Первая остановка
Чем хороши и интересны предсезонные тесты, так это тем, что их результаты абсолютно ни о чем не говорят, и мы можем оценивать картину, основываясь только на словах инженеров и настроениях гонщиков. Полученной информации, безусловно, будет мало для того, чтобы точно определить расстановку сил в пелотоне, но ведь тем и лучше – кому хочется уже после трех дней испытаний знать, какая машина самая быстрая и кто в этом году завоюет чемпионский титул? Ну, разве что людям, играющим на тотализаторе. Нам же гораздо любопытнее наблюдать за процессом, следить за появляющейся информацией и пытаться разгадать форму команд.
В Валенсии что-то понять было особенно сложно. Автодром имени Рикардо Тормо – трасса чересчур специфическая, не похожая на остальные в календаре «Формулы-1». Тут повернули влево, тут – еще влево, здесь – вправо, короткая прямая, еще пара поворотов – и все, круг закончился. Нет ни жестких торможений, ни длинных прямых, но требовательных к аэродинамике автомобилей поворотов. Местный трек хорош только тем, что зимой здесь солнечно – самый лучший вариант для того, чтобы просто вывести автомобиль на трассу да проверить работу его основных систем.
На времена на круге не стоит обращать еще и потому, что за три дня тестов состояние трассы серьезно менялось, так же как менялись и программы команд – мы не знаем, например, кто сколько заливал топлива в баки на длинных и коротких сериях кругов. Так что прочь результаты – обращаем внимание на слова.
Первое, что бросается в глаза во время прочтения интервью и пресс-релизов – практически у всех команд возникли какие-то проблемы. И это хорошо. Ведь как показывает практика, если на тестах нет трудностей, то они обязательно всплывут по ходу чемпионата. Например, прошлогоднюю предсезонку «Феррари» откатала чистенько, а уже перед гонкой в Бахрейне сменила двигатели на обеих машинах.
В этот раз болид Скудерии полыхнул уже на третий день испытаний, хотя все оказалось не так уж и страшно – произошла утечка масла. У «Лотус-Рено», по итогам тестов показавшей лучший результат, тоже возникали трудности, в частности, с тормозами, но в целом все работало успешно – все ключевые компоненты не подвели, концептуально новая выхлопная система, по слухам, команду не огорчила, да к тому же информация о поведении R31, полученная на трассе, совпала с данными из аэродинамической трубы – хорошая новость для болельщиков конюшни.
Действующие чемпионы мира тоже уезжают в Великобританию довольными – RB7 в целом был надежным и достаточно быстрым, а вот в «Мерседесе» и «Уильямсе» тесты прошли не слишком гладко. Немецкая конюшня все три дня боролась с механическими проблемами W02, но, по словам Росса Брауна, трудности преодолимы, и потенциал машины достаточно высок, чтобы бороться за высокие позиции. Росс обычно говорит все, как есть, так что причин для волнений у болельщиков «серебряных стрел» еще быть не должно.
«Уильямс» не на шутку растревожил прессу сразу после начала испытаний, во многом благодаря Рубенсу Баррикелло, который не скрывал недовольства и FW33, и всеми кнопками на руле, мешающими бразильцу управлять автомобилем. Сэм Майкл традиционно смотрит на мир оптимистичнее гонщика, и уверяет, что все под контролем.
Трудности возникли и у нового «Лотуса», но отчасти из-за того, что у команды под рукой просто не оказалось необходимых запчастей.
Наконец, многие намучились с шинами «Пирелли», но о них еще будет разговор в другой раз.
Разумеется, за время испытаний внимание экспертов было приковано к самим автомобилям. Зоркие глаза журналистов и шпионов команд выискивали у конкурентов различные новинки, самыми интересными, помимо выхлопной системы «Лотус-Рено», стали необычайно компактная коробка передач «Уильямса», а также выдувные диффузоры «Феррари» и «Ред Булл».
Конструкторы из Гроу очень любопытно решили проблему запрета на двойные диффузоры – просто расчистив область перед нижней частью заднего антикрыла. Для этого команде пришлось серьезно занизить боковые понтоны и создать очень компактную коробку передач.
В «Феррари» тоже интересно приспособились к новому техническому регламенту. После того как прошлогодние выдувные диффузоры, по сути, были запрещены, команды ринулись искать новую возможность применения выхлопных газов для повышения прижимной силы машин. И если в «Лотус-Рено» дело дошло до разворота труб вперед, то в Скудерии ничего разворачивать не стали: просто сместили выхлопные трубы ближе к центру автомобиля и пустили сам выхлоп в отверстие для стартера. Возможно, эксперты и не догадались бы об этом сразу, если бы F150 вчера не загорелась – огонь, вырывавшийся из задней части машины, показал, откуда именно идет выхлоп.
