5 мин.

На экваторе сезона

«Нюрбургринг» – одна из самых известных европейских трасс, по уши обросшая легендами и легендарными сражениями. Первая гонка чемпионата мира «Формулы-1» состоялась здесь в 1952 году, а первые автомобильные соревнования – на четверть века раньше, в 1927-м, еще до того как была образована земля Рейнланд-Пфальц. С тех пор изменились и машины, и люди, и правила, и сама трасса. Тем не менее, легендарный автодром остается одной из самых ярких автоспортивных жемчужин человечества, и продолжает удивлять участников и сочувствующих им.

Накануне гонки сломано множество копий на тему непредсказуемой погоды в этих краях. Но над этим вопросом колдуют синоптики, тогда как болельщикам интереснее, как проявят себя гонщики и команды. Автодром, казалось бы, изучен вдоль и поперек, но, как бы парадоксально это ни звучало, для многих пилотов предстоящая гонка будет в новинку.

Дело в том, что в последние годы «Нюрбургринг» и «Хоккенхаймринг»  сменяют друг друга в качестве арены Гран-при Германии. Таким образом, последний раз в Нюрбурге гонки «Формулы-1» прошли в 2009 году. Речь идет о том, что лишь шесть гонщиков из действующих 24-х проведут в эти выходные хотя бы второй подряд Гран-при Германии на «Нюрбургринге» в составе одной и той же команды: Феттель и Уэббер за «Ред Булл», Хэмилтон за «Макларен», Масса за «Феррари», а также Адриан Сутиль за рулем «Форс-Индии» и Себастьян Буэми в составе «Торо Россо». Остальные пилоты или не выступали два года назад или представляли другие коллективы.

За два года значительно изменилась вся «Формула-1». Чемпионат покинули «Тойота» и «БМВ», в «Рено» сменились владельцы, шины теперь поставляет компания «Пирелли», система KERS успела уйти и вернуться, а гонщики регулируют углы атаки антикрыльев. Не говоря уже о количестве пит-стопов и обгонов, выросших чуть ли не в разы. А еще ровно два года назад свою первую победу в «Формуле-1» одержал Марк Уэббер. Обычно, готовясь к Гран-при, команды используют прошлогоднюю информацию, собранную на трассе. Но на этот раз в этом плане возникнут осложнения…

Технический директор «Лотус-Рено» Джеймс Эллисон заявил, что на «Нюрбургринге» нет каких-либо специфических особенностей, однако, по его словам, трасса крайне требовательна практически ко всем аспектам машины и ее настроек. Подробнее эту тему раскрыл Джеймс Ки, его коллега из «Заубера»: «Первый сектор довольно медленный, в первом повороте будет важно сцепление и хороший уровень прижимной силы. Затем следует высокоскоростная секция, где тоже хорошо обгонять. Вторая часть круга тоже довольно скоростная. Она состоит из медленных и среднескоростных поворотов и ряда длинных прямых в конце заключительного сектора».

Шпилька «Кастрол-С», о которой говорил Ки, критично важна в плане времени на первом секторе – уверенное торможение и эффективный выход определяют скорость на всем отрезке трассы, который состоит из затяжных среднескоростных поворотов и небольших прямых.

Машине понадобятся не только эффективные настройки аэродинамики, но и тяга двигателя, позволяющая быстро разгоняться там, где это возможно. При этом очень важно не ошибиться с педалью газа – перегазовки могут привести к увеличению износа задних шин «Пирелли», и без того нежных.

Второй сектор трассы отмечает Себастьян Феттель. Немцу импонируют скоростные прямые с затяжными «Форд-Курве» и «Данлоп-Кэре». Впрочем, скорее всего, эти виражи не меньше самого Феттеля понравятся его автомобилю. Высокая аэродинамическая эффективность детища Эдриана Ньюи станет хорошим подспорьем Феттелю и Уэбберу, если палкой в колесах для них не станет система KERS.

