7 мин.

Вкратце о главных

4 место. «Феррари»

Цели и задачи на сезон-2009

Пожалуй, нет смысла перечислять планы и надежды Скудерии на очередной сезон – команда автоматически заносится в списки претендентов на все возможные титулы. Проигранная «Макларену» в самом конце чемпионата-2008 битва за лидерство в личном зачете, даже скрашенная уверенным успехом в Кубке конструкторов, оставила явный осадок во впечатлениях болельщиков итальянской конюшни, и перед стартом очередного сезона в Маранелло господствовали реваншистские настроения.

Результаты работы

Вероятно, именно эта напряженная борьба, закончившаяся лишь на последнем этапе в Бразилии, в итоге и определила нынешнюю судьбу как «Феррари», так и ее основного соперника. Скудерия в этом году если и может сравниться с «Браунами», то только в сенсационности своих результатов. Первая половина сезона-2009, кажется, вместила в себя такую дозу событий и переживаний, которой хватило бы на добрую пару лет. Ни одного финиша в очковой зоне в первых трех гонках, обнадеживающие квалификации и поразительные стратегические просчеты, постоянные слухи об отставке Стефано Доменикали и о приходе Фернандо Алонсо – недоброжелателям Скудерии было чему порадоваться. В целом, в четверке лучших команда оказалась по счастливому стечению обстоятельств, результаты скорее позволяют отнести ее к середнякам. Но по количеству уже пережитых в 2009 году взлетов и падений итальянцы, несомненно, достойны места среди лидеров.

Стоит, пожалуй, отдать должное руководству «Феррари», которое не стало принимать скоропалительных решений, а во всем поддержало своих гонщиков и команду. Основным оправданием сложной ситуации, в которой оказались итальянцы, можно назвать позднее начало разработки болида и неразбериху с новыми техническими правилами (читай – двойной диффузор). Именно на последнее чаще всего делает упор президент «Феррари» Лука ди Монтеземоло, который недавно признался, что через две-три гонки команда может перейти к разработке новой машины и подготовке к следующему сезону. В любом случае, круговорот событий в чемпионате-2009 и за его пределами так серьезно закрутил конюшню, что, кажется, еще долгое время она потратит на восстановление спокойствия и стабильности.

Перспективы

Вторая половина чемпионата для «Феррари» выглядит туманно. Результаты Гран-при Монако и Великобритании, вроде бы, вселили надежду в сердца тиффози, но сколько уже раз по ходу сезона мы наблюдали, как все в этой команде может перевернуться с ног на голову. Например, в Сильверстоуне в субботней квалификации скорость болида катастрофически упала по сравнению с пятничной практикой, а в гонке вновь вернулась. То, что итальянские инженеры пока не выяснили причину происходящего, никак не указывает на уверенность в том, что этот успех – результат кропотливой работы, а не плод удачи. Одно можно сказать с определенностью – что бы ни произошло с «Феррари» во второй части чемпионата, она еще всех удивит.

3 место. «Тойота»

Цели и задачи

Однажды большим дядям, сидящим в головном офисе «Тойоты» в Токио, в голову, видимо, все-таки пришел вопрос: «А куда мы тратим миллионы долларов? Где результаты?» И после совещания больших шишек было решено, что надо что-то делать. Закрывать проект было уже поздно – соседние самураи из «Хонды» уже опередили со своим харакири – поэтому руководители японского концерна выбрали вариант попроще: сначала конюшне урезали бюджет, а затем потребовали первой победы в истории. О том, что произойдет в том случае, если победы так и не будет, догадаться несложно.

«Мы надеемся победить в одной из шести первых гонок чемпионата», – без обиняков заявил Ярно Трулли.

Результаты работы

Шестая гонка чемпионата мира проходила в Монако. Как всегда, однако, в самый ответственный момент на виду у всех влиятельных людей, на самом знаменитом Гран-при «Тойота» опозорилась – пилоты квалифицировались в самом конце пелотона и, разумеется, таким образом лишились каких-либо шансов не только на победу или подиум, но даже на очки.

Впрочем, следует отметить, что провал японской конюшни в Монте-Карло был случайным. Почти во всех остальных гонках сезона бело-красные машины по праву считались третьей силой, а на Гран-при Бахрейна даже оккупировали первый ряд стартового поля. Увы, но большего, чем череда подиумов и третье место в Кубке конструкторов, добиться команде не удалось.

Перспективы

Впрочем, сезон еще не окончен. Нынешний болид команды TF109, по словам гонщиков и инженеров команды, обладает солидным потенциалом. Машина стабильна, а самое главное, отзывчива. На таких скоростных трассах, как «Спа-Франкоршам» или «Монца», у «Тойоты» есть неплохие шансы побороться за победу. Главное, конечно, не отстать в развитии от соперников, а боссам в Токио не совершить каких-нибудь глупостей, которые совершили их коллеги из «Хонды».

