Мосли всего за полгода исполнил школьную мечту, создав команду «Марч». Стюарт сел за руль и сходу взял поул и подиум
В прошлом году скончался Макс Мосли – экс-руководитель «ФИА» на протяжении двух десятилетий. При нем произошли значительные изменения в сфере безопасности. Был достигнут пик популярности «Формулы-1» в мире. Началась и закончилась Шумахер-мания.
Думаю, что это достаточно известная история. Обзор его карьеры в качестве пилота уже был в этом блоге. А что вы знаете о нем, как руководителе команды, которая просуществовала целых 20 лет.
Все началось на Гран-при Южной Африки 1970 года…
Зона старта / финиша на автодроме Кьялами представляла собой широкий участок на вершине холма. По освещенной солнцем возвышенности шли двое высоких молодых людей от немодного дальнего конца пит-лейна к первому ряду решетки.
Все взгляды были прикованы к ним. Кто-то даже завидовал. Эти двое знали это. Ведь их достижение было экстраординарным.
«Мы чувствовали ненависть к нам», - говорит Макс Мосли. «Люди подумали, что мы издеваемся над ними. Это было не так. Мы с Робином [Хердом] осознавали необходимость избегать высокомерия: гордыня предшествует падению. Но вы не были бы человеком, если бы не наслаждались моментом».
«Люди в Формуле-1 оптимисты, но мы знали, что это чудо, что мы вообще тут оказались».
Всего шесть месяцев назад появился первый болид под брендом «Марч» — это машина для «Формулы-3». Копия «Брэбема» / «Лотуса» для этой категории. За руль посадили молодого шведского пилота Ронни Петерсона. Дебют оказался успешным – третье место. И тут понеслась… Заголовки газет пестрили слухами о создании болида для «Формулы-1». Ходили слухи о применении всех современных технологий. Богатых спонсорах. Все ждали, кем же окажутся эти два счастливчика, которые сядут за руль такой техники.
Было бы слишком красиво, будь это правдой.
Команду «Марч» создали на вере, шумихе и очаровании. Первоначальные инвестиции в размере 2500 фунтов стерлингов были от Мосли, Алана Риза, Грэхама Коакера и Херда.
«В 29 лет вы делаете то, чего не сделали бы в старости», - говорит Мосли. «Ты не задумываешься о том, что может пойти не так. Ты настолько занят тем, чтобы все сложилось воедино, что все кажется естественным. То, что мы сделали за эти несколько месяцев, было невероятно, но в то время казалось, что так и должно быть».
«Я помню, как в 1969 году прочитал в одной из книг Дж. К. Гэлбрейта, что раньше богатством считалась земля, потом промышленность, а теперь это идеи и способности. Я объяснил Робину, что деньги придут, потому что у нас есть способности. В реальной жизни все оказалось не так просто, но это была искра: мы думали, что это произойдет».
Мосли и Херд познакомились, когда учились в Оксфорде. Еще больше сдружились, когда познакомились с Фрэнком Уильямсