«Формула-1» запустила расследование финала сезона, но итог ждут только через два месяца. Скандал пытаются замять?
Разбираем главный гоночный вопрос зимы.
«Формула-1» официально на зимнем перерыве: гонщики курсируют между пляжами, тренажерными залами и заводскими симуляторами, инженеры усиленно готовят машины под революционный регламент, а Международная автомобильная федерация ФИА вместе с журналистами и экспертами продолжает отбиваться от скандального финала сезона. Нет, титул чемпиона мира у Макса Ферстаппена уже точно не отнимут, однако масштабное расследование действий гоночного директора Майкла Маси потенциально способно привести к внутренней перестройке управления «Формулой-1».
Что мы знаем о расследовании прямо сейчас? Формально Гран-при Абу-Даби закончился 12 декабря, призы раздали 16-го, но первые следственные действия запустились 10 января – с формирования команды во главе с генеральным секретарем ФИА по автоспорту Питером Байером. Она планирует опросить все стороны: гоночного директора, стюардов, пилотов и представителей команд. Президент ФИА Мохаммед Бен Сулайем взял процесс под личный контроль и обещал «тщательный, объективный и прозрачный» разбор скандала.
Объявлена и дата вынесения финальных решений по результатам расследования – 18 марта на Международном спортивном совете федерации. В день первой практики первого Гран-при нового сезона – первые тесты, например, пройдут 23-25 февраля.
Если вы вдруг за месяц забыли причину скандала, то речь идет о непоследовательных решениях на последних кругах Гран-при Абу-Даби, после которых Льюис Хэмилтон на изношенных шинах проиграл Максу Ферстаппену на свежих схватку за титул. Тогда из-за внезапной аварии Николаса Латифи на последних кругах дирекция выпустила автомобиль безопасности, а затем из-за череды спорных действий и вызвала массовую истерику и большой скандал.
Между претендентами за титул Ферстаппеном и Хэмилтоном (на тот момент лидировавшим) остались пять круговых, другие отставшие были позади гонщика «Ред Булл». Дирекция сначала не разрешила отставшим вернуться в один круг с лидером, а потом дала такую возможность – но только пяти болидам между №33 и №44.
«Мерседес» сразу после финиша подал два протеста, проиграл их и грозил апелляцией, гоночного директора Майкла Маси обвиняли в превышении полномочий и странных колебаниях, нюансов в регламенте просто море – мы их тщательно разбирали вот здесь.
Оставить ситуацию без реакции оказалось просто невозможно из-за жесткой оппозиции «Мерседеса» – и ФИА перед награждением 16 декабря анонсировала разбор скандала для устранения «тени на имидже чемпионата». Причем бывший президент федерации Жан Тодт даже подчеркнул рассмотрение процессов принятия решений по ходу всего сезона, а не только на последней гонке.
Однако хоть какие-то новости появились лишь через месяц – да и то без предметной конкретики, потому и возникло несколько крайне животрепещущих вопросов.
Почему так долго? ФИА пытается замять скандал?
Возможно, со стороны все выглядит именно так, но на самом деле затяжка – просто результат совпадения нескольких обстоятельств. При формировании календаря в начале сезона никто не представлял, будто в конце взорвется настолько огромная бомба – потому расписание изначально сделали весьма тесным: 12 декабря – финиш, 16 декабря – награждение ФИА Гала, а 17 декабря у Тодта истекали полномочия и федерация выбирала нового президента. Потому на апелляции и разбирательства у команд оставался по сути лишь один вечер (по регламенту чемпионат нужно юридически закрыть за несколько дней до награждения), а последующие процессы задержала передача власти.
Ведь новый босс мирового автоспорта Мохаммед Бен Сулайем, конечно, официально вступил в должность к вечеру 17-го, но просто представьте, реально ли вникнуть во все нюансы за несколько дней? К тому же, важен бэкграунд работы организации: часть «формульных» чиновников ушла в отпуска (все-таки межсезонье и преддверие Рождества), а часть погрузилась в крэш-тесты и омологацию новых болидов.
