Первый русский в «Ф-1» – теперь в главной комиссии мира для гонщиков. Она влияет на правила попадания в Гран-при и требования к машинам
Рупор пилотов.
Виталий Петров вышел на старт Гран-при Бахрейна 14 марта 2010-го – и попал в историю как первый русский в «Формуле-1». С тех пор прошло 12 лет – гонщик из Выборга провел на вершине автоспорта 57 Гран-при, установил 1 быстрейший круг, однажды поднялся на подиум, лишил Алонсо титула и отсрочил банкротство беднейшей команды пелотона благодаря дополнительным призовым. Временами Петров был очень хорош, и возможно, его сильно недооценили.
После ухода из «Ф-1» Виталий провел сезон в заводском «Мерседесе» в немецкой ДТМ, перешел в программу «СМП Рейсинг» и в гонки на выносливость, дважды приезжал третьим в Ле-Мане, вошел в тренерский штаб питерцев и даже менторил слушателя Академии «Феррари» Роберта Шварцмана.
С 2019-го Петров практически не гонялся на высоком уровне – и теперь ему не терпится вернуться.
«Я всегда говорил, что мне интересно пробовать новое. Предложите мне сегодня протестировать новую машину «Формулы-2» — я бы поехал, дали бы раллийный автомобиль — прокатился бы, так что и в дрифте я бы с удовольствием проехал. Да я бы везде поехал! Даже если «КАМАЗ-мастер» позовет на «Дакар». Для меня, думаю, нет такого варианта в гонках или такой машины, где мне бы предложили проехать, а я бы ответил: «Мне неинтересно!» – рассказал Петров в недавнем интервью «Чемпионату».
А пока Виталий ждет предложений, он решил заняться и общественно полезной волонтерской деятельностью – его избрали в Комиссию пилотов Международной автомобильной федерации. Там первый русский в «Ф-1» наравне с бывшим гонщиком «ХРТ» и «Лотуса» (ныне эксперт Sky Sports F1) Каруном Чандоком и победителем одного заезда «Индикара» в далеком 2002-м Фелипе Джиаффоне представит гонщиков на открытых колесах.
Боссом Петрова выбрали вице-чемпиона 2008 года Фелипе Массу, а заместителем бразильца стал чемпион мира по ралли Петтер Сольберг.
Что за комиссия? Кто там работал раньше?
Ее учредили в 2013-м для представления интересов пилотов – и на момент создания ее возглавил двукратный чемпион «Формулы-1» Эмерсон Фиттипальди, вице-президентом стал Себастьян Леб, а в состав вошли чемпион Найджел Мэнселл, Карун Чандок и Мария де Вильота (пострадавшая в инциденте на тестах «Маруси» и впоследствии скончавшаяся от травм).
За 9 лет работы в Комиссии поработали еще и мощные раллисты вроде Карлоса Сайнса-старшего и Нассера Аль-Аттии (главные гонщики «Дакара» последних лет), а до Массы ее возглавлял девятикратный победитель «24 часов Ле-Мана» Том Кристенсен. Однако на недавних выборах президента ФИА датчанин поддержал оппонента нынешнего нового босса мировых автогонок Мохаммеда Бен Сулайема – и предсказуемо лишился должности.
Петров сможет на что-то влиять?
«Чем занимается комиссия пилотов? Они могут сказать, что обеспокоены безопасностью современных автомобилей и хотят что-то поменять, – рассказал нам главную суть новой работы Петрова коллега Виталия из комиссии по гонкам класса GT Георгий Андреев. – К примеру, если в машину тяжело садиться, потому что дверные проемы маленькие, и так далее.
Комиссия пилотов несет мнение спортсменов к организаторам, технарям и остальным людям в ФИА. В этом – ее первая задача: быть рупором».
Примеры влияния на регламент и общее видение гонок за последние годы вполне есть – Комиссия пилотов потребовала ужесточения соблюдения пределов трассы во всех сериях после взрыва покрышки на болиде Себастьяна Феттеля на Гран-при Бельгии 2015-го после систематических заездов на поребрик. Участившиеся предупреждения и штрафы за срезки – во многом и их заслуга.
Также именно Комиссия пилотов продвигала идею ужесточения требований к крэш-тестам в «Ф-1» – и в переносе разработок на молодежные серии. В итоге теперь даже кокпиты «Формулы-4» выдерживают удар, эквивалентный нагрузке в 20 тонн – примерно вот так:
Все крэш-тесты «Ф-1»: их 10 – и без любого машину не допустят к сезону
А еще в 2015-м – то есть сразу после дебюта 17-летнего Макса Ферстаппена в Гран-при – Комиссия пилотов вынесла на общее обсуждение вопрос подготовки и продвижения гонщиков из картинга и других молодежных серий: якобы юноши часто попадали в серьезные аварии из-за нехватки технической подготовки и осознания ответственности.
Комиссия предложила создать обязательный курс обучения мерам безопасности и ввести специальный экзамен по нему – и подтолкнула ФИА к радикальному пересмотру всей системы выдачи суперлицензий для участия в «Ф-1» и сериях попроще. Теперь в Гран-при, например, не попадешь без накопленных в юниорских чемпионатах 40 баллов, до совершеннолетия и без прав на вождение обычных машин, да и специальный экзамен на знание регламента тоже спросят – как и для допуска в серии попроще.
То есть именно Комиссию пилотов можно назвать ответственной за «реформу Ферстаппена», закрывшую дорогу в «Ф-1» слишком юным талантам и не самым быстрым рентачам.
Есть еще и «церемониальная» функция – именно по голосованию среди членов Комиссии выбирают «Новичка года» по версии ФИА. Приз вручают на ФИА Гала – например, в 2021-м им стал чемпион «Ф-2» Оскар Пиастри, а в 2014-м первым получателем приза оказался Даниил Квят.
И, похоже, дальше Комиссия пилотов займется работой примерно в том же направлении.
«Сделать предстоит очень много, нет сомнений, – подтвердил Фелипе Масса в речи после избрания. – Надо продолжать улучшать аспекты, связанные с работой гонщиков, заниматься гоночными лицензиями и подходами к начислению баллов [для лицензий], а также постоянно повышать стандарты безопасности.
Требует внимания и вопрос возраста гонщиков, в котором они начинают выступать в юниорских категориях. Не перестану заниматься картингом».
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Charles Coates; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com; instagram.com/vitalypetrov