Тяжелое межсезонье в «Ф-1»: у «Феррари» сорвались тесты, «Ред Булл» и «Мерс» провалили проверки, «Альпин» некрасиво порвала с Простом
И Хэмилтон все молчит.
«Формула-1» переживает тяжкое межсезонье: после небывало позднего конца сезона команды в экспресс-режиме готовят болиды к презентациям и первым тестам (запланированы на 23 февраля). Задача не такая уж тривиальная – ведь регламент радикально поменяли (к примеру, главный инженер «Ред Булл» назвал новый «самым революционным за 40 лет), и каждый узел болида нужно спроектировать, создать, оттестировать и интегрировать заново.
Параллельно с техническими изменениями ужесточается еще и потолок бюджетов (теперь $140 млн на сезон – без возможных исключений под спринтерские гонки). Командам приходится заниматься реструктуризацией «на лету» – и, кажется, январь выдался тяжелым вообще всех.
Нет, правда: в каждой крупной и крайне амбициозной большой и заводской организации – проблемы: они, может, и не тянут на причину провала будущего сезона, но в целом создают негативную нервозную внутреннюю атмосферу. И она уже может испортить как минимум старт нового чемпионата.
Смотрите, как не задался январь у топов «Ф-1» : здесь и нелады с прочтением правил, и провал обязательных крэш-тестов, и «Игра престолов» в руководстве – классическая «Формула-1».
У «Феррари» сорвались частные тесты – плохо прочли регламент и наткнулись на запрос «Ред Булл»
25 января итальянская команда собиралась первой торжественно вернуться на трек с частной тестовой сессией во Фьорано для Карлоса Сайнса, Шарля Леклера и резервиста из России Роберта Шварцмана. Покататься четыре дня по собственному автодрому во Фьорано, привести пилотов и инженеров в тонус и показать соперникам, как в Маранелло увлечены идеей возвращения в топ «Ф-1» – цели считывались и без инсайдов.
Но кто-то среди менеджеров явно невнимательно читал регламент: изначально на тестах планировали использовать прошлогодний болид SF21, но, как выяснилось, разрешающие поправки в правила пока не утверждены Комиссией чемпионата и Всемирным советом ФИА. Их планировали собирать только в феврале и марте – а до того момента гонять на болиде предыдущего сезона все еще нелегально. И «Феррари» узнала об этом буквально в день старта первого тестового дня – пришлось срочно пересматривать программу: сокращать на день и вести во Фьорано SF71H 2018 года. Обретение тонуса официально состоялось.
Причем сорванные тесты Скудерии вполне можно считать первым актом психо-бюрократической битвы нового сезона: по инсайду итальянского издания FUno Analisi Tecnica (специализируется на малейших известиях из Маранелло), пробел в понимании регламента вскрылся после запроса на уточнение от «Ред Булл». Источник предположил, будто интерес команды Ферстаппена связан с опасением «получения преимущества от тестов подходящего для 2022-го оборудования» (ведь формально моторный регламент не поменялся – только добавилось требование по использованию 10 процентов этанола в топливной смеси).
Тогда планы «Феррари» и правда ждет коррекция – и на тесты в Барселону итальянцы приедут чуть менее готовыми. Да и общая эмоция «провала на первом же шаге» точно останется с ними хотя бы на пару месяцев – пока не появятся первые сравнения скоростей новых болидов. В остальном же да, Скудерия не меняется.
«Ред Булл» провалил крэш-тесты, тянет с датой презентации из-за спонсоров и уперся в потолок по зарплате Ферстаппена
Почему же команда с действующим чемпионом в составе так внимательно следит за возможным всплытием «Феррари» из середняков? Просто, кажется, в Милтон-Кейнсе – тоже проблемы, по инсайду итальянского Motorsport, дату презентации болида все никак не могут объявить из-за неудачи на крэш-тестах.
Тем временем сроки уже поджимают: пора демонстраций открывается уже 10 февраля (день «Астон Мартин»), а 11 февраля машину планирует показать «Макларен». Помимо «Ред Булл», без даты остаются только аутсайдеры – «Уильямс», «Хаас» и «Альфа Ромео». Причем двое первых обычно презентуются уже на тестах.
Тем не менее, по сообщению нидерландского RacingNews365 со ссылкой на источник внутри команды, «Ред Булл» не переживает по поводу провала первого теста. А отсутствие точной даты презентации новой машины связано с другой проблемой – согласованием спонсорских графиков (в общем-то, тоже неприятная ситуация для чемпионской команды).
