«Мерседес» уже быстрее всех в «Ф-1» в медленных поворотах. Но скорость на прямых – провал (проблему уже решают бензопилой)
Замеры от «Формулы-1».
Любой постоянный зритель «Формулы-1», должно быть, сейчас находится в состоянии легкой прострации и сбоя ориентиров: в голове пелотона внезапно провалился главный доминатор. «Мерседес» впервые с 2014-го уступает лучшим болидам по полсекунды на круге и явно не претендует на победы – вчерашние самые смелые мечты фанатов «Ред Булл» и «Феррари» внезапно стали реальностью.
Но не стоит слишком праздновать: на самом деле в революционном W13 с минималистичными понтонами и хитрой системой охлаждения на ракетных технологиях скрыто море потенциала. Только взгляните: по данным «Формулы-1» с квалификации Гран-при Бахрейна Хэмилтон и Расселл уже быстрее топов в медленных поворотах и вполне на их уровне в быстрых и среднескоростных виражах:
(Первая колонка – медленные повороты, вторая – среднескоростные, третья – быстрые, четвертая – прямые. Бирюзовый столбик – «Мерседес», темно-синий – «Ред Булл», оранжевый – «Макларен», лазурный – «Альпин», синий – «Альфа Таури», зеленый – «Астон Мартин», голубой – «Уильямс», бордовый – «Альфа Ромео», серый – «Хаас». Отрывы сформированы по отношению к «Феррари»).
Да, на прямых внезапно лучше всех выстрелил «Уильямс» (по слухам из паддока, из-за общей нехватки прижимной силы у английской машины почти нет лобового сопротивления), на втором месте – «Ред Булл», «Феррари» – третья. «Мерседес» же – предпоследний и проигрывает только Скудерии около 0,3 секунды.
Как машина на ракетных технологиях может так отставать на прямых? Из-за чрезмерного лобового сопротивления – именно на него указало сравнение разгонных динамик с соперниками из квалификации:
«У нас больше всех лобового сопротивления, – внезапно признался шеф «Мерседеса» Тото Вольфф после квалификации. – Мы проигрываем прорву времени на главной прямой, а на других не настолько много. В ближайших гонках нам нужно понять, дело ли в мощности или в гибридной установке».
Казалось бы, как машина с такой минималистической концепцией может генерировать больше лобового сопротивления? Объяснил технический эксперт F1 TV Крэйг Скарборо:
«Крошечные понтоны хороши для генерирования прижимной силы, но раскрывают задние шины и не чистят турбулентный поток от передних. Отсюда столько дополнительного лобового сопротивления».
Новое соотношение мощности и лобового сопротивления сбило все накопленные идеи по настройке и балансированию машины, потому Хэмилтон с Расселлом страдают и в поворотах. Без нужного распределения прижимной силы шины труднее прогревать и удерживать в температурных окнах – и сражаться с «Ред Булл» и «Феррари» не выходит.
Для быстрого (и временного) решения восьмикратные чемпионы применили проверенный метод из прошлого сезона – просто навесили заднее антикрыло побольше, надеясь на увеличение прижимной силы и балансировку задней части (страдавшей от «галопирования»). В 2021-м «Мерседесу» хорошо удавалось жонглирование размерами детали для поиска оптимального соотношения скорости на прямых и прогрева покрышек – а с новым регламентом систему ориентиров пришлось выстраивать с нуля.
Потому Тото Вольфф анонсировал изменения уже к ближайшему Гран-при Саудовской Аравии:
«Убрать лобовое сопротивление легко: просто берешь бензопилу и крошишь заднее крыло на мелкие кусочки. Так мы и поступим. Пожалуй, мы перебрали с крыльями. Лобовое сопротивление слишком большое – просто потому, что в данный момент нам недостает деталей. Ситуация со скоростью на прямых наполовину или чуть больше сводится к крыльям. Но необходимо сделать все возможное и по части силовой установки».
В чем-то шеф «Мерседеса» определенно прав: «Ред Булл», к примеру, выбрал для Бахрейна небольшие антикрылья (сверху – тестовая версия, снизу – гоночная):
Фото: Autosport
Cравните с огромным парусом W13 – у Хэмилтона чуть ли не вдвое больше!
Видимо, на Гран-при Саудовской Аравии восьмикратные чемпионы правда ускорятся – и мы лучше поймем, насколько их темп соответствует «Феррари» и «Ред Булл» на самом деле.
Источник: formula1.com
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI; instagram.com/mercedesamgf1
Можно сделать кое-какие выводы.
Одна из главных интриг - новый мотор Рено может. Дотянулся до экс-Хонды, или нет, непонятно, там все таки еще шасси и в лоб не сравнить. Тем не менее работу техштаба Альпин с Фраем нужно отметить.
С Мерседес непонятно. Мотор в конце прошлого года показывал мощность, что с переходом на новое топливо пока сказать нечего, базы для сравнения нет. И вот почему. Все клиенты Мерседес сейчас не работают по модели близких к клиентским шасси. Если у Мерседес пока машина не удалась, то логично было бы ждать, что у кого то из клиентов что-то получится. Так нет. Если до прошлого года все просчеты конструкторских штабов маскировало превосходство в моторе, то похоже король оказался голый. Они все провалились.
И сейчас видно, что у всех клиентов Мерседес большие проблемы в руководстве. Вильямс набрал людей из ралли, Астон-Мартин из ДТМ. Это вообще не работает. Конечно, можно ссылаться на Альфа-Ромео, что те брали людей из топовых команд ЛМП, ну так нынешний регламент то как раз очень близко, и то был риск. Макларен после нескольких лет бардака похоже имел удачное шасси времен Рено 19-20 года, там еще до прихода Ки был временно задействован Пэт Фрай, а сейчас Мансур Ойех умер, и мы имеем в полном масштабе работу Зака Брауна с его шоколадками, который лично расставил большинство ключевых людей в штабе. В итоге просто плохо спроектирована машина, зато пилотам дали явно избыточные контракты.
UPD еще два-три момента
По поводу нового топлива, переход с Е5 до Е10, не такой уж значительный. Спирты в составе были и в прошлом году, а это качественно меняет воспламенение.
По поводу моторов.
Главная интрига - сделают ли Феррари хороший мотор для борьбы за победы - разрешена, сделали. Сейчас можно сказать.
РБ тоже похоже еще сделали шаг вперед по мотору.
Мерседес. Понятно, что к ним за РБ подтянулись и Рено и особенно Феррари. Клиентам Мерседес ожидаемо пришлось бы сложнее, это не у Феррари под баном 3-е место в КК выигрывать. Макларен то в прошлом году Феррари проиграл, а не должен был. В общем, с клиентскими моторами Мерседесу надо уже что-то делать, хотя клиентам это не поможет. В главной команде хорошая база по мотору точно была. В общем, меня терзают смутные сомнения по поводу, осталось ли преимущество у моторов Мерседес, особенно у клиентских.