К тому же, именно на первые дни правления Бен Сулайема выпало еще одно грандиозное и фундаментальное событие: запуск нового Чемпионата мира по ралли-рейдам, который открывал «Дакар» – впервые в истории. Теперь ФИА готовила новый регламент и технические директивы (уточнения публиковались вплоть до старта первых проверок 25-26 декабря), оформляла участников и вообще перенесла весь фокус внимания именно на Саудовскую Аравию: все-таки старт марафона – уже 1-го (с пролога), и дальше гонка аж до 14-го. «Дакар», к слову, подкинул пару сюрпризов: от подозрения в террористической угрозе до множества нюансов возможного читерства в пустынных гонках. В общем, в конце декабря и первой неделе января первые лица федерации завалило работой и без «Ф-1».
Ровно поэтому процесс и запустили только 10 января (когда ситуация на «Дакаре» подуспокоилась), а первые инсайды появились 12-го.
Да и сам Бен Сулайем еще на пресс-конференции сразу после избрания не декларировал желания вынести экспресс-решение железной рукой.
«К чему спешить? Сначала нужно внимательно во всем разобраться. У меня запланированы встречи с сотрудниками, мы рассмотрим, какие возможны улучшения. Я точно не намерен спешить с выводами без обсуждения со своей командой», – предупреждал новый босс ФИА.
Все же хотят именно справедливости, а не скорой расправы над стрелочниками, не так ли?
Хэмилтон уходит из-за затяжки расследования?
Месяц относительного молчания ФИА наложился и на месяц молчания Льюиса Хэмилтона – лишь его брат Николас на стримах в твитче инсайдил об отходе от соцсетей, приятном отпуске в США и отсутствии скандальных новостей.
Тем не менее, нехватка самого семикратного чемпиона в публичном поле продолжает порождать слухи о возможном досрочном завершении карьеры – и их даже косвенно подогревает шеф «Мерседеса» Тото Вольфф.
«Я очень надеюсь, что мы снова увидим Льюиса. Он самая важная часть нашего спорта. Если лучший гонщик «Ф-1» решит закончить карьеру из-за возмутительных судейских решений, это станет позором для всей «Формулы-1». – заявил в последнем январском интервью акционер и босс восьмикратных чемпионов.
Звучит грозно, но вряд ли обоснованно – скорее «Мерседес» пытается воспользоваться молчанием семикратного чемпиона и политически надавить на ФИА. Ведь отход Льюиса от общения в соцсетях вообще-то не является необычным для межсезонья – он так уже делал несколько раз только за последние 3-4 года.
С логической точки зрения внезапный уход Льюиса тоже можно не ждать: ведь тогда «Мерседесу» уже сейчас потребовался бы новый пилот-флагман, и паддок взбрулил бы от слухов и инсайдов о возможных заменах – в 2022-м такую бомбу не утаишь.
Внезапное завершение карьеры после оглашения потенциально неприемлемых для Хэмилтона итогов за пару дней до первого Гран-при тоже вряд ли можно рассматривать: тогда №44 просто уничтожит деловую репутацию. Да и сам «Мерседес» вряд ли такое стерпит и затаскает бывшего лидера по судам с требованиями компенсации: все-таки у Льюиса подписан контракт еще на два сезона.
Да, восьмикратные чемпионы уже проходили подобное в конце 2016-го после внезапного завершения карьеры Нико Росберга, но та ситуация серьезно отличалась с юридической точки зрения: №6 предупредил команду до формального вступления в силу нового контракта (начало срока действия – в 2017-м) и потому не нарушил его. Хэмилтон уже пропустил окно для такого же трюка.
Как будет проходить расследование? Когда – первые результаты? Льюиса выслушают?
19 января Байер провел слушания со Спортивным комитетом ФИА в присутствии спортивных директоров всех команд «Формулы-1» – для обсуждения использования автомобиля безопасности. На ней предполагается разбор действий Майкла Маси и сопоставление их с регламентом – для исключения любого недопонимания.