Добавляет нервозности и откровение советника гоночной программы «Ред Булл» Гельмута Марко – оказывается, вся организация вошла в цикл продления контрактов на пять лет «для обеспечения стабильности». Следовательно, каждого ключевого сотрудника ждут переговоры и торг – и с учетом потолка расходов торг вряд ли приятный.
Переговоры ждут и Макса Ферстаппена – причем вряд ли «Ред Булл» удастся сильно повысить ему гонорар даже после титула.
«Мы поговорим с Максом о контракте в ближайшие несколько недель, – рассказал Марко австрийскому изданию Autorevue. – С ним мы уже близки к «потолку». В какой-то момент мы не сможем увеличивать ему зарплату».
Все ли останутся довольными после масштабного выкупа инженеров с рынка в новое моторное подразделение (без потолка расходов) и перед важным годом защиты чемпионской «единички»? Сложный вопрос – механики как раз негодуют из-за перегруза, а пару лет назад в «Макларене» недовольные работники грозили забастовкой. «Ред Булл» переживает очень опасный момент.
«Игра престолов» в «Альпин»: новый босс порвал с легендарным Простом и выгнал сильного исполнительного директора
Ален Прост – настоящая глыба французского автоспорта: кроме четырех чемпионских титулов «Формулы-1» именно с ним программа «Рено» в первый приход в Гран-при по-настоящему зарубилась за победы и Кубки конструкторов. Более того, после завершения активной карьеры Профессор поддался на уговоры президента страны и запустил собственную команду – в итоге мучился несколько лет без обещанной поддержки с бюджетом в $40-50 млн (топы за время существования «Проста» разогнались со схожих цифр до 100-120 млн).
В «Рено» Ален вернулся еще в 2012-м как международный амбассадор и советник гоночной программы – помогал с командой «Формулы Е», а в 2019-м даже получил должность неисполнительного шефа спортивных программ компании. Он пережил хаотичную эру Сириля Абитебуля, ребрендинг в «Альпин» и двоих боссов команд «Ф-1» – но через год после назначения Лорана Росси с ним расстались крайне некрасиво. Формально Прост ушел сам, но по сути его просто выставили – через слив в Autosport без официального заявления команды.
«Я очень разочарован тем, как об этом было объявлено. У нас была договоренность о том, что мы сделаем объявление вместе с «Альпин»! Извините, но это просто неуважительно! – написал Ален в инстаграме. – Я сам отклонил предложение подписать контракт с «Альпин» на 2022-й год, сделанное мне на Гран-при Абу-Даби – по личным причинам и считаю, что принял правильное решение».
«Лоран Росси хочет быть один – он не хочет, чтобы его хоть кто-то оттенял, – уточнил после Ален в интервью L’Equipe. – Он сказал мне, что больше не нуждается в советах. Он очень хочет отодвинуть других людей от принятия решений. Лоран Росси хочет забрать все внимание себе.
Вообще сезон-2021 сложился для меня непросто – из команды уходили многие люди, которые давно в ней работали. Я согласен, в «Формуле-1» нельзя постоянно делать одно и то же. Иногда нужно меняться – и именно это и происходило с командой по ходу прошлого сезона. Но для меня это становилось слишком трудным.
Я больше не участвовал в принятии решений. Иногда я не разделял некоторые взгляды и решения, но официально должен был соглашаться. Даже будучи членом совета директоров, иногда я узнавал о некоторых решениях в самый последний момент. Да, меня могли бы не послушать, но нужно хотя бы вовремя предупреждать о таких вещах. Это вопрос уважения. Так что отношения становились все более сложными. Я ощущал в атмосфере чувство зависти. А мне не нравятся, когда отношения становятся такими, когда к людям начинают относиться неуважительно.
Когда босс команды даже не здоровается с тобой, когда ты приезжаешь на трассу, значит что-то пошло не так. Значит, люди просто перестали уважать друг друга. А в такой атмосфере работать ничего не будет».
Думаете, Прост преувеличивает? Вообще нет: сразу после нового года «Альпин» простилась и с исполнительным директором Марцином Будковским – бывшим шефом технического департамента ФИА. Его перехватили в конце 2017-го, боссы конкурентов протестовали в попытке заблокировать трансфер, но французы в итоге победили – и именно с именем Марцина связывают прогресс команды в последние годы.
Сам Лоран пришел в «Альпин» только в прошлом году – после работы в команде MotoGP (до этого с 2000-го по 2009-й работал в концерне «Рено» в отделе ДВС, а затем в 2018-м год служил вице-президентом группы по бизнесу и стратегии).
