6 мин.

Вкратце о главном: в середине пелотона

7-е место. «Рено»

Цели и задачи на сезон-2009

Достигнутый в 2008 году прогресс позволял французской конюшне надеяться на успешное выступление в новом чемпионате мира. Задатки, казалось, действительно имелись. Ведь даже не самую удачную модель R28 «Рено» сумела «довести до ума» по ходу сезона, а пошатнувшаяся мотивация Фернандо Алонсо чудесным образом восстановилась после двух замечательных побед в Сингапуре и Японии. В общем, настроение у коллектива было боевым, и душевных страданий болельщиков больше не предвиделось.

Результаты работы

Новый болид R29 от рождения был уродливым и медленным. Носовой обтекатель болида с пестрой раскраской вызвал много «добрых» и «ласковых» слов в свой адрес. Ники Лауда, к примеру, вообще сравнил «Рено» с комбайном. Конечно, некоторые элементы болида выглядели так, словно их вырубил деревенский плотник, но еще была надежда, что пусть машина и не очень красива, но, может, хоть поедет быстро. Не поехала. Первые же тесты в Портимане выявили фундаментальные недостатки в прижимной силе, в результате чего инженеры срочно принялись исправлять конструкцию болида. Ранний дебют машины к тому же был смыт португальским дождем. «Рено» явно не повезло с тестами, и их результаты дали слишком мало полезных данных. Конечно, можно говорить о том, что команде Флавио Бриаторе не повезло с погодой и что в обратном случае можно было бы добиться значительного прогресса в развитии болида еще до начала чемпионата, но правда в том, что все были в таких же условиях.

В итоге первая половина сезона-2009 получилась почти такой же, как и год назад. В квалификациях Алонсо постоянно пробивался в Топ-10, но в гонках лучшим результатом испанца стало только пятое место. Его напарник традиционно сражался с машиной и с собой на грани первого или второго сегмента квалификаций, но очков так до сих пор и не набрал. Более того, если в начале сезона команда активно готовила новинки, стремясь быстрее отыграть отставание от соперников, то после Гран-при Испании модернизация R29 замедлилась. Следствием этого стало постепенное падение результатов – ведь соперники не стоят на месте!

Перспективы

Нужно быть либо Бриаторе, либо Алонсо, чтобы точно знать, что происходит в «Рено». Уйдет ли Фернандо в «Феррари» в 2010-м, покинет ли французский концерн «Формулу-1» и будет ли продана команду итальянцу? Ответы на эти вопросы могут легко объяснить спад гоночной формы команды и ее дальнейшие перспективы в этом году. Но как бы там ни было, похоже, конюшня потихоньку переключается на разработку новой модели и вообще избавляется от лишнего – от KERS, например. Расстроенный Флавио уже намекает, что этот сезон не удался, и надо с ним завязывать. Вопрос только в том, правильным ли будет решение бросить нынешние разработки, чтобы переключиться на новый проект?

6-е место. «Макларен»

Цели и задачи

Как уже всем известно, в сезоне-2008 «Макларен» и «Феррари» настолько увлеклись борьбой друг с другом, что крайне неравномерно распределили ресурсы при создании новых болидов. Впрочем, перед английской командой это не отменяло задачу повторить прошлогодний успех. Однако защитить титул, как известно, часто бывает сложнее, чем выиграть его в первый раз.

Результаты работы

Сейчас, уже по прошествии восьми гонок чемпионата, руководство команды в лице Мартина Уитмарша призналось, что основной упор при развитии MP4-24 был сделан на KERS, то есть на систему, которая в масштабах всей «Формулы-1» не оправдала себя и в скором времени будет отменена. Другая ошибка заключалась в ранней презентации нового болида – уже в январе мир увидел очередное серебристое творение инженеров из Уокинга. Конечно, понять руководство можно – позднее представление автомобиля граничило с опасностью подготовить необкатанную машину, что в условиях запрета на тесты по ходу сезона казалось почти самоубийством. Однако у ранней презентации тоже был недостаток – проект оказался «сырым». Мало того что конструкторы «Макларена» поздно взялись за работу над MP4-24, так еще и были вынуждены выпускать машину «недоношенной». Главной проблемой болида стал недостаток прижимной силы – это вообще беда почти всех машин образца 2009 года.

