Вызов тормозам
Трасса имени Жиля Вильнева традиционно бросает вызов тормозным системам – постоянные циклы «разгон-торможение» и отсутствие быстрых поворотов оказывают высокую нагрузку на тормозные диски, шины, двигатели и гонщиков.
Размеры тормозных дисков строго оговорены регламентом, но для разных трасс команды подбирают разные материалы – в Монреале будут использоваться одни из самых прочных сплавов, которые должны обеспечить наибольший ресурс. На канадской трассе нагрузка на этот узел даже выше, чем в Спа. С другой стороны, использование более прочных компонентов приведет к увеличению массы всей системы.
В итоге инженерам и гонщикам по ходу свободных заездов придется заново искать баланс машины. Кроме того, необходимо помнить о том, что тормоза стачиваются по ходу гонки, а система KERS, расположенная в задней части автомобиля, заставит гонщика регулировать баланс тормозов непосредственно по ходу гонки, дабы избежать блокировки задних колес.
За жесткими торможениями следуют скоростные отрезки прямых – это основная особенность трассы в Монреале. В такой ситуации очень многое будет зависеть от двигателя – если разгоны на скоростных участках будут недостаточно эффективными, это крайне негативно скажутся на общей скорости на круге. В связи с этим инженеры будут использовать относительно легкие аэродинамические конфигурации, чтобы снизить сопротивление воздуха на прямых.
Из этого вытекает следующий пункт головоломки: в связи с невысокой прижимной силой, другой важной составляющей эффективности торможений и разгонов станет сцепление шин с асфальтом. Именно этим обусловлен выбор «Пирелли» – итальянцы привезли в Монреаль мягкий и супермягкий компаунды, несмотря на то, что покрытие трассы «ест» резину с заметным аппетитом. «Софт» и «суперсофт» позволяют избегать пробуксовок на разгонах, а также обеспечивают лучшее сцепление на торможениях.
В такой ситуации гонщик должен быть предельно аккуратен и точен при реализации тактики на гонку. Перетормаживание повредит и без того мягкий и ранимый комплект резины, а также увеличит нагрузку на тормоза. Пропущенный апекс выбросит машину на грязную часть траектории, после чего шины придется очищать, пытаясь поддерживать оптимальную температуру, что, в конце концов, может поломать всю стратегию. К слову, тактика тоже должна быть выверена до мелочей, поскольку попадание в трафик, например, при раннем относительно остального пелотона пит-стопе, усилит разрушение нежной продукции «Пирелли» – в возмущенном потоке воздуха позади других машин температура резины начнет резко повышаться.
И это все не говоря уже об отбойниках, стоящих вплотную к трассе. Из-за разрушенных шин или изношенных тормозов у гонщика может появиться прекрасный шанс почувствовать себя чемпионом на выходе из последнего поворота, в котором закончился Гран-при Канады 1999 года для Дэймона Хилла, Жака Вильнева и Михаэля Шумахера.
Кстати, Шумахер является на данный момент самым успешным гонщиком в истории этой трассы, но все семь его побед были одержаны с Россом Брауном, в чьем тактическом гении мало кто сомневается. В общей сложности лишь трое действующих пилотов выигрывали в Канаде – помимо Шумахера в провинции Квебек дважды побеждал Хэмилтон и один раз – Алонсо.
Если Фернандо вряд ли удастся побороться за высшие места, то выступления Льюиса Хэмилтона стоит разобрать подробнее. Лидер «Макларена» провел три Гран-при Канады и выиграл два из них – в третьем англичанин сошел, выбив на пит-лейне Кими Райкконена. Еще интереснее, что на счету Льюиса три поул-позиции из трех возможных. Необходимо отметить, что по три поула также на счету у Нельсона Пике и Айртона Сенны, а больше – только у Шумахера.
Сам Льюис возлагает очень большие надежды на предстоящий этап. Англичанин верит, что конфигурация трассы, в которой отсутствуют скоростные повороты, позволит ему сравняться в скорости с «Ред Булл» Себастьяна Феттеля. Скорее всего, у немца на этот счет иное мнение, однако Феттель ни разу не стоял ни на поул-позиции, ни на подиуме Гран-при Канады.
При этом «Ред Булл» испытывает в этом году заметные проблемы с KERS, системой которая может очень пригодиться на скоростных прямых. В Канаде, впервые в сезоне, пилотам будет разрешено использовать DRS на двух отрезках по ходу одного круга – по этому поводу никаких прогнозов не дают даже чиновники федерации.
Таким образом, в предстоящие выходные у соперников Феттеля появится наиболее реальный шанс одолеть лидера чемпионата. Именно эта гонка может стать поворотным моментом сезона. А может и не стать…
Интереснее всего как обычно резина.
2Дмитрий Захарченко:
Сплавов??? Вообще-то в Ф-1 100 лет в обед как используются карбоновые тормозные диски, а карбон - это не то что не сплав, а даже не металл