Однако после зачистки старого руководства в прессе тут же появились слухи о возможном возвращении скандального Флавио Бриаторе или перехвата у «Астон Мартин» бывшего шефа с техническим директором – в общем, невероятно сложная и непонятная «Игра престолов» в тот самый момент, когда, казалось бы, команда, наконец-то обрела устойчивость и поехала к цели.
«Астон Мартин» уволил босса и может потерять еще и технического директора
До красивого ребрендинга и перекраски в «британский гоночный зеленый» команда называлась «Рейсинг Пойнт» и «Форс-Индия» – и поражала мир «Формулы-1» невероятной эффективностью: с микробюджетом практически в предбанкротном состоянии билась за четвертое место Кубка конструкторов и възжала на подиумы.
Управляли ей тогда Отмар Сафнауэр (операционная часть) и Эндрю Грин (технический директор) – но времена меняются. Теперь у «Астон Мартин» активный и богатый инвестор Лоренс Стролл – канадский миллиардер и отец пилота Ланса: он сравнивает английский бренд с «Феррари», вкладывает только в строительство базы минимум $250 млн и… Прощается с Сафнауэром.
Зачем? Возможно, дело в его сменщике – опытном управленце из «Порше» и «БМВ» Майке Краке: он развивал программы баварского завода в «Формуле Е» и IMSA, работал в «Заубере» и даже пересекался там с Феттелем в 2006-м и 2007-м.
Также «Астон Мартин» нанял нового технического директора – утащил из «Ред Булл» главу отдела аэродинамики Дэна Фэллоуса. Что теперь будет с Энди Грином – не очень понятно: испанская Marca прочит ему переход в «Альпин» вместе с Сафнауэром.
А ведь еще совсем недавно главной силой и ценностью команды называли именно единство и «сохранение всех и каждого даже в период банкротства». Кажется, теперь от старой семейной атмосферы там мало что останется.
«Мерседес» тоже провалил крэш-тесты, а Хэмилтон по-прежнему молчит
Восьмикратные чемпионы еще в конце декабря красиво надавили на соперников внезапной публикацией видео с первым запуском мотора на новом болиде – а теперь итальянский Motorsport инсайдит о провале обязательных крэш-тестов.
«Мерседес» ответил в стиле «мы все давно омологировали», хотя в «Формуле-1» никто не запрещает поставлять на испытания сразу несколько вариантов шасси – с разной степенью «экстремальности» и смелости в конструктивных решениях. Более того, теория о «консервативной» машине косвенно сопоставляется с инсайдом Motorsport о подготовке «плана Б».
Правда, прессу и фанатов больше беспокоит совсем не ситуация с W13, а молчание Льюиса Хэмилтона: семикратный чемпион удалился из публичного поля и соцсетей больше месяца назад и до сих пор не вернулся в мир «Ф-1». Его заметили на отдыхе в Лос-Анджелесе, профильные медиа сообщили о вложениях в лондонский стартап по доставке еды Zapp, но в остальном №44 сохраняет молчание – и фанаты продолжают считать его досрочный уход возможным.
Но внутри «Формулы-1» все слишком спокойно.
«Если бы хоть что-то из этих слухов было правдой, сейчас бы все кипело и гремело, – объяснил Марко. – И в «Мерседес» бы выстроились очереди из гонщиков, желающих заменить Хэмилтона. Но ничего этого мы не видим. Никаких звонков, никаких даже слухов. Вообще ничего».
Но действует ли ситуация на нервы людям в «Мерседесе»? Если они в таком же неведении – то более чем. Презентация чемпионов назначена на 18 февраля – тогда и получим все ответы.
«Мерседес» и «Ред Булл» провалили крэш-тесты «Ф-1». Их 10 – и без любого машину не допустят к сезону
Фото: globallookpress.com/Federico Basile/Keystone Press Agency, Stephen Lock/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic, nordphoto GmbH / Bratic; Gettyimages.ru/Alex Pantling, Bryn Lennon, Kamran Jebreili – Pool
я понимаю единый стандарт болида, количество тестов равное, всякие экологические ограничения, но зачем ограничивать зарплату пилота или инженера и прочих сотрудников?
вот пол бюджета - это да, а все остальное - какие-то левацкие комплексы
Ф1 - спорт для богатых, это не бег, не футбол, которыми весь мир занимается
И да, решение по потолку самое лучшее эвер!👈💪