В последующие дни Байеру предписано провести «открытое обсуждение со всеми пилотами» – включая, конечно же, Хэмилтона. Темой дискуссии станет не только финал Гран-при Абу-Даби, но и последовательность судейства по всему сезону.
Затем Байер составит анализ ситуации и мнения гонщиков с командами и представит доклад Комиссии «Ф-1» в феврале – на встрече шефов организаций с Бен Сулайемом и президентом чемпионата Стефано Доменикали. Также новый босс ФИА попросил расследователя выдвинуть «предложения по обзору и оптимизации управления «Формулой-1» по линии ФИА для внедрения с сезона-2022».
Так что, возможно, ждать середины марта и не придется: первые подробности и выводы появятся еще до тестов. А может, и нет – во время Тодта федерация прославилась как максимально закрытая структура, и новому президенту пока только предстоит все поменять (если он захочет, конечно).
Имена двух ключевых чиновников уже пропали из списка «ответственных за формульные серии» с сайта ФИА – их уволят?
Помимо подробностей плана расследования, публичное внимание привлекла и новая структура администрирования на сайте ФИА: ранее за «формульные серии» в ФИА отвечали гоночный директор «Ф-1» Майкл Маси (спортивные вопросы) и Николас Томбасис (технические вопросы). В новой версии оба специалиста отсутствуют – их место на схеме занял Байер. Совпадение в тайминге с вопросами расследования вызвало предположения, будто двух важнейших чиновников теперь уволят.
Однако факты не обязательно говорят о конце карьер Маси и Томбасиса в ФИА. Во-первых, Бен Сулайем еще в начале предвыборной программы обещал масштабные реформы в федерации – и перетасовка вертикали потому выглядит закономерно.
Более того, нынешние перестановки с учетом расследования полностью логичны: ведь их сменил ответственный за изучение ситуации Байер. Выходит, как минимум временная смена подотчетности исправляет ситуацию стиля «Маси инспектирует сам себя» – ее все и критиковали сразу после анонса детального расследования.
Во-вторых, речь идет всего лишь о списке на сайте, опубликованном еще до старта главных слушаний – имена туда можно вернуть так же быстро, как и убрать. Вряд ли стоит искать здесь туманные инсайды-намеки.
А вот цитаты новых людей в ФИА из команды Бен Сулайема уже вполне могут намекать на будущее функционеров. И вице-президент Мохаммеда по автоспорту в Южной Америке Фабиана Экклстоун – по совместительству супруга бывшего супремо «Ф-1» Берни, да, – сказала Daily Mail, что она «не видит причин, по которым Майкл должен покинуть свой пост», ведь «он сделал максимум возможного».
Возможно, реформы ждут всю структуру судейства и контроля за гонками, а не ритуальное закалывание одного-двух козлов отпущения.
Фото: globallookpress.com/Panoramic, Xavi Bonilla, HOCH ZWEI
- Льюиса не оштрафовали за блокировку Мазепина в практике Абу-Даби (а это, на минуточку, было бы третье предупреждение в лицензию, и штраф 10 позиций на решетке)
- Льюиса не оштрафовали за торпедирование Ферстаппена в Саудовской Аравии, а, напротив, свалили вину на гонщика Ред Булл, закрыв глаза, что Сэр откровенно прое…лся и не смог объехать на свободной трассе машину, которая его пропускает. Прямо как в Канаде 2008, только там Льюис светофор проморгал, и снес крыло Райконнену и вроде Росбергу)
И это только на первую вскрышку) Так что, требовать менять отношение только к Максу, я считаю не совсем справедливо) Давайте тогда уж и к Хэмилтону его менять)
так что не надо переписывать фейковые заголовки английских СМИ-
никакого скандала уже не будет а будет работа над ошибками прошлого сезона
Анализ и выработка предложений на будущее.
А в целом, Макс победил по делу в сезоне. Поэтому эту ситуацию лучше отпустить из медиа и разбирать ошибки на будущее "в тишине".