Несмотря на то, что размеры отверстия для стартера были уменьшены, никаких указаний в регламенте о целях его назначения нет. Таким образом, инженеры «Феррари» нашли лазейку в правилах и, по сути, придумали новую версию, казалось бы запрещенного выдувного диффузора.
В «Ред Булл» нашли другую лазейку. Если Скудерия использовала отверстие для стартера, то Эдриан Ньюи элегантно задействовал оставленное в правилах 5-сантиметровое отверстие во внешней части диффузора. Разместив выхлопные трубы внизу, он воспользовался изогнутой конструкцией днища. На практике получилось так: выхлопные газы меняют направление, направляются прямиком в отверстие в диффузоре и увеличивают прижимную силу машины…
…Испытания в Валенсии закончились, впереди презентация «Макларена», а после – тесты в Хересе, где, вероятно, мы чуть больше узнаем о том, кто на что способен.
Что до затрат и ресурсов, то на эту тему можно долго рассуждать, но я действительно не вижу проблемы в том, чтобы построить два шасси к началу февраля для подавляющего большинства команд (за исключением Лотусов-Хиспаний). Предположим, кто-нибудь из пилотов разобьет шасси до состояния, не подлежащего восстановлению. Хочешь сказать, что они больше в тестах участвовать не будут до конца февраля? Уже в Херес привезут новое.
Вообще, по поводу сокращения затрат могу высказать следующее мнение. Большинство мер по сути направлены на то, чтобы быть заметными. Один болид на тестах, ограничение использования труб, сокращение персонала, даже отмену дозаправок в этом свете пытались представить и т.д. - все эти меры на виду, их можно предъявить публике, как тот же Керс, от которого нет никакого практического смысла (ну не имеют технологии Ф1 практически ничего общего с технологиями серийных дорожных машин), однако разговорами об этом и еще экологии пускают массе обывателей пыль в глаза. Это как зеленый окрас Хонды или ободки на шинах. О какой борьбе с выбросами может идти речь, если один чартер нанесет больше вреда, чем все болиды вместе взятые за гонку. При этом реально те же Феррари-Макларен и теперь РБ тратят столько, сколько им нужно, но направляют средства на компьтерное моделирование и т.п. нерегламентированные области, которые не на виду.
Возьмем те же моторы. Думаешь, что заморозка привела к реальной экономии? Просто теперь мотористы вынуждены придумывать обходные пути, дабы их модернизации не противоречили псевдоомологации. Псевдо, потому что никто особо и не скрывает, что сегодняшний мотор Мерс мало чем напоминает тот, которые был омологирован в конце 2006 года. То же самое относится и к Феррари, да и к Рено тоже, но они отстали. Помню, в 2006 в F1Racing была статья на тему сравнительной эффективности моторов. Так вот, Рено был в числе лидеров. Так о какой заморозке может идти речь, если сегодня так называемые омологированные конкуренты наголову мощнее их.
Я не спорю, что в некоторых моментах я несколько утрирую, и некоторые из мер были действительно эффективными. Я бы сказал, что аутсайдеры пелетона теперь имеют возможность выживать со сравнительно небольшим бюджетом, тот же Вирджин, к примеру. Стаддарту в этом смысле было куда сложнее. Но впереди все равно оказываются те, кто богаче. Кстати, я не уверен, что бюджет Феррари сегодня максимален - у РБ, если судить по слухам, побольше будет.
Особенно порадовали слова » Росс обычно говорит все, как есть...», вот именно так и есть...
Полыхание болида Скудерии не стоит драмматизировать, просто команда обкатала преодоление внештатной ситуации, и сама подпалила болид, всё было под контролем, а Масса вел себя образцово собранно:)
Удачи всем командам и гонщикам, и без горящих болидов, плз!
------------------------------
молодец, четко сформулировал. стало быть мозгами там и не пахло? ну-ну. оппонент привел хороший пример с Тойотой. Да и у Макларена тоже все в порядке было с бюджетом, только этого оказалось недостаточно.
что касается финансовой составляющей ухода команд, то она связана с кризисом и как следствием падением продаж в общемировом масштабе. Мосли и кризис тоже предсказывал? А уж эти немощные команды, кому они нужны? Их даже в трансляции толком не показывают