На «Дакаре» – максимально скандальный лидер: его обвиняют в читерстве с навигацией и поймали на отключении контроля над мощностью машины
А ведь он – легенда и трехкратный чемпион.
Пока «КАМАЗ» в очередной раз рвет «Дакар» и забивает все подиумные места, в классе внедорожников разворачивается свое доминирование – после трех спецучастков лидирует Нассер Аль-Аттия с преимуществом в 37 минут над девятикратным чемпионом мира по классическому ралли Себастьяном Лебом. Другие фавориты отстали сильнее – Нани Рома проигрывает 80 минут, победитель рейда-2020 Карлос Сайнс уступает 140 минут, а действующий чемпион Стефан Петерансель – безумные 23 часа. Конечно, в нынешнем топ-10 еще есть сильные и стабильные раллисты – вроде русского Владимира Васильева, чемпиона 2009-го Жинеля де Виллерса или многократного победителя «Шелкового Пути» Язида Аль-Раджи – но обычно им всем не хватает стабильности. С учетом нынешнего отставания почти в час – на предыдущих рейдах ситуацию назвали бы уже решенной.
Однако больше отрыва Нассера удивляет только его скандальность: катарский раллист вляпался сразу в две неприятные истории после второго спецучастка. Перед стартом третьего зачетного отрезка экипажу Аль-Аттии выписали штраф в 5 тысяч евро и условную дисквалификацию за неподключенный регистратор данных – можно сказать, лидер легко отделался, ведь по новым правилам ФИА («Дакар» теперь подчиняется им как этап чемпионата мира) этот «черный ящик» должен был контролировать мощность машины, и отсутствии отчета из него участника должны были моментально снимать с гонки.
Судьи простили Нассера из-за признания команды – «Тойота» взяла вину на себя, объяснив инцидент забывчивостью механиков.
«Они забыли подключить разъем к батарее, – пояснил представитель автопроизводителя. – По соображениям безопасности мы каждую ночь все отключаем, и теперь я лично буду контролировать обратное подсоединение».
А ведь без «черного ящика» организаторы гонки потеряли возможность проверять использование турбонаддува на топовой «Тойоте» – хотя именно уравнивание мощностей стало важнейшим фактором битвы в классе внедорожников на новом «Дакаре».
Дело в правилах чемпионата мира и разделении категории на T1+ (полноприводные машины с массой 2000 кг и бензиновым мотором – как раз туда и попадает техника Нассера) и нового T1U (авто с двигателями с сокращенными выбросами – здесь дебютирует гибридная «Ауди»). Если раньше достаточно было просто ограничивать мощность мотора какой-то предельной цифрой лошадиных сил, то теперь все сложнее: немецкий прототип тяжелее на 200 кг и обладает лучшим крутящим моментом из-за трех электрических моторов из «Формулы Е» и продвинутым бензиновым движком – аналогом техники ДТМ. Выпускать их друг против друга без уточнений было бы нечестно – и ФИА выбрала уже опробованную в классе GTE на «Ле-Мане» и WEC систему «баланса мощностей».
Правда, требования по ограничениям сходу вызвали множество вопросов: ведь «Тойота» гонялась в предыдущие годы, а «Ауди» только дебютирует. В итоге после длительных стендовых испытаний сошлись на таком распределении «402 л.с. – для «Тойоты», 386 л.с. – для «Ауди».
И босс немецкой команды принялся жаловаться еще до старта рейда:
«У теперь Т1+ преимущество, ведь главное – это масса. Нам обещали систему, при которой мы сможем потреблять меньше энергии. Мы хотели, чтобы ФИА меняла «баланс мощностей» по ходу гонки, но они внесут поправки только к финишу. Для нас это проблема. Да, у нас больше тяга на первых метрах, но, очевидно, не это выигрывает «Дакар».
А теперь, выходит, вместо тщательного анализа разницы в темпах судьи вообще остались без данных с «Тойоты» – и в ответ лишь погрозили пальцем в стиле «больше так не делайте» ¯\_(ツ)_/¯ Вся логика «баланса мощностей» в самом деле вылетела в окно – ведь никто теперь не узнает, сколько же на самом деле лошадиных сил использовал Аль-Аттия.
