На «Фестивале скорости» пал десятилетний рекорд болида «Ф-1». Его обставил мини-электрокар с насосом для выдувания воздуха из-под днища
Улучшил результат на секунду!
На «Фестивале скорости» в Гудвуде есть традиция: не просто собирать все самые быстрые и необычные машины мира в одном месте, но и пускать их по специально подготовленному треку на время. Только здесь можно реально выехать против самого настоящего болида «Ф-1» – и даже победить его (если вы придумаете, как, конечно). Трасса не менялась свыше 25 лет, и потому показатели разных сезонов вполне сравнимы – можно смотреть, какая машина быстрее, кто действительно стремится за рекордом и ищет инновации.
И «Гудвуд-2022» точно войдет в историю, ведь на нем побили 23-летний рекорд чемпионского «Макларена» MP4/13 Мики Хаккинена: в 1999-м пилот «Ф-1» Ник Хайдфельд проехал на нем 1,86-километровый трек за 41,6 секунды, и с тех пор результат превосходили лишь разок неофициально (39,9 – Роман Дюма в практике на cпециальном экспериментальном электрическом «убийце рекордов» – «Фольксвагене» ID.R).
А теперь время улучшили даже до 39,08 – при помощи бывшего пилота «Маруси» Макса Чилтона и миниатюрного электрокара McMurtry Speirling.
Невероятно, да? Просто McMurtry взял лучшее из двух миров: электромотор мощностью 1000 л.с. и прижимную силу «Формулы-1». Нет, серьезно: на скорости 240 км/ч Speirling генерирует 2250 кг – а это больше актуального болида (у него – примерно 1500 кг). Чего уж там, даже без разгона рекордсмен выдает 2000 кг!
Как же ему это удается? Снова благодаря технологии из «Формулы-1»: двум мощным вентиляторам, выдувающим воздух из-под днища и создающим колоссальный эффект присасывания. Технологию изобрел «Брэбэм» в 1978-м и установил на машины ВТ46В Ники Лауды и Джона Уотсона перед Гран-при Швеции.
Пилоты специально проиграли квалификацию, а в гонке Ники привез всем 35 секунд, хотя, по собственному рассказу в автобиографии, вторую половину заезда просто пытался гнать не слишком быстро, чтобы девайс не запретили. Не сработало: машину признали легальной для одного конкретного завершенного Гран-при – но с требованием никогда и никому больше не использовать насос под днищем. Потому ВТ46В больше на боевые старты не выходил.
Болид «Ф-1» без запретов регламента: восемь закрытых колес и огромный насос сзади
Правда, идея не забылась: автор концепции Гордон Марри создал собственный гиперкар вокруг огромного вентилятора в днище – и назвал его T.50.
McMurtry же – его наследник и первый электрокар с насосом. Синергия вышла ошеломительной: из-за электромотора и массы менее 1000 кг он разгоняется до 100 км/ч за 1,5 секунды, а прижимная сила помогает въезжать в любые повороты с немыслимой скоростью.
Неудивительно, откдуа такое название: Spéirling – «гроза» по-ирландски. А создатель компании (и машины) – Дэвид МакМерти, миллиардер и один из крупнейших поставщиков метеорологического оборудования в Великобритании. Раньше он работал над аэромоторами в компаниях Concorde, Bristol Aero Engines и «Роллс-Ройс».
Speirling же – полностью карбоновый, способен разогнаться до 320 км/ч и обладает дальностью хода в 350 км. Дорожная омологация пока не получена, но она планируется – как и серийное производство. Обычно машины такого типа заранее продают весь тираж на миллионы долларов, но «грозу» тайно разрабатывали 3 года до первого заезда – а в случае предложения даже ограниченному кругу покупателей идея явно перестала бы оставаться тайной.
Теперь же компания уже раздобыла лучшую маркетинговую вывеску.
Можно назначать любую цену.
«ВАЗ» мощностью 1400 л.с. разогнался до 304 км/ч – и побил рекорд Европы. Во второй раз подряд!
Фото: McMurtry
Но КАМАЗ на ней смотрелся космически!
https://www.youtube.com/watch?v=O3h3HCmFXtw
Ну и в целом мы помним, что юбки и граунд-эффект запретили, т.к. они мгновенно теряют прижимную силу при вылете или наезде на поребрики. Гоняться на этом слишком опасно по современным стандартам.