Знакомые места
Очередной Гран-при «Формулы-1» – испанский – состоится в эти выходные на знакомой всем без исключения участникам чемпионата мира трассе. Автодром «Каталунья-Монтмело» уникален тем, что ничем не уникален – здесь нет ни одного по-настоящему жесткого торможения, длина стартовой прямой никого не удивляет, да и сложнейших загогулин в духе трассы в Шанхае тоже нет.
При этом автодром уже до каждого миллиметра изучен всеми гонщиками и командами – здесь проходят зимние тесты «Формулы-1», гонки GP2, GP3, «Формулы-Рено 3.5», еврокубка двухлитровой «Формулы-Рено», «Формулы-2», «ДТМ» и многих других… Словом, какие-то «серые зоны» для действительно оригинальных решений найти достаточно проблематично.
С другой стороны, отсутствие каких-либо характерных особенностей и создает характер испанской трассе – последние пять лет Гран-при Испании выигрывала машина, авторы которой в конце года получали Кубок конструкторов, последние десять лет побеждал гонщик, стартовавший с поул-позиции. Вообще, за двадцатилетнюю историю проведения соревнований в Барселоне 19 раз победа доставалась кому-то из первого ряда стартовой решетки, а 20-ю забрал в 1996 году Михаэль Шумахер, стартовавший с третьей позиции, – такое вот разнообразие.
И тут мы переходим к самой сути всех предыдущих гонок «Каталуньи» – Гран-при Испании уже не первый год является одной из самых точных мерок скорости машин «Формулы-1». Поэтому велика вероятность, что в предстоящие выходные паддоку вновь предстоит молча взирать на Эдриана Ньюи.
В последние пару сезонов Гран-при Испании не баловал болельщиков обгонами или борьбой бок о бок, но в этом году гонщикам выдали «Пирелли», KERS и регулируемое заднее антикрыло. Если логика использования последних двух устройств более-менее предсказуема, то с шинами на этот раз все должно быть еще интереснее: «Пирелли» «ужесточили» жесткие комплекты резины, которые теперь будут меньше изнашиваться, но медленнее ехать. Точное количество кругов, которое выдержит новый «хард», сейчас не сможет назвать никто – благодаря шинникам инженеры получили хоть какое-то пространство для фантазии. В результате возникает робкая надежда, что различных тактик в Испании будет больше, чем в Турции.
Интересный момент также заключается в местной погоде – смена направления ветра может значительно изменить поведение машины, а износ покрышек стать еще быстрее, если гонщик будет совершать ошибки и помарки, корректируя манеру вождения по ходу дистанции. Кроме того, неточность в настройке баланса болида рискует самым негативным образом сказаться на шинах в затяжном третьем повороте, что в конце концов приведет к нехватке сцепления на выходе из шиканы 14-го и 15-го виражей, недостаточно высокой скорости в финальном изгибе. А закончится все это менее эффективным разгоном на стартовой прямой.
Вторым немаловажным фактором станут обновления команд. По словам представителей «Макларена», в их болид внесено около дюжины различных «апгрейдов», «Феррари» везет в Барселону первый комплект новшеств после обнаружения ошибки в калибровке аэродинамической трубы. Возможно, Барселона поможет ответить на вопросы, касающиеся чемпионских амбиций этих двух команд в текущем сезоне. Очередной набор «обновок» подготовили также в командах «Мерседес» и «Лотус-Рено», чистую скорость которых пока довольно сложно оценить.
Если говорить о статистике, то ничего полезного из нее на этот раз выяснить не получится – шесть побед Михаэля Шумахера, семь побед «Феррари». Почти все эти достижения были завоеваны на чемпионской технике, что больше говорит о расстановки сил в одном конкретно взятом сезоне, а не о тенденциях самой трассы. Однако интересно, что из действующих гонщиков, за исключением Шумахера, никому не удалось выиграть эту гонку дважды. А еще интереснее тот факт, что четырежды за последние шесть лет в Барселоне выигрывал тот пилот, который в конце чемпионата проигрывал борьбу за чемпионский титул. Этот момент стоит интерпретировать в пользу относительно спокойной манеры вождения Баттона или Уэббера, чья осторожность на трассе, может быть, и не помогает завоевывать чемпионские титулы, но неплохо срабатывает на «Каталунье».
Делать какие-либо прогнозы на Гран-при Испании – занятие бессмысленное, так как однозначным фаворитом на данный момент выглядит Себастьян Феттель, а шансы Уэббера зависят от того, насколько он понял работу новых покрышек. Шансы остальных команд сейчас вообще никак не выглядят – в «Ред Булл», по всей видимости, извлекли уроки из поражения в Китае, а возможностей для рискованных тактик, как мы уже говорили, не так много. Более того, все еще свежи в памяти рассказы очевидцев зимних тестов, когда журналисты наперебой рассказывали «страшилки» о монструозной прижимной силе нового болида Ньюи.
Таким образом, от гонки можно ожидать немалого количества обгонов, обусловленных разными кондициями покрышек в отдельно взятый момент, тогда как реальных обгонов в борьбе за позицию может оказаться и не так много. С другой стороны, результаты гонки окончательно расставят команды по местам, ведь, учитывая теоретически возможный в этом году Гран-при Бахрейна, после испанской гонки сезон преодолеет ровно четверть своей дистанции, а чемпионат перейдет из статуса «начинающийся» в режим «в самом разгаре».
«реальных обгонов в борьбе за позицию может оказаться и не так много» - почему? длинная прямая + ДРС
Собственно, я и писал о том, что обгонов из-за разницы в износе резины, по идее, опять будет предостаточно, а обгонов за позицию - гораздо меньше. Главное отличие в использовании DRS в Барселоне будет заключаться в том, что после прямой, где разрешена активация крыла, идет достаточно скоростной поворот, тогда как на предыдущих двух этапах этот прямик заканчивался перед относительно жесткими торможениями. Например, Хэмилтон в пресс-релизе «Макларен» отмечал, что крыло может оказаться менее эффективным.
Очень странная логика. Во-первых, Баттон-то как раз свою борьбу за титул выиграл. Во-вторых, это у Уэббера спокойная и осторожная манера вождения???