Первые тесты шокировали всех, ведь гонщики «серебряных» стабильно проигрывали соперникам по 2 секунды. Однако кропотливая работа помогла отыграть несколько десятых, и в первых гонках чемпионата Хэмилтон и Ковалайнен даже вели борьбу за места в очковой зоне. Впрочем, у всех есть свой потенциал. Нынешний болид оказался не слишком удобным для настройки – в основном из-за KERS – и в итоге команда поняла, что обновлять MP4-24 в широких масштабах нет смысла. И не важно, какой будет итоговая позиция в чемпионате, если это не первое место.

Перспективы

Мартин Уитмарш, Хейкки Ковалайнен и Льюис Хэмилтон уже сообщили, что команда сосредоточилась на новом болиде. При этом развитие старой машины не заброшено, но на MP4-24, вероятно, можно будет увидеть лишь те новинки, которые в дальнейшем перекочуют на болид 2010 года. Финский пилот активно участвует в процессе разработки новой машины, что кому-то может показаться намеком на то, что он останется в команде, но на деле это еще ни о чем не говорит – и Ковалайнен, и Росберг, и Хэмилтон имеют примерно одинаковые предпочтения в поведении машины, поэтому не исключено, что Хейкки сейчас работает за двоих. Впрочем, разговор о пилотах «Макларена» – совсем другая история…

5-е место. «Уильямс»

Цели и задачи

Похоже, что в последние годы у коллектива Фрэнка Уильямса и Патрика Хэда было два сценария выступлений в чемпионате мира. В том случае, если машина выходила удачной, можно было вести борьбу за подиумы и победы, а в другой ситуации – когда не было денег или потенциал болида не требовал дальнейших усилий,– программа доработки машины сворачивалась, и начиналось проектирование нового автомобиля. Впрочем, первый вариант существовал только на бумаге и в сердцах болельщиков, а на деле все сводилось ко второму сценарию.

В этой связи одно любопытное интервью исполнительного директора «Уильямса» Адама Парра осталось незамеченным. И зря. Парр рассказал, что, несмотря на финансовый кризис, английская конюшня потихоньку выбралась на тропинку, ведущую подальше от опасного болота, где в последнее время обосновалась команда, и что в сезоне-2009, при том условии, что новый болид FW31 будет обладать должным потенциалом, «Уильямс» возьмется за его доработку.

Результаты работы

И ведь действительно, несмотря на провалы в первых гонках нынешнего чемпионата, команда не сдалась, не бросила развитие машины, а неожиданно для многих специалистов включилась в технологическую гонку с остальными конюшнями. Например, результаты Нико Росберга явно пошли в гору. И речь тут не только о первых строчках в протоколах по пятницам, а именно гоночные результаты. После неудачного Гран-при Китая и финиша на девятом месте в Бахрейне Росберг стал регулярно набирать очки. В Испании он был восьмым, в Монако – шестым, а в Турции и Великобритании два раза подряд финишировал пятым. Все это стало возможным в результате постоянных обновлений болида.

Перспективы

Сейчас команда настолько воодушевлена последними успехами, что готова свернуть горы. Краткосрочная цель – опередить «Феррари» в Кубке конструкторов и выйти на четвертое место. Безусловно, это трудная задача, но не такая уж и невыполнимая. По ходу сезона, конечно же, команда будет стремиться развивать FW31 и закладывать базу для будущей машины. Здесь важно не переусердствовать и не допустить дисбаланса ни в одну сторону. Собственно, в этом вопросе должны проявиться организаторские таланты Парра, так что будет интересно понаблюдать за тем, как пройдет процесс развития «Уильямса».

О результатах доводки нынешнего болида можно поговорить уже этой осенью, но вот дать оценку работе инженеров, разрабатывающих новую машину, можно будет лишь в следующем сезоне. А пока что – так держать!

Продолжение следует