Третий сектор «Нюрбургринга» вне всяких сомнений можно признать произведением искусства – длинные скоростные прямые, разделенные изгибом «Адван Боген», вслед за которыми сложнейшая шикана NGK – начиная торможение, гонщик не видит первого апекса эски. Завершается круг затяжной финальной шпилькой, определяющей разгон на стартовую прямую.

Баланс тормозов, эффективная аэродинамика, тяговые характеристики двигателя и точность пилотажа станут связкой ключей к хорошему времени на круге. После Гран-при Великобритании ФИА «откатила» все изменения в техническом регламенте, вернув документ к тому состоянию, в котором он был перед гонкой в Валенсии. Не касаясь темы изменения правил игры по ходу самой игры, необходимо отметить, что было бы преступлением помешать командам использовать все имеющиеся возможности в гонке на «Нюрбургринге».

Пол Хэмбри, руководитель автоспортивного департамента «Пирелли», говорит о тактике двух пит-стопов в «сухой» гонке, но помалкивает, если речь заходит о дождевых условиях. Представители команд вообще стараются не развивать эту тему, учитывая весь спектр неизвестных в уравнении.

Кроме того очень важным моментом с точки зрения командной работы вообще и тактики в частности станет тот факт, что в ближайшие выходные сразу восемь гонщиков впервые выступят в гонке «Формулы-1» на «Нюрбургринге». Ни один из пилотов «Заубера» – ни Кобаяси, ни Перес – не гонялись здесь за рулем машины чемпионата мира. Среди тех, кто заново откроет для себя этот автодром, также числится и Виталий Петров – россиянин провел в Нюрбурге только два этапа GP2, а его лучшим результатом стали четвертые места в 2009 году.

Интересно также будет сравнить результаты Адриана Сутиля и Пола ди Ресты – шотландец вообще не участвовал здесь в соревнованиях на «взрослой» технике, так как гонки «ДТМ» проходят по укороченной конфигурации «Нюрбургринга». Предстоящий этап станет серьезным экзаменом и для Пастора Мальдонадо с Даниэлем Риккардо – оба неплохо знают трассу, но лишь по опыту выступлений в GP2 и трехлитровой «Формуле-Рено», поэтому победа над напарником в квалификации сама по себе стала бы достижением для обоих гонщиков.

Возвращаясь к лидерам, стоит отметить, что для них эта гонка вряд ли чем-либо отличается от остальных – топ-команды в каждой гонке хорошим результатом считают только победу. Если для «Ред Булл», «Макларен» и отчасти «Феррари» это справедливо в полной мере, то для «Мерседес» и «Рено» гонка станет дуэлью между собой: немцы горят желанием закрепить свое преимущество относительно ребят из Энстоуна на домашней трассе, тогда как те в свою очередь готовят значительный пакет обновлений машины.

Формально абсолютным рекордсменом «Нюрбургринга» в «Формуле-1» является Михаэль Шумахер и его пять побед, но Хуан-Мануэль Фанхио и Джеки Стюарт выигрывали совсем другие гонки в Нюрбурге – на асфальте почти 23-километрового «Зеленого Ада». Кстати, Джеки Стюарт – единственный человек, одержавший верх и на «Нордшляйфе», и на более привычном сегодняшнему болельщику кольце: в 1999 году Джонни Херберт сделал шотландца победителем-владельцем машины.

Дебютировавшая в 1997 году конюшня «Стюарт» была куплена концерном «Форд» в конце 1999-го и сезон-2000 провела под названием «Ягуар». Одно время тем коллективом руководил австриец Ники Лауда, переживший одну из самых жутких в истории «Формулы-1» аварией. Теперь этой командой владеет другой австриец, а называется она «Ред Булл».

Два года назад Марк Уэббер привел машину этого австрийца на первое место Гран-при Германии. На этот раз Дитрих Матешиц вновь ждет от своих подчиненных победы, однако соперники сделают все, чтобы помешать. Но даже если Феттель и Уэббер в прогулочном темпе поделят победу между собой, болельщикам предоставится уникальный шанс увидеть, как изменилась «Формула-1» с июля 2009 года.