Большие неприятности маленькой команды
Далеко не всем командам «Формулы-1» удается дотянуться до побед в чемпионатах или отдельных гонках. Более того, не каждый коллектив способен заработать очки, не говоря уже о попадании на подиум. Однако даже хронические аутсайдеры, коих в «Ф-1» было немало, вызывают у некоторых болельщиков симпатии – во многом благодаря решительным людям, которые, несмотря на регулярно возникающие трудности (как правило – финансового характера), стремятся достичь успеха и выжать из сложившейся ситуации максимум.
Команда, созданная силами бывшего гонщика «Минарди» Адриана Кампоса – и это уже было намеком судьбы, – позже проданная бизнесмену-мошеннику Хосе Рамону Карабанте, с самого начала выглядела чахлым проектом: отсутствие денег, хороших пилотов, специалистов и руководителей явно указывало на то, что вряд ли этот коллектив будет хорошо жить в «Формуле-1».
Однако в 2010 году произошло маленькое чудо: в серенькую команду заглянул бывший технический директор «Уильямса» и «БАР» – некогда правая рука, а затем сменщик самого Эдриана Ньюи – англичанин Джефф Уиллис. Седовласый специалист, которым, по слухам, интересовались крепкие середняки вроде «Заубера» и «Форс-Индии», осмотрев хозяйство «Хиспании», отважился взяться за подъем аутсайдера.
«Мне все равно, пытается ли команда выиграть чемпионат с первых мест стартовой решетки или хочет уйти из хвоста пелотона. Важно, чтобы коллектив всерьез хотел бороться и чтобы у нас было достаточное финансирование», – заявил Джефф весной прошлого года.
А затем началась работа. После не слишком удачных переговоров с компанией «Даллара», построившей для «Хиспании» первое шасси, Уиллис встал перед выбором: или строить на 2011 год машину с нуля, или искать нового партнера, который нет просто даст команде готовый болид, но также предоставит коллективу техническую документацию и право самостоятельной работы над машиной.
Идеальным вариантом в этой ситуации виделось подписание контракта с «Тойотой», в руках которой был так и не появившийся в гонках болид TF110, однако в последний момент сделка сорвалась. Не столь важно, что именно стало причиной отказа от сотрудничества (в официальном релизе японской компании сказано, что это произошло из-за невыполненных обязательств «Хиспанией», однако существует версия, что «Тойота» просто нашла лазейку в договоре, поскольку не захотела связываться с сомнительным дельцом Карабанте), важно то, что из-за сорвавшегося договора конюшня лишилась не только неплохого болида, возможности работать в аэродинамической трубе и опытных сотрудников из Кельна, но и времени на подготовку к сезону-2011.
Уиллису и его команде пришлось начать работу над новым болидом с нуля, причем в тот момент, когда почти все конюшни «Формулы-1» уже перешли из стадии проектирования в стадию производства новых машин.
Еще одной проблемой для команды стал финансовый вопрос. В то время как вчерашние соперники «Лотус» и «Маруся-Верджин» значительно увеличили бюджеты, руководство «Хиспании» пообещало выделить команде на год всего 45 млн евро (как позже выяснилось, в общей сложности конюшне удалось наскрести и того меньше – 34 млн евро).
Разумеется, данной суммы в «Формуле-1» явно недостаточно, чтобы вести серьезную борьбу с ближайшими конкурентами, поэтому руководство «Хиспании» отчаянно стремилось найти спонсоров: на место одного из пилотов посадили индийца Нараина Картикеяна, которого поддерживал концерн «Тата», а другая попытка добыть деньги была завязана на сотрудничестве с известным дизайнером Даниэлем Симоном, который должен был создать для серого коллектива «свежий и динамичный корпоративный имидж».
Чтобы привлечь спонсоров, Симон раскрасил новый болид F111, отметив потенциальные рекламные места на машине надписями в духе «здесь могла быть ваша реклама».
Несмотря на проблемы с деньгами, руководство коллектива не стало усаживать в место второго пилота еще одного рента-драйвера – в феврале «Хиспания» огласила о подписании контракта с экс-гонщиком «Ред Булл», «Торо Россо» и «Форс-Индии» Витантонио Лиуцци. По слухам, в конюшне Колина Коллеса и Хосе Карабанте мог оказаться один из испанских пилотов, вроде Педро де ла Росы, однако кандидатура Лиуцци все же оказалась привлекательнее, возможно, отчасти, из-за партнерства команды с итальянскими поставщиками запасных частей и шинниками «Пирелли».
Предсезонных тестов у «Хиспании» не было, поскольку зимой Уиллис и его команда трудились не покладая рук над новой машиной. Так что неудивительно, что первый выезд F111 на трассу случился на первой практике перед Гран-при Австралии, и барьер 107 процентов в первой квалификации сезона-2011 оказался непреодолимым.
