сообща продолжит расти, то в будущем результаты придут. По крайней мере, в это верит и Фернандес, и Гаскойн, и Ковалайнен.
Удачи всем дерзающим!
Автор, какая-то у вас странная логика. КУапитан очевидность желает напомнить, что первом сегменте квалификации Барселоны Обе ФИ сознательно не использовали софт чтобы сэкономить его для гонки...
по ходу Трулли своим нытьем этот микроклимат и делает нездоровым... Несмотря на то что мне Ярно всегда импонировал, не могу не признать что к старости лет он стал превращаться в откровенного брюзгу. Началось все это в 2009 с памятного столкновения с Зутилем.
Первое: у ТЛ КПП РБР не индентичная, а с сезона 2009, потому она заведомо не может быть связана с ВД, ибо тогда упор был на ДД, а вот в 2012 ,ТЛ получит как минимум КПП нынешнего сезона в связке с КЕРС
По Ярно, вы где нашли потерю мотивации, есть пилоты, которые могут править недостатки болида, а есть пилоты которым нужна точная настройка, это не только Ярно, в пелетоне такие пилоты это еще Баттон и Лиуцци, да на проблемном болиде Кова хорошо справляется с работой, исправляя огрехи шасси, но с идеальным болидом он будет справлятся хуже, чем Ярно, надеюсь они оба остануться и в следующем сезоне это будет наглядно видно
При этом, по сравнению с прошлым сезоном, из-за запретов двойных диффузоров, компоновка задней части машины «Формулы-1» в принципе серьезно изменилась. У «Лотуса» также была возможность взять редбулловский KERS уже в этом году. Я очень сильно сомневаюсь, что в одну машину можно засунуть двигатель «Рено» 2011 года, KERS «Ред Булл», который тоже постоянно сбоит, и коробку передач 2009 года.
А проблемы мотивации Трулли вижу не только я, но, например, еще и Дэвид Култхард. Полагаю, есть все основания ему доверять.