2 место. «Ред Булл»

Цели и задачи

Прошлый сезон австрийская конюшня, базирующаяся в английском Милтон-Кейнсе, провела крайне неровно. Хороший стартовый рывок Марка Уэббера, череда сходов Дэвида Култхарда, потеря гоночного темпа по сравнению с соперниками по ходу чемпионата, и блеклые выступления на фоне младшей сестрички «Торо Россо» – именно этим запомнилась команда в 2008-м. Неудивительно, что «Ред Булл» скромно оценил свои возможности в сезоне-2009.

«Наша цель – квалифицироваться в пределах первых трех рядов и финишировать в первой пятерке или шестерке. Попытаемся в каждой гонке быть среди лидеров и бороться за победы», – поделился своими соображениями на презентации RB5 руководитель команды Кристиан Хорнер.

Результаты работы

Но аппетит, как известно, приходит во время еды. На Гран-при Австралии молодая звезда энергетического семейства Себастьян Феттель всерьез претендовал на второе место, а уже в третьей гонке сезона в Шанхае гонщик победил. Начиная с того момента Хорнер и компания осознали, что откусили слишком маленький кусочек победного пирога. Однако вместо того, чтобы набирать максимально возможное количество очков в каждой гонке, команда возжелала первых мест на финише любой ценой. Отметим, что в дополнение к этому, Себастьяна Феттеля довольно сильно придавило общественное мнение, требуя самых высоких результатов. В итоге оба фактора сыграли злую шутку с «Ред Булл» в следующих гонках: тактические ляпы стратегов команды и ошибки немца позволили главному сопернику Дженсону Баттону беспрепятственно отштамповать еще четыре победы и нарастить комфортный отрыв в личном зачете чемпионата мира.

Успех «быков» в Сильверстоуне, конечно, добавил немного интриги в сезон-2009, однако сюжет сможет серьезно обостриться только в том случае, если «Брауны» неожиданно растеряют свое преимущество. Однако к таким умным головам, как Росс Браун, и стабильным пилотам вроде Баттона, трудно приклеить пословицу «никогда не говори никогда».

Перспективы

И все же сдаваться в «Ред Булл» не намерены, и это правильно. Конструкторский штаб во главе с гениальным Эдрианом Ньюи продолжает готовить новинки для RB5, а Себастьян Феттель и Марк Уэббер, подталкивая друг друга, постараются добраться до Дженсона Баттона. Учитывая, что трассы в Бельгии, Италии и Японии подходят RB5 лучше, чем остальным машинам, а осенняя погода может внести свои коррективы на других автодромах, у «быков» все еще остаются теоретические шансы совершить переворот в 60-м чемпионате мира. Конечно, вряд ли это произойдет, но красивая борьба стала бы приятным украшением необычного сезона.

1 место. «Браун»

Цели и задачи

Нынешний лидер Кубка конструкторов пережил, пожалуй, самое бурное межсезонье из всех участников чемпионата. Потрясшее всех решение «Хонды» отказаться от выступления в «Формуле-1». Неопределенность, на фоне которой команде пришлось разрабатывать болид и готовиться к сезону. Душевные метания Росса Брауна, которые завершились-таки покупкой конюшни за символическую сумму в 1 фунт стерлингов. С учетом всех этих коллизий единственной реальной задачей «Брауна» в сезоне-2009 виделось удержаться на плаву и попробовать эффективно использовать базу, доставшуюся по наследству от автоконцерна.

Результаты работы

6 побед в восьми гонках, 4 поул-позиции, лидерство в командном и личном зачетах – вот уж настоящая сенсация первой половины сезона. И если после Австралии болельщики выражали лишь недоумение и уверенность в том, что все вернется на свои места, то по ходу чемпионата стало ясно, кто лучше всех разобрался в новом техническом регламенте.

Справедливости ради надо заметить, что команда, тогда еще носившая гордое имя «Хонда», с конкурентов переключилась на создание машины к сезону-2009 с приходом Росса Брауна, то есть еще в начале 2008 года. Также в качестве некоторого объяснения удивительного темпа «Браунов» можно указать двойной диффузор, в соответствии которого регламенту кто-то сомневается до сих пор. Тем не менее, если сравнить все три команды, изначально использовавшие конструкцию, можно сделать вывод о том, что ее влияние на общую скорость болида весьма ограничено. Скорее всего, секретом успеха «Брауна» можно назвать чрезвычайно опытную команду, которая смогла спокойно пережить непростую ситуацию в межсезонье, и продолжить то, что было начато еще «Хондой». Команда опытных пилотов, которые уже давно не склонны к совершению детских ошибок, блестящий стратег Росс Браун, идеально сработавшийся еще в «Хонде» коллектив – вот настоящие творцы успеха конюшни.

Перспективы

Гран-при Великобритании показал, что для конюшни Росса Брауна борьба за титулы еще не закончилась. Очевидный прогресс прямых конкурентов из «Ред Булл» пусть отчасти и объясняется погодными условиями, но представляет собой явную угрозу лидеру чемпионата. Точно сказать, что «Браунов», наконец-то догнали и перегнали в скорости, пока нельзя, но ясно одно – расслабляться англичанам пока рано. Текущий сезон наглядно продемонстрировал, как быстро ситуация в чемпионате может перевернуться с ног на голову.