Алонсо правда упустил победу в Монако. Он и команда отрицают, но по данным гонки все-таки видно
Все решила минута дождя.
Гран-при Монако виделся главным шансом «Астон Мартин» на победу в этом сезоне «Формулы-1»: так говорила и сама команда, и Фернандо Алонсо.
В итоге испанец проиграл поул с отставанием в 0,084 секунды буквально в последних поворотах, на финиш приехал вторым, и теперь все обсуждают упущенный шанс на победу. Ах, если бы под зарядившим дождем Алонсо сразу поставили «промежуточные», а не шли по изначальному плану с «медиумом» для сухой погоды… Но Фернандо пришлось круг скользить по воде и возвращаться в боксы вновь – Макс Ферстаппен остался лидером.
Но команда не согласна, что шанс на победу упущен из-за дополнительного пит-стопа. Шеф «Астон Мартин» Майк Крак не считает, что итог изменился бы, если бы Алонсо сразу поставили «промежуточные». Сам Фернандо тоже не согласен. Даже шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер не согласен – считает, что Алонсо выехал бы позади Ферстаппена даже в случае одного пит-стопа вместо двух.
А что же говорят данные? Эксперт F1 TV и бывший гонщик «Рено» Джолион Палмер изучил все возможные покруговки, темпы каждой машины до и после пит-стопов и времена на секторах. Итог – в симуляции «если бы Алонсо заехал лишь раз за промежуточными – на 54-м круге».
Выходит, в случае верного решения Алонсо выезжал бы первым с преимуществом в 3-4 секунды! Простая экстраполяция темпа показывает победу Фернандо, а уж с учетом необгонного характера трека в Монако...
Окуда же Джолион получил эти цифры?
Есть динамика отрыва между Ферстаппеном и Алонсо: на 53-м круге – 13,3 секунды (столько испанцу надо было отыграть), на 54-м (первый пит-стоп) – 24,6 секунды, на 55-м (синхронный пит-стоп) – 20,7 секунды.
То есть только за 54-й Фернандо отыграл чистые 4 секунды на трассе + 3 секунды простого стояния в боксах во время первой смены шин. Оттуда – 7 секунд выигрыша. Где же Алонсо взял бы еще 7 секунд компенсации отставания и 3-4 секунды преимущества?
И здесь надо вспомнить тот самый круг: дождь внезапно усилился так, что начал смывать просто всех. Сайнс на «медиуме» едва не разбил болид об отбойники, Расселл (уже на промежуточных) уплыл в карман, желтые флаги буквально повсюду...
И Ферстаппену было чуть ли не тяжелее всех: справлялся управлением машины на самом старом «медиуме» в пелотоне, едва не поворачивая об стены:
Тот круг Макс проехал за 2.10,567 – на 20 секунд медленнее «Альпин» и «Мерседесов» на промежуточных.
Но! «Мерседесам», «Альпин» и всему остальному пелотону (включая Алонсо) постоянно еще и махали желтыми флагами – из-за всех этих инцидентов (в том числе и из-за вылетов самого Ферстаппена). Под желтыми флагами обязательно сбрасывать, потому не совсем корректно сравнивать их и Алонсо в лоб: каждый мог попасть под разное количество желтых флагов, но все точно потеряли несколько секунд.
Можно точно сказать только одно: Макс начал вылетать на втором секторе, до него все еще было спокойно. И только на втором секторе он проиграл от 10-11 секунд вообще всем на «промежуточных».
И это как раз и есть те самые недостающие 10-11 секунд, необходимые Алонсо. Вероятно, Фернандо выиграл бы еще больше, ведь первую половину круга проехал в чистом воздухе – оттуда даже небольшой задел. Обидно!
Как «Астон Мартин» мог ТАК ошибиться?!
На самом деле решение команды не было ошибкой.
Сейчас все сравнивают стратегии Алонсо с действиям «Альпин» и «Мерседеса» – типа «они же смогли расчитать все верно», но это ложный нарратив, основанный на послезнании.