С другой стороны, основной отрыв Нассер создал еще на предыдущем этапе – на 1В он уехал т других фаворитов (кроме Леба) минимум на полчаса. Скандал вышел даже шире: катарец чуть ли не единственным среди лидеров взял одну скрытую точку – остальные либо блуждали несколько часов (как Карлос Сайнс), либо взяли 15 минут штрафа за проезд мимо (либо уже ориентировались на следы тех, кто разрешил навигационную задачу).
«Сколько людей там потерялось? – негодовал после финиша Сайнс. – Или мы все тупые, или… Я проехал много «Дакаров», но сейчас очень огорчен».
«В навигации могут быть сложные задачи, но тогда формулировки должны быть безупречны, – высказался штурман Нани Ромы. – У нас отобрали специалистов по картам, запретили помощь. Но тогда роудбук должен быть на высшем уровне. А когда такое количество гонщиков заблудилось, тут явно что-то не так».
«Нассер Аль-Аттия не допустил в этом месте ошибки и вскоре нашел контрольную точку, – отрезал директор «Дакара» Давид Кастера. – Из фаворитов только Карлос потерял там по-настоящему много времени. В указаниях не было ошибок, просто многие не смогли их прочитать».
А боссов «Ауди» объяснение не удовлетворило – и они высказали подозрение в читерстве.
«Весело: лишь одна машина нашла верный путь. Мы думаем, у них была какая-то дополнительная информация. Иначе найти дорогу было бы невозможно», – заявил шеф команды Свен Квандт.
«Немного шокируют такие обвинения без доказательств, – ответил Кастера. – Мы серьезно усилили секретность маршрута. У штурмана Нассера не могло быть быть карты. По Квандту, у него могли быть данные GPS. Но для следования по треку GPS нужны телефон или другое навигационное устройство, а это сейчас запрещено».
Тогда же в ход пошла и реформа выдачи маршрутных карт: теперь штурманам не дают физические блокноты, а интегрируют в машины электронные устройства и загружают туда данные за 10-15 минут до старта. Фактически этого времени хватает только на беглое знакомство с предполагаемой дорогой – и помочь сориентироваться может только знание местности либо изучение вариантов буквально накануне.
Также навигационные скандалы вспыхивают практически на каждом рейде: всегда находился минимум один фаворит с ярым недовольством роубуком. По невероятному совпадению, он уже обычно и проигрывал – причем каждый год в роли пострадавшего оказывался кто-то новый.
Аль-Аттия – не обязательно читер: ведь он – один из величайших раллистов современности
Нассер Аль-Аттия – один из лучших гонщиков по пескам в истории, хотя, конечно, он может позволить себе платить за любые утечки, ведь глава его семьи – эмир Катара Тамим Аль-Тани, а состояние всего клана оценивается свыше 30 миллиардов долларов. Но Нассера трудно назвать рента-драйвером, побеждающим исключительно за счет техники экстра-класса: в рейдах такое просто не срабатывает, а регалии Аль-Аттии слишком красноречивы. За последние 15 лет он выиграл титулы во вторых дивизионах классических ралли PWRC и WRC-2, дважды забирал Кубок мира по ралли-рейдам, трижды приезжал первым на «Дакарах», трижды заканчивал рейд вторым и выиграл аж 39 этапа (до 2022-го)!
Особенно хорош лидер «Тойоты» именно в песках – его даже прозвали «Эмиром пустыни» за невероятные способности гнать по зыбучим пескам и почти не терять драгоценное время. Уровень хардкорности любого рейда измеряется в количестве застреваний Аль-Аттии в песках: если больше одного – этап официально считается сложным и практически непроходимым. Его имя уже стало синонимом песчаного вездехода.
И просто на всякий случай: Катар находится на том же полуострове, что и Саудовская Аравия, так что Нассер фактически гоняется у себя на заднем дворе – в максимально понятной и привычной почти домашней обстановке. Именно здесь Нассер собрал бесчисленное количество призов на ралли, бахах и однодневных рейдах (26 побед за последние 8 лет).
