Гонка без обгонов?
В спортивной жизни Испании национальный Гран-при долгие десятилетия казался почти ущербным. Несмотря на любовь населяющих Пиренейский полуостров народов к различным видам гонок, отсутствие собственных героев в «Формуле-1» не делало этот вид соревнований таким же популярным в стране, как мотогонки или ралли. Организаторы предпринимали разнообразные шаги для того, чтобы повысить популярность Больших призов – например, этап в Барселоне посещал даже король Хуан Карлос, – но лишь с началом успешных выступлений Фернандо Алонсо за «Рено» Испания, наконец-то, стала неровно дышать при упоминании королевских автогонок.
Впрочем, еще до того, как Гран-при Испании обрел постоянное место жительства на «Каталунье», а Алонсо начал регулярно выигрывать, у национального этапа уже была длинная и по-своему интересная история переездов по стране. Начиная с 1951 года, раз за разом одни трассы сменяли другие: «Педральбес», «Монтжуик-Парк», «Харама», «Херес», и почти все они прекратили принимать этапы «Формулы-1» из соображений безопасности. В 1975-м авария Рольфа Штоммелена унесла жизнь четырех зрителей, закрыв для королевских гонок «Монтжуик-Парк». В 1981-м победа Жиля Вильнева на узенькой «Хараме» стала последней для мадридской трассы – именно ширина дорожного полотна вынудила признать автодром опасным. Наконец, в 1990 году страшная авария гонщика из Северной Ирландии Мартина Доннелли вынудила Гран-при Испании снова искать новое пристанище.
И оно нашлось очень быстро! В 1991-м в провинции Каталония, в 20 километрах к северу от Барселоны, близ деревушки Монтмело был построен прекрасный современный автодром, названный «Каталунья-Монтмело». Сначала гонка заняла в календаре место «Хереса», то есть в конце чемпионата, но уже в следующем сезоне переехала в начало. В скором времени Гран-при Испании стал проводиться в начале мая, перед этапом в Монте-Карло, а вот первой европейской гонкой после выездного турне «Формулы-1» она стала лишь в 2007 году, когда из календаря вычеркнули Сан-Марино.
За восемнадцать лет «Каталунья-Монтмело» успела пять раз сменить конфигурацию. До 1994 года задняя прямая состояла из двух коротких отрезков, соединенных между собой высокоскоростным поворотом Nissan – все повороты здесь названы в честь спонсоров, – но после гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера весной 1994-го, а также после серьезных аварий Педро Лами и Андреа Монтермини ФИА и Ассоциация гонщиков Гран-при, всерьез задумавшись о безопасности, решили изменить опасные повороты. Поскольку модернизация автодрома близ Барселоны была невозможна из-за нехватки времени, скоростной Nissan «нейтрализовали» нелепой шиканой, выполненной в виде двух рядов покрышек. На следующий год поворот сгладили, и этот участок трассы обрел знакомый всем вид.
В 2004-м, желая увеличить обгоны, многострадальный отрезок автодрома вновь подвергся реконструкции – прямая была урезана, и плавный поворот La Caixa сдвинулся вперед, став острее. Еще через три года, в 2007-м, организаторы решили убить прекрасную связку поворотов Europcar – New Holland новой шиканой. Помимо пресловутой попытки увеличить обгоны – на выходе из New Holland пилоты не могли держаться в воздушном мешке преследуемой машины– второй целью изменений стали вновь ужесточившиеся нормы безопасности.
Понятно, что на «Каталунье» организаторы Гран-при, зрители и пилоты страдают от недостатка обгонов. Ведь эта трасса изначально задумывалась как комплексная проверка всех аэродинамических характеристик болида – виражи на любой вкус: в разные стороны, с горки или в нее, слепые на выходе… В рамках небольшого предисловия получится отметить только несколько знаковых виражей из всего интересного разнообразия. Например, Renault – длинный-длинный затяжной изогнутый вираж с двумя апексами, в котором малейшая ошибка тут же даст пилоту знать потерянными десятыми секунды. Bank Sabadell сам по себе не является чем-то особенным, но по пути к нему трасса как бы взбирается на небольшой холмик, на вершине которого стоит зрительская трибуна. «Поднимаясь к повороту Sabadell можно увидеть трибуну, и, несмотря на рев мотора и беруши, прекрасно слышать, как шумят болельщики», – рассказывает о нем Адриан Сутиль. Campsa, где в прошлом году состоялся пренеприятнейший вылет Хейкки Ковалайнена (кстати, организаторы выучили урок и модифицировали зону безопасности на этом участке трассы), интересен тем, что пилот не видит выхода из поворота – на какой-то краткий миг гонщики управляют болидом по памяти.
Впрочем, и другие повороты «Каталуньи» все пилоты знают назубок, ведь благодаря выгодному географическому положению и удачной конфигурации испанская трасса всегда привлекала конюшни «Формулы-1» на тестовые сессии. В ежегодном превью несколько гонщиков обязательно отмечают, что автодром близ Барселоны они знают лучше, чем другие трассы. Но в сезоне-2009 спортсмены должны сказать спасибо Максу Мосли и собственным командам за запреты на испытания по ходу сезона, иначе «Каталунья» вновь сидела бы у них в печенках. А так, в последний раз «Формула-1» была в этом месте «только» в марте.
Хитрые повороты и абразивный асфальт заставили «Бриджстоун» привезти в этом году самые жесткие покрышки из возможных в нынешних правилах – «хард» и «софт», поэтому наиболее вероятной стратегией на гонку станут две (или три – в зависимости от пожираемости шин) остановки в боксах. Жара также влияет на износ резины – если температура дорожного полотна становится слишком высокой, то его сцепление с покрышками резко снижается и возрастает износ.
Как правило, погода в это время года теплая и ветреная, что вносит дополнительные штрихи при настройке болидов. В Барселоне от пилотов часто можно услышать, что именно порыв ветра помешал совершить хорошую попытку в квалификации.
А успех в гонке напрямую зависит от субботнего результата. Поэтому не стоит удивляться, если жалобы на трафик в решающие моменты квалификации будут громче, чем обычно. Ведь, как правило, борьба в Барселоне идет до первого поворота, поскольку дальше обгонять равную по скорости машину слишком трудно. Не исключено, конечно, что Рабочая группа по обгонам все-таки добилась небольшого прогресса, и успешные атаки состоятся, хотя Гран-при Бахрейна продемонстрировал, что если ситуация и стала лучше, то ненамного.
Надежда – на поломки соперников и расторопность собственных механиков на пит-стопе. А техника в Барселоне работает «на износ». Конечно, в последние годы все уже привыкли к редким поломкам по ходу Гран-при Испании, но при этом не стоит забывать о знаменитом сходе Мики Хаккинена на последнем круге гонки в 2001 году. Знаменитым он стал потому, что финн в тот момент лидировал. В общем, случайно победить тут нельзя. Можно только проиграть…
Что будет в этом году? Технические новинки команд дадут пищу болельщикам, фотографам, экспертам и конкурентам – и, по мнению большинства отстающих конюшен, сезон-2009 начинается именно сейчас. Нынешние лидеры, несомненно, постараются доказать, что они не согласны с таким утверждением.