Со стороны могло казаться, что «Хиспания» близка к краху, и что неунывающий технический директор просто пытается сделать хорошее лицо при плохой игре, однако энтузиазм и вера Уиллиса в возможность попадания этой машины на стартовую решетку и борьбу с «Маруся-Верджин» были правдивыми. Перед второй гонкой сезона известный журналист Джеймс Аллен написал:
«Конечно, он понимает, что находится не в идеальной ситуации и пытается сохранить лицо, однако если вы послушаете, что он говорит, то поймете, что он верит в то, что делает, и надеется удивить тех людей в паддоке, которые считают, что «Хиспании» не место в «Формуле-1».
Причина непопадания Лиуцци и Картикеяна в 107 процентов была связана не с плохим шасси, а с недостатком нужных элементов машины. Как выяснилось, из-за проблем с крэш-тестом переднего антикрыла механики были вынуждены поставить на F111 прошлогоднюю конструкцию, и она явно не способствовала повышению скорости машины.
Когда проблема была решена, дело пошло на лад – в Малайзии «Хиспания» смогла квалифицироваться, а на четвертом этапе сезона в Турции Витантонио Лиуцци впервые занял более высокое место на стартовой решетке, чем представители «Маруся-Верджин».
Наивысшим достижением команды в гонке стало 13 место Тонио в Канаде, благодаря которому «Хиспания» поднялась на 11-ю строчку в Кубке конструкторов.
Конечно, F111 нельзя назвать успешным болидом, однако если вспомнить трудности, с которыми столкнулись его создатели, нынешние достижения следует признать неплохими.
«Мы можем быть довольны темпом болида. Машина разрабатывалась в течение очень короткого периода. По сути, разработка началась в середине декабря, практически на 75-80 процентов мы начинали с нуля, мы были ограничены в аэродинамических тестах, поэтому наверстываем упущенное во время уик-эндов», – объяснил Уиллис.
Кроме того, эту модель не слишком просто развивать – не хватает денег, да и обратная связь с пилотами вряд ли идеальна. Несмотря на то, что Лиуцци – неплохой пилот, эффективность его работы с инженерами далека от лучших представителей пелотона. Что касается Картикеяна, то не похоже, что в команде на него кто-нибудь рассчитывал всерьез: по ходу гонок и квалификаций техническое руководство регулярно общалось с Тонио, фактически игнорируя Нараина.
У «Хиспании» нет твердого фундамента и в некоторых других областях. Пока Джефф Уиллис обновляет технический штаб (что также тормозит процесс развития машины – поскольку новые сотрудники приходят на смену старым) и собирает под свои знамена бывших коллег по «БАР», в руководстве команды полным ходом идут важные перемены.
Так, летом Хосе Рамон Карабанте продал 90 процентов акций испанскому инвестиционному фонду Thesan Capital (филиалу крупного японского банка), который тут же развернул – или начал имитировать – кипучую деятельность.
Новые владельцы уже пристроили на должность консультанта конюшни бывшего пилота «Минарди» Луиса-Переса Салу, а также, по слухам, готовятся убрать с занимаемого места не самого эффективного управленца «Формулы-1» – Колина Коллеса. Наконец, «самое важное» изменение, сделанное Thesan Capital – отказ от названия «Хиспания»: до тех пор, пока не получится сменить вывеску, команда будет существовать под названием «ХРТ» – таково официальное название конюшни в документах ФИА.
Пока руководство пытается найти новое звучание для знакомых трех букв и обдумывает судьбу Коллеса, последний успел провести перемены в пилотском составе и заменил Нараина Картикеяна на протеже «Ред Булл» Даниэля Риккардо. История эта темная – до сих пор непонятно, кто кому задолжал, будет ли индиец подавать в суд, и вернется ли он за руль F111 хотя бы на родном Гран-при. Однако практически нет сомнений, что за возможность обкатать Риккардо, австрийский концерн что-то пообещал маленькой конюшне или поддержал ее финансово.
Неизвестна судьба и Витантонио Лиуцци: согласно некоторым предположениям, в конце сезона его сменят испанские гонщики, например, Дани Клос или Энди Соучек, но в то же время сам итальянец бодро рапортует о том, что согласование контракта между ним и командой на сезон-2012 идет полным ходом. Утверждать что-либо сейчас невозможно, ведь чем слабее команда, тем больше шансов, что в последний момент ситуация с пилотами кардинально поменяется.
В общем, текущее положение «ХРТ» непонятное, а перспективы – туманные. Никто не может дать гарантии, что Thesan Capital не продаст конюшню при первой возможности какому-нибудь губернатору острова Борнео, или не разгонит техническую группу во главе с Уиллисом.
В таких условиях трудно делать серьезные прогнозы, так же, как и предполагать, как коллектив завершит текущий сезон. Однако понятно, что прогресса можно ожидать только в том случае, если людям, вкладывающим в дело всю душу, дадут возможность нормально работать и обеспечат их деньгами.
Может ужо японцы обратно вернуться в F1?
HRT удачи!!! :)
Я думаю, это относилось в большей степени именно к Нараину, а не к команде. Он тогда, действительно, чудил много. :)
Конечно, хочется чтобы пелотон как можно меньше распадался на группы: лидеры-середняки-слабые.
Чтобы меньше было круговых, чтобы плотнее была борьба за очки... Эх, мечты!
Хотя иной раз Кобаяши и показывает «Такума Спирит» ))