Но Аль-Аттию и раньше подозревали в читерстве с навигацией
Справедливости ради, катарец не впервые оказывается в центре скандала с маршрутами: сомнения в честной игре экипажа Нассера ходили и раньше: к примеру, на «Шелковом пути-2019» корреспондент Sports.ru не раз сталкивался со слухами и предположениями о странных схемах штурмана Аль-Аттии в подготовке роудбука перед этапом.
Но речь не обязательно шла о непременном использовании запрещенных схем: просто маршрутные книги традиционно выдавались вечером накануне старта нового спецучастка. Богатые заводские команды с огромным штатом вроде «Тойоты», «Мини-Купера», «Хонды» или даже «КАМАЗа» вполне могли позволить себе за ночь руками 5-7 человек проверить каждую метку составителей карты и проложить курс по картам, геолокации и спутниковым съемкам, пометив все опасности. И именно для борьбы с «мапперами» организаторы и перешли на электронные роудбуки, выдачу маршрута прямо перед стартом и отбор мобильников.
Тем не менее, начисто возможности для мошенничества ужесточение требований не прикрыло: просто теперь важные метки и повороты пути, кажется, сливаются через местных волонтеров или внутренних работников промоутерской компании. К примеру, на предыдущем «Дакаре» русский пилот Сергей Карякин поймал гоняющего на саудовские госденьги Салеха Аль-Салифа на помощи от «черных техничек» и предполагаемом «сливе» «треков из роудбуков».
«За ним ехал красный пикап «Форд» Raptor, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски. Многие другие [участники], которые видели его, тоже об этом говорят. Это незаконный сервис, за который, кстати, дисквалифицируют, – писал екатиренбуржец в инстаграме. – Но самое обидное даже не в этом, а в том, что у пикапа был трек, благодаря которому он знал, где должен был оказаться и оказать помощь. Это говорит о том, что треки все-таки сливают, и это очень обидно. Они пытаются сделать красивую историю, которая, к сожалению, уходит не туда, куда нужно».
Безусловно, один такой (недоказанный, кстати) случай не может однозначно указывать на читерство Аль-Аттии, но все-таки связей у команды Нассера на бивуаке намного больше, личное влияние и вовсе безгранично, как, должно быть, и желание выиграть, наконец, аравийский рейд – домашний для главных политических соперников Катара в регионе.
Тем более, что раньше «Эмира пустыни» все-таки ловили на срезке маршрута при битве за первое место – на менее престижном «Ралли Андалусии».
«В прошлом году он сделал похожее, и на этой гонке организаторы очень четко заявили: отклонение от дорожной книги и маршрута повлечет очень серьезное наказание. К сожалению, стюарды (ФИА) закрыли инцидент двухминутным штрафом» – посетовал прошлогодний победитель «Дакара» Карлос Сайнс.
Выходит, Нассер вполне способен выйти за рамки регламента ради победы. Именно поэтому слухи о предполагаемом читерстве одного из лучших раллистов планеты и появляются практически каждый год. Похоже, если катарца все-таки поймают – никто не удивится.
Фото: globallookpress.com/Eric Vargiolu, Flavien Duhamel, Panoramic
----------------------------
Надеюсь, ни саудиты, ни катарцы этого не прочитают...
Еще понравилось:
"Конечно, в нынешнем топ-10 еще есть сильные и стабильные раллисты – вроде русского Владимира Васильева, чемпиона 2009-го Жинеля де Виллерса или многократного победителя «Шелкового Пути» Язида Аль-Раджи – но обычно им всем не хватает стабильности."
Стабильным раллистам не хватает стабильности.
Вся эта история напоминает фильм "The Sting": "Я что, должен обвинить его в том, что он жульничает лучше меня?!" . Вот этим благородные доны и занимаются. Кстати, позволю себе вброс в стиле Спортса: Саинс - набожный католик из богатой, консервативной испанской семьи. Для него "все эти Нассеры" - как тряпка для быка. Ну и с той стороны, по сути, то же самое.
А победы Аль Атия (равно как и Саинс, и Петрансель) добывал в "заводских" командах с неограниченными бюджетами. Последним романтиком был, пожалуй, Жан-Луи Шлессер и, насколько я помню, после двух побед подряд, его банально задавили регламентом.
"У теперь Т1+ преимущество"
"на 1В он уехал т других"
И т.д.