На родной земле
Мы как-то привыкли к тому, что скорость в Монце – это главное. Чем мощнее мотор – тем лучше. Однако сегодня поул чуть не отхватил Дженсон Баттон (британец вернулся на первый ряд стартового поля впервые с прошлогоднего Гран-при Турции), который хоть и имел в своем распоряжении очень хороший двигатель, но пожертвовал максимальной скоростью в угоду более высокой прижимной силе. Конечно, свою роль сыграл и лучший в пелотоне воздуховод, помогавший англичанину быстрее разгоняться на прямых, однако фантастических скоростей действующий чемпион мира не достигал. В точке замера перед первой шиканой у Дженсона третий с конца показатель – 329,5 км/час, и в этом плане «Макларен» с единичкой на борту оказался быстрее только двух болидов «Хиспании».
И наоборот – максимальную скорость на том же участке демонстрировали гонщики «Торо Россо», лучшим из которых стал Хайме Альгерсуари – 348,7 км/час. Как видим, разница между этими показателями – почти 20 км/час, но в итоге Хайме квалифицировался 16-м, а Дженсон – вторым. Впрочем, сравнивать «Макларен» и «Торо Россо» немного некорректно, поэтому лучше взять результаты Льюиса Хэмилтона, который систему срыва воздушного потока в Монце не использовал. И хотя мы видим, что на каждой из трех отметок, обозначающих окончание очередного сектора трассы, Льюис на 5-8 км/час быстрее Дженсона, его результаты на круге оказались хуже.
Прижимная сила понадобилась Дженсону в поворотах, где он и отыгрывал те доли секунды, которые уступал соперникам в конце длинных прямых. На показательном в этом плане втором секторе трассы по итогам квалификации Баттон стал лучшим, опередив даже обладателя поула Фернандо Алонсо.
При этом, конечно, значение мощности мотора отрицать нельзя. Например, болиды с двигателями «Рено» на точке замера максимальной скорости в Топ-10 так и не попали, а вот моторы «Феррари», напротив, вместе с «Мерседесом» демонстрировали лучшие показатели. «Рено» и «Ред Булл» вообще пришлось идти на компромиссы в настройках, и дотянуться до конкурентов эти конюшни не смогли – французы стараниями Роберта Кубицы допрыгнули только до девятого места (соперники из «Мерседеса» будут стартовать седьмыми), а подопечные Кристиана Хорнера кое-как зацепились за четвертую позицию.
Отставание «быков» от «Феррари» и «Макларена» командой, в общем, прогнозировалось, но вряд ли в коллективе полагали, что отрыв будет таким большим – 0,5 секунды отставания от поула! Скорость Скудерии даже вызвала у Марка Уэббера шутливое подозрение, что итальянцы установили на свои болиды 10-цилиндровые моторы, а про Баттона Марк и вовсе говорить не захотел. «У него совершенно иной уровень прижимной силы», – вот вам и ответ.
Кстати, про напарника австралийца сказать что-то вразумительнее сложно – Феттель и сам не знает, в чем причина таких слабых результатов. Себ даже утверждает, что в пятницу он был быстрее с большим количеством топлива, чем сегодня. И, в общем, жмет плечами – мистика какая-то.
В общем, в «Ред Булл» философски относятся к тому, что серия из 17 подряд первых рядов прервалась, ведь трасса в Монце хуже всего подходит болиду RB6. Так что команде только и остается, что попытаться собрать в Италии максимум возможных очков, да не отпустить соперников в чемпионате слишком далеко.
На счастье Кристиана Хорнера одни из них – конкуренты из Уокинга – немного перемудрили в эти выходные. Коллектив Мартина Уитмарша в отличие от других засомневался в выгоде воздуховода (в «Рено», к примеру, даже не стали раздумывать о том, нужна ли система срыва воздушного потока – нужна, конечно!), а потому погнались за двумя зайцами. Эксперименты инженерам «Макларена» нужно было прекращать еще после пятницы, и сосредоточиться на чем-то одном – это позволило бы найти более удачные настройки для MP4-25 и не раскалываться на два лагеря. Но после третьей тренировки менять что-то было уже поздно – для второго пилота потребовались бы новые настройки (на поиск которых не было времени), а копировать их у напарника – это не выход.
В общем, получилось, что «Макларен» сам себя загнал в угол, но с другой стороны, застраховался от полного провала. В нынешней ситуации имеется шанс, что хотя бы один из болидов завтра будет вести борьбу за победу.
Но независимо от силы и действий соперников, «Феррари», конечно, была в ударе. Забавно получается, что пока конкуренты общались с журналистами и изливали душу о том, как несправедлив мир, и что командная тактика – это зло, в Скудерии усердно работали, и на глазах Луки ди Монтеземоло (чье присутствие на этапах в прошлые годы всегда считалось дурной приметой), заняли первое и третье места в квалификации. Между прочим, поул Алонсо для «Феррари» оказался первым после Гран-при Бразилии 2008 года, а в Монце итальянская конюшня не стартовала с первой позиции аж с 2004-го.
Секрет успеха Скудерии, пожалуй, в том, что команда не распыляла свои силы на эксперименты а-ля «Макларен», и в то же время имела на руках хорошую комбинацию: мощный двигатель – классный гонщик – быстрая машина. Вроде бы, нельзя сказать, что этих компонентов совсем не было у соперников, но сегодня каждому из них чего-то не хватило…
В Топ-10 также попали «Мерседес», «Рено» и полным составом «Уильямс», а вот «Форс-Индия», которая, как многим казалось, обязана была добиваться высоких результатов, на этот раз осталась за бортом третьего сегмента. И нельзя сказать, что болид VJM02 был так плох – может быть, если бы Гран-при Италии прошел несколько месяцев назад, Адриан Сутиль вполне мог бы попасть в десятку лучших, – но следует отметить уверенный прогресс «Уильямса». Сегодня по чистой скорости сине-белый болид занимает пятое-шестое место, и выглядит стабильным на любой трассе. Объяснение кажется очень простым, но за полгода британская конюшня добилась просто впечатляющих успехов в доводке машины. И, конечно, «Косуорт» уже не подводит – сегодня Хюлькенберг (очередная уверенная квалификация) и Баррикелло по максимальной скорости были в Топ-10.
Наконец, следует рассказать и о Виталии Петрове. Мало того, что россиянин квалифицировался лишь 15-м, так еще и на первом прогревочном круге умудрился заблокировать Тимо Глока на «Верджине», за что справедливо получил -5 позиций на стартовом поле. Претензии имеются не только к нашему гонщику, который после выезда из боксов бросил смотреть в зеркала, но и к парням, ответственным за выпуск машины на трассу – они немного не подгадали с трафиком.
Что касается интриги в гонке, то угадать тут очень сложно, но начало должно быть интересным – на тяжелых машинах в точках серьезных торможений многие пилоты будут ошибаться, что так и будет подталкивать соперников обгонять друг друга. В общем, шанс на интересный Гран-при имеется, хотя лидеры наверняка будут мечтать о тихом и спокойном «доезжалове»…
масса
хэмильтон*
баттон
уэббер*