Реальность была другой: вот карта трека сразу после первого выезда Алонсо из боксов:
Пока он уже въезжает на первый сектор, соперники еще даже не на пит-лейн – НАСТОЛЬКО большим был разрыв.
Потому Фернандо и «Астон Мартин» не видели однозначного преимущества «промежуточных» – к моменту его остановки дождь еще не зарядил так, что начал смывать всех подряд. Минуту спустя было уже поздно – он зарядил как следует, и соперники больше не гадали. Они принимали решение по ситуации.
Как и «Астон Мартин» с «Ред Булл» – Ферстаппена вообще-то тоже оставили на лишний круг, который Хорнер с послезнанием тоже признал «лишним и ошибочным». Все знала только «Феррари».
Посмотрите еще раз на стратегии:
Первыми «промежуточные» взяли аутсайдеры – которым нечего было терять: Боттас, Чжоу, Албон, Сарджент. «Альфа Ромео» и «Уильямс». Даже «Альфа Таури» продержалась еще круг. Со Строллом – другая история: с ним уже пробовали что угодно, лишь бы вернуть в битву за очки.
Затем включились те, кто уже видел обстановку – как раз «Макларен», «Мерседес» и «Альпин».
И только следом – Алонсо, Ферстаппен и «Феррари».
Просто это и есть «штраф за лидерство»: когда ты – первый, ты выбираешь консервативную стратегию. Рискуют всегда догоняющие. И у «Астон Мартин» с Алонсо был единственный шанс вырваться-таки вперед Ферстаппена: остановка на 54-м, когда они поняли, что Макс ушел на следующий круг. В тех условиях он просто не мог продолжать ехать на изношенном «медиуме» и заехал бы в боксы на 55-м при любом раскладе, потому зеленая команда больше не могла откладывать и должна была что-то решать.
Выбор «медиума» изначально и планировался – потому Алонсо стартовал на более жестком «харде». Он дольше изнашивается: можно сидеть и выжидать. Прогноз погоды все время твердил: пройдет небольшой быстрый дождь. С учетом очень горячего асфальта и месячной засухи в Монако сцепления свежего «медиума» должно было хватить на один-два полувлажных круга.
И ни одна из команд не ждала такого быстрого и внезапного потопа. Серьезно, дождь перешел в стадию «ливень везде» буквально за минуту – а команды на треках вроде Монако в принципе не думают такими измерениями. Ведь здесь все рядом, вся трасса – в пределах километра и проезжается в обычных условиях за 75 секунд. Оттуда уверенность: среагировать всегда успеем.
Радар погоды за 40 секунд до первого пит-стопа Фернандо, трек в центре – тогда все выглядело так, словно дождь закончится, а ливень идет стороной:
И на момент заезда Алонсо переход на «промежуточные» выглядел еще большим риском – ведь прогноз так и не менялся. А тот же шеф «Астон Мартин» детально проговаривал по ходу сезона один из главных факторов успеха в 2023-м: команда не играет в стратегическую лотерею.
«Мы не идем на лишний риск, не играем в лотерею, а принимаем решения на основе данных, на основе результатов. Вот в чем одна из причин нашей стабильности» – Майк Крак после подиума на Гран-при Майами.
Победу в Монако действительно упустили. Она правда была рядом. Но это концентрированная «Формула-1», случай прямо для учебника – здесь все сложилось так, что достичь ее можно было только верой и риском, а не рассчетами.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI
Он слишком просто посчитал отрывы, без круговых, без прогрева и т.д.
Сами АМ тоже считали альтернативу после гонки, у них вышло примерно 2 секунды проигрыша РБ после перехода на промежуточные. Они в принципе неплохо все объяснили.
Что не посчитал Палмер, а это важно.
