Новый мировой порядок
WRC умер – да здравствует WRC! Когда в конце 2008 года компания «Субару» объявила об уходе из чемпионата мира по ралли, превратив WRC в дуэль «Ситроена» и «Форда», чиновники Международной автомобильной федерации поняли, что что-то в этой серии работает неправильно. Несмотря на то, что в поединке участвовали крупные автопроизводители, было ясно, что такие соревнования на статус чемпионата мира не тянут. А тут еще и Eurosport Events запустила Интерконтинетальный кубок мира по ралли (IRC), подарив своему детищу часы прямого эфира по всей Европе.
Причиной исхода участников из самого престижного раллийного первенства планеты стала дороговизна WRC. Маркетинговые выгоды от победы в чемпионате мира неоспоримы, но победа в соперничестве с «Ситроеном», «Пежо», «Мицубиси», «Субару» и «Фордом» – это одно, а участие в междусобойчике «Ситроена» и «Форда» – совсем другое. Главной проблемой ФИА стал даже не уход японской компании из чемпионата, а невозможность привлечения новых участников – чтобы победить грандов, необходим опыт и дорогостоящая техника. Чтобы получить опыт, необходимы огромные инвестиции в заранее проигранные два-три чемпионата. Так, малазийский автопроизводитель «Протон», захотев выставить заводские Satria в раллийных гонках, выбрал чемпионат IRC с более демократичными S2000.
ФИА оперативно отреагировала на необходимость перемен. Использовать традиционные для IRC и кольцевого чемпионата WTCC автомобили категории S2000 смысла не было – WRC это известный и яркий брэнд в мире автоспорта, использование в нем техники из других первенств превратило бы чемпионат во вторичный продукт. Поразмыслив, чиновники взяли за основу упомянутые автомобили S2000, но, пользуясь случаем, облагородили регламент с помощью свежих тенденций в автомобилестроении.
Изначально планировалось, что с 2011 года WRC перейдет на традиционные автомобили категории S2000 – тоже полный привод, тоже двухлитровый, но не турбированный двигатель, большее количество стандартизированных деталей автомобиля и упрощенная аэродинамика. Согласно первоначальной стратегии, с 2013-го «уорлд-ралли-кары» должны были перейти на моторы объемом 1.6-литров, но уже с турбиной, однако позже ФИА изменила свое решение и уже с сезона-2011 приказала использовать в WRC турбированные агрегаты меньшего объема.
Кажется, такое решение устроило все заинтересованные стороны: WRC формально не теряет статуса эксклюзивного чемпионата с техникой, не имеющей аналогов, автопроизводители имеют возможность заявить машины категории «почти S2000» на гонки самого престижного раллийного первенства, а опытные участники будут иметь поначалу преимущество, поскольку уже имеют достаточный гоночный опыт с техникой S2000 – Микко Хирвонен еще год назад выиграл Ралли Монте-Карло на «Форде-Фиеста» S2000, а у подопечных Оливье Кеснеля в активе целая армия пилотов «Пежо» и чемпионский титул Криса Мика в вышеупомянутом IRC. Кроме того, переход на новый технический регламент уже позволил привлечь нового участника – с 2011-го «Мини» выставит в чемпионате мира заводскую команду, одним из пилотов которой станет Мик.
«Мини» приходит в ралли аккуратно и обдуманно. За подготовку английских автомобилей будет отвечать известная команда «Продрайв», соавтор успехов заводской конюшни «Субару». В 2011 году коллектив выступит на ограниченном расписании, тогда как с 2012-го, согласно действующей стратегии, примет участие во всех гонках чемпионата. В рамках заводской программы «Мини» выставит две машины – для не очень быстрого, но имеющего большой опыт работы в большой команде Дани Сордо, а также доказавшего свою скорость, но не очень стабильного Криса Мика. Этот дуэт оптимально подойдет новой команде, а также сможет с разных точек зрения продемонстрировать потенциал нового автомобиля. По выступлениям консервативного Сордо можно будет судить о надежности техники, тогда как результаты Мика помогут оценить чистую скорость «Мини-Кантримен» WRC.
В стане лидеров сейчас все тоже очень неспокойно. Во-первых, ни у кого еще не было возможности сравнить возможности «Ситроен» DS3 WRC и «Форд-Фиеста» RS WRC – оружия заводских команд-старожилов. Во-вторых, французская конюшня взяла на повышение Себастьяна Ожье – восходящая суперзвезда ралли отныне будет выступать не за «Ситроен-Юниор», а за флагманский коллектив. Представители марки уже объявили, что Ожье и Лебу будет предоставлен равный статус и, скорее всего, это не кокетство с болельщиками – Леб объявил о планах по завершению карьеры после сезона-2011, а Ожье побеждал семикратного чемпиона еще в прошлом году, выступая за юниорскую команду. Это явное свидетельство того, что Ожье не уступит Лебу без боя.
У подопечных Малкольма Уилсона похожая ситуация. В 2009 году Микко Хирвонен приехал на финальный этап сезона лидером общего зачета, но проиграл. Многие полагали, что тот поединок с Лебом закалит финна и придаст ему уверенности, что сулило упорную схватку в 2010-м. Однако в прошлом году Хирвонен лишь изредка показывал соперникам зубы, но чаще напоминал блеклую тень самого себя. С другой стороны, раскрылся Яри-Матти Латвала, который вырвал вице-чемпионский титул в борьбе с Петтером Сольбергом и Себастьяном Ожье. В данный момент никто не сможет предсказать, как проведут сезон Хирвонен и Латвала, а потому раздача приоритетов в этой команде может обернуться фатальной ошибкой.
Заканчивая обзор участников наступающего сезона, необходимо также упомянуть и о Петтере Сольберге, поддержку которому обеспечил Оливье Кеснель, Кими Райкконене, который вновь поедет на полузаводском «Ситроене». Также может удивить и Кен Блок. В заявочном листе также есть и «русский квартал» – Евгений Новиков объявил о своем возвращении в WRC, но пока хранит в секрете автомобиль и количество этапов, в котором примет участие. Кроме того, в зачете P-WRC на «Субару-Импреза» выступит обладатель Кубка России и победитель первого этапа чемпионата России по ралли 2011 года Дмитрий Тагиров.
Сезон стартует в Швеции уже в эти выходные. Еще до старта ясно, что в той или иной степени каждый отдельный элемент мозаики WRC подвергся изменениям, но в целом это будет тот же самый чемпионат мира по ралли – самое зрелищное, быстрое и престижное соревнование раллийной вселенной.
как-то жаль было, что после 2003 года потерялся в Форде Маркко Мартин.