«Лотус» против «Лотуса»
Предположения о том, что группа «Лотус» однажды надумает явиться в «Формулу-1», ходили давно: концерн «Протон», владеющий британской фирмой, не первый год поглядывает на самый богатый автомобильный чемпионат мира, также как и правительство Малайзии. Первый шаг к экспансии малайцы сделали в прошлом году, продав лицензию на использование названия «Лотус Рейсинг» соотечественнику Тони Фернандесу, однако затем амбициозные планы всех сторон неожиданно смешались в одну кучу � группа «Лотус» тоже шагнула навстречу «Ф-1».
О начале военных действий между группой «Лотус» и командой Фернандеса мы уже писали, но еще два-три месяца назад почти никто всерьез не предполагал, что в чемпионате 2011 года могут появиться две команды с одинаковым названием. В лучшем случае, приход группы «Лотус», которую возглавляет Дани Бахар, ожидался через пару лет, и то, скорее, с какой-нибудь командой GP2 � никак не с «Рено».
Но случилось иначе: концерн «Рено», в 2010 году владевший 25 процентами акций одноименной команды, все-таки, надумал продать компании Жерара Лопеса Genii Capital (которая в 2009 году купила 75 процентов акций конюшни) оставшуюся долю. Сам Лопес, не раз подчеркивавший, что видит «Формулу-1» в качестве платформы для бизнеса, в одиночку потянуть такое предприятие не мог, и тут как раз пригодился Бахар с его группой «Лотус» � последняя, по данным некоторых серьезных источников, выкупила чуть ли не контрольный пакет у Genii Capital.
Если это так, то фактически сегодня команда «Рено», какой мы ее знали прежде, прекращает существование, поскольку отныне делами будет заправлять Бахар, который любит приводить на важные посты своих людей. Это не значит, что Эрику Булье теперь следует крепко схватиться за кресло руководителя конюшни � вряд ли в группе «Лотус» настолько глупы, чтобы рушить отстроенный и хорошо функционирующий механизм, � но со временем в команде обязательно начнутся перемены, хорошо ли это, или плохо.
Выгоды в этой сделке для всех участвующих сторон очевидны: Genii Capital и «Рено» вовлекли в контроль над конюшней богатую автомобильную фирму, кроме того, Лопес наверняка получил солидный финансовый куш, ведь в 2009-м французский концерн фактически избавлялся от акций команды, а после сезона-2010 те значительно поднялись в цене. Сам концерн «Рено», недавно осознавший, что ему для полного счастья в «Формуле-1» вполне хватает быть просто поставщиком двигателей, отмечает избавление от мертвого груза обязательством поставлять новой команде моторы до 2017 года. В «Протоне» и группе «Лотус» тоже рады � мало того, что обе компании будут принимать участие в жизни одной из лучших команд «Формулы-1», да к тому же получат мощную рекламную отдачу (группа «Лотус» стала не только совладельцем «Рено», но и титульным спонсором) � крайне полезная вещь для фирмы, производящей спортивные автомобили.
В общем, все счастливы. Почти. В кажущейся идеальной для участников сделки ситуации (приход автопроизводителя в «Формулу-1», особенно в непростые времена � это всегда здорово) не забылась другая сторона � в опубликованном заявочном листе ФИА на сезон-2011 уже есть одна команда с названием «Лотус» (Team Lotus), принадлежащая Тони Фернандесу. Которая будет выступать с моторами «Рено». Более того, недавно эта команда объявила о планах выставить в 2011 году болид в черно-золотистых цветах (классическая ливрея, ставшая следствием сотрудничества конюшни Колина Чепмена и табачников John Player Special). Это звучит словно неуместная шутка, но новоиспеченный «Лотус-Рено» (бывшая команда «Рено») тоже разрабатывает цветовой дизайн нового болида в черно-золотых цветах.
Так что полный улет наступит в том случае, если на старт первого Гран-при 2011 года механики выкатят четыре болида «Лотус-Рено» почти одинаковых цветов�
Правда, подобного казуса может и не произойти: группа «Лотус» уже полгода пытается затащить Тони Фернандеса в суд и запретить тому называть свое детище «Лотусом», но какое решение примет высшая инстанция � еще неизвестно, ведь малаец недавно честно выкупил бренд Team Lotus у Дэвида Ханта.
Более вероятной кажется ситуация, в которой за дело возьмется правительство Малайзии, которое надавит на одну из двух воюющих сторон и попросит ту отказаться от прав на бренд (разумеется, не за просто так). Если учесть, что «Протон» и группа «Лотус» уже оформили сделку с «Рено», а болиды Фернандеса на последних тестах в Абу-Даби красовались с надписью «Спасибо вам, фаны «Лотуса» на том месте, где раньше было название команды, можно сделать нехитрый вывод, что вопрос уже разрешился.
Вероятнее всего, Тони получит нужные ему деньги и переименует свою конюшню в «1Малайзия» или «Эйр Азия» (по названию своей авиакомпаний), болидов с названием «Лотус» в 2011 году будет не четыре, а два, а «Протон» сохранит лицо в непростой ситуации и, возможно, наконец-то объединит оба бренда под одним крылом.
Возможно, что после всего этого войны за наследие вертящегося в гробу волчком Колина Чепмена, наконец-то, завершатся.
Малайзийская команда Lotus Racing официально преемницей команды Колина Чепмена не является, несмотря на постоянные разговоры Фернандеса. Так, например, на сайте wildsoft.ru статистика по Team Lotus и Lotus Racing приводится раздельно.
В плане статистики интересно будет, если всё-таки Фернандес переименует Lotus Racing в Team Lotus. Непонятно куда придётся прибавлять статистику команды в 2011 году: к команде Чепмена, либо к команде 2010 года. Подобная ситуация была в этом году с командой Заубера. Она ведь сохранила имя BMW Sauber F1 Team (и ФОМ официально именовала её как BMW Sauber Ferrari), однако во всех статистических выкладках её больше с BMW Sauber (2006-2009) не отождествляли (см. wildsoft.ru и wikipedia.org).
Так что, если в 2011 году у нас будет целых два Лотуса, то в статистике чемпионатов мира их может стать даже четыре: Team Lotus (1958-1994), Lotus Racing (2010), Team Lotus (c 2011) и Lotus Renault.
Хотя 4-ый член списка почти наверняка «продолжит» историю конюшни Renault, но теперь уже под британским флагом (см. фото).
Плюсовать статистику команды Фернандеса к Team Lotus, только лишь в связи с покупкой малайзийцем прав у Дэвида Ханта, неправильно. Про Lotus Renault GP Team я и вовсе не говорю.
И ещё. Lotus Renault GP Team - название 2011 года просто абсурдно! Lotus... Какой Lotus? Renault (краткое имя ведь наверняка будет Renault, а не Lotus Renault)... теперь под британским юнион-джэком... - весьма оригинально:-)) Бренды брендами, но правдоподобие ведь тоже нужно стараться соблюдать.
P.S. Здесь больше всего поражает хамелеонство команды из Брэкли. Ещё недавно была Хонда, а теперь вот уже и Мерседес. И статистику данные коллективы вели/ведут с 60-х и 50-х гг. соответственно. А вот успехи отдельных людей (причём не только простых механиков, работавших ещё быть может даже в Тиррелле, но и таких знаменитостей, как Росс Брон, Энди Шофлин, Джок Клиа, Дженсон Баттон (2003-2009) совсем не учитываются. Какое отношение по сути своей британский «Мерседес» имеет к знаменитой конюшне 50-х гг.? Никакого! А вот к Honda Racing F1 Team (2006-2008) имеет самое прямое!
Так что статистика должна не тупо копировать вывески с офиц. сайтов команд, а распределять конюшне просто хотя бы исходя из очевидной и простой логики: Лотуса, Мерседеса, Порше, Марча, Брэбхема, Бенеттона больше уже никогда не будет. Если хотите уж очень сильно имя Team Lotus, к примеру, называйтесь так, пожалуйста!, но на статистику Колина Чепмена не претендуйте! Не говорите всё время про «90-ую победу». Лучше завоюйте свою первую...
Что до ситуации с Хондой/Мерседесом - то тут вроде как соблюденаопределенная приемственность, несмотря на смену владельца и названия. Как минимум, заявка в чемпионат и часть коллектива остались прежними, так что тут вполне имеют право продолжать статистику.
«и тут как раз пригодился Бахар с его группой «Лотус» – последняя, по данным некоторых серьезных источников, выкупила чуть ли не контрольный пакет у Genii Capital»
Собственно, поэтому у меня и возникли вопросы.