В этой гонке почти все немного ошиблись с шинами, потому что набор нагрузок на этой трассе нетипичный, низкий. Почему АМ не получил преимуществ от шинной тактики. Например, медиум посуху держался в окне рабочих температур, а хард периодически из него выпадал, остывал, поэтому ни по скорости в конце отрезка, ни по износу они ничего не выиграли. Медиум имел еще интересную особенность, из-за более легкого прогрева он был сухим и сохранял температуру даже в небольшой дождь. Поскольку хард в дождь сразу перестал работать,пришлось искать вариант питстопа, но вот на что, это вопрос. Поэтому в случае небольшого заряда дождя это была правильная замена, поставившие промежуточные проиграли бы больше за счет лишнего питстопа.
А под дождем был еще один момент. В Монако у всех была проблема с прогревом промежуточных, а вне рабочей температуры они тоже не работают. Поэтому случились проблемы у пилотов и на промежуточной, и очень низкий темп до прогрева. То есть это Рассел и начало отрезка на промежуточных у Ферстаппена. Ну и в трафике тоже температура шин уходила.
При этом я согласен с тобой - команда просчиталась.
Артем во втором абзаце любезно сослался на мой воскресный текст, где я утверждал, что "Астон Мартин" и Алонсо могли победить (там, конечно, у меня было маловато данных, но вот спасибо Палмеру - уже больше оснований для этой точки зрения).
В общем, у нас тут не запрещено высказывать разные мнения разным людям.
p.s. Британская пресса по традиции побоялась говорить что-то, что противоречит общему медийному курсу команд "Ф-1". Мне жаль, что они стали такими бесхребетными.
1) Ставить промежутки
2) Ставить слики
3) Не пититься и ждать
Вариант 2 выглядит как ставка на то, что дождь не окажется достаточно сильным и промежутки не понадобятся. Вот только Макс то тоже был на сликах, до Окона отставание было безопасным, поэтому РБ в этой ситуации могли спокойно "Зеркалить" решение АМ, не рискуя ничем. Короче, у РБ был беспроигрышный ответ в этом раскладе, у Алонсо 0 шансов на победу.
У АМ по-хорошему должен был быть выбор между промежутками и выжиданием. Первый - ставка на то что дождь зарядит (что и произошло), Второй - что не зарядит (чего не произошло). А вариант со сликами всегда проигрывает.
1. Дождь слабый, через несколько (2-5) кругов окончится
2. Дождь слабый, но не окончится до конца гонки
3. Дождь слабый еще несколько кругов (3 и более), затем усилится
4. Дождь сразу усиливается, затем может ослабнуть или кончиться
При каком варианте смена на медиум может дать победу?
Приблизиться можно только при первом, потому что быки через круг, максимум два будут повторять тактику Астона, а за 2 круга 13 секунд отыграть можно только при ошибке Макса. Есть еще вариант что кто-то въедет в стену и выпустят sc, тогда Макс просто получит бесплатный пит стоп. При этом, при варианте 3 Алонсо может по 5 секунд с круга проигрывать тем кто на дождь поменял, а когда дождь усилится уже выехать 6—7 или ниже и теряет вообще все. При варианте 4 Алонсо просто смывает с трассы. То есть из 4 аутов два совсем плохих, а два ничего не дают.
Есть вариант повторять тактику Макса, но тут все понятно, не выиграть.
И есть поставить промежуточные и дождевые. Промежуточные в 2,3 возможно дадут победу, потому что в дождь отыграть с круга по 10—20 секунд при среднем дожде обычный вариант, что и произошло. На сильнодождевых уже нужен сильный дождь хотя бы на пару кругов, это вариант менее вероятный на тот момент. И мне непонятно как стратегия могла выдать медиум, ну очевидно что он худший, не дает в принципе выигрышного варианта, а риски огромные, повезло еще что не вылетел на холодном медиуме.
при этом, как отмечал и сам Алонсо после гонки, страховаться от тех, кто позади, ему не нужно было - у него был большой запас, который сохранился бы, если бы дождь не пошёл.