Оказывается, скандальный финал «Ф-1» с титулом Ферстаппена провели по советам «Ред Булл». Родина Хэмилтона полыхает от видео с радиопереговорами
Британским гонщикам приходится успокаивать фанатов.
Киношный финал сезона-2021 потряс «Формулу-1»: люди до сих пор обсуждают, как Макс Ферстаппен вырвал титул у Льюиса Хэмилтона на последнем круге Гран-при Абу-Даби. И не меньше всех волнует спорное решение гоночного директора Майкла Маси – он пустил в один круг с лидером только застрявших между Максом и Льюисом и тут же отозвал машину безопасности ради боевого финиша.
Действия Маси взбесили «Мерседес»: крики Тото Вольффа «нет, Майки, нет» уже превратились в мем, команда после финиша пошла к судьям и устроила многочасовой спор, а после поражения три дня грозила апелляцией. Недовольство утихло лишь с обещанием расследования от Международной автомобильной федерации – результаты ждут 18 марта (в день первой практики Гран-при Бахрейна).
Пристально изучают финал и фанаты с журналистами. Они откопали радиопереговоры спортивного директора «Ред Булл» Джонатана Уитли с Майклом Маси – оказалось, гоночный директор поступил практически по просьбе команды Ферстаппена:
ДУ: Эти круговые – не нужно ждать, пока они проедут круг и догонят пелотон. Нужно просто выпустить их, и тогда мы погоняемся.
ММ: Понял.
Кстати, нечто схожее говорил Майклу по радио и босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер: «Почему бы нам не убрать этих круговых с пути? Нужен всего лишь один круг».
А после и прозвучал известный ответ на недовольство Вольффа: «Тото, это называется гонки, лады?»
Несогласные посчитали переговоры Джонатана и Маси новым доказательством судейства в пользу «Ред Булл». Вот только «новым» его трудно назвать: в сети запись появилась через четыре дня после Гран-при – в официальном издании расширенных хайлайтов. Да и ФИА подтвердила, что уже давно знала о разговоре и расследовала его – надавить им на комиссию не получилось бы.
А вот устроить шумиху в интернете удалось: в соцсетях появилась волна постов об этих радиопереговорах с хэштегом #F1xed (название серии «Ф-1» обыгрывается в слове fixed – «подстроено») с десятками тысяч лайков и ретвитов – прежде всего, конечно, на родине Хэмилтона.
Не прошли мимо бывшие гонщики из Великобритании – и их оценка этой записи оказалась более сдержанной. К примеру, комментатор Sky Sports Мартин Брандл не посчитал ее чем-то серьезным:
«Это не новая запись, и нужно понимать: она не означает, что Майклу Маси сообщают то, чего он не знал. Давайте не будем предполагать, будто Маси не понимал, что он может и не может делать с круговыми. Конечно, неприятно это слушать, и многие недовольны – болельщики Хэмилтона, болельщики «Мерседеса».
Недопустимо, чтобы команды указывали рефери, когда он принимает важнейшие решения, когда на трассе болид, маршалы и эвакуаторы. Он [Маси] пытался справиться с ситуацией, а его лоббировали слева, справа и спереди. В футболе или регби такие действия восприняли бы как абсолютно недопустимые. Для «Формулы-1» это неприглядная картина, хотя я не думаю, что аудио что-то меняет».
Чемпион мира 1996 года Дэймон Хилл тоже посчитал запись не такой уж и особенной. В беседе с одним из пользователей твиттера он написал:
«Это не новая запись. Тем не менее слушать ее некомфортно, как и после гонки. Никому (кроме «Ред Булл») такое не нравится. Вопрос в том, что теперь делать?
Я считаю, перед Хэмилтоном и всеми фанатами «Ф-1» нужно извиниться. Но это не повлияет на результат чемпионата 2021 года – вот о чем я говорю. Увольнение Маси не поменяет исход. Может, для Хэмилтона даже лучше, чтобы он остался. Маси – его должник!»
Сам Джонатан Уитли в подкасте TJTS пожалел о попадании любых переговоров с гоночным директором в эфир – ведь именно из-за них и случился скандал:
«Мне кажется, это была ошибка [транслировать переговоры команд с Маси]. В свое время мы поддержали Майкла (он стал гоночным директором после внезапной смерти Чарли Уайтинга в 2019 году – Sports.ru), Майкл помог нам. Мы работали вместе. Но все рушится, когда это начинают транслировать. Были ситуации, что меня раздражали и я говорил то, что не следовало. Но я не медийное лицо. Это более занудный уровень понимания правил. Не думаю, что это [показ переговоров команд и гоночного директора] всем пошло на пользу».
В любом случае ФИА уже полностью прояснила ситуацию по финалу: если бы «Мерседес» выиграл апелляцию, результат Гран-при Абу-Даби аннулировали бы и Макс Ферстаппен остался бы чемпионом из-за преимущества по личным победам перед стартом. В остальном расследование все еще продолжается, и переговоры с Уитли точно еще изучат вместе со спорными случаями на других этапах.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Hasan Bratic
По мне, итогом расследования должно быть только одно: категорический запрет на возможность обращения представителей команд непосредственно к директору гонки.
(Да заминуссует меня рука ботов)
Правда в том, что если бы не Маси, то Хэмильтон не то чтобы потерял титул на последнем круге, он бы потерял шансы за несколько гонок до конца.
(МИНУСЫ, МИНУСЫ, МИНУСЫ)
Не додумывай того, чего нет, тем более тут можно вывернуть все в сторону, что была ДОГОВОРЕННОСТЬ ещё до гонки не завершать гонку под машиной безопасности. С этим он и помог КОМАНДАМ.
Вот зачем тянули с пропуском машин-это загадка, скорее это рук дело Мерседес.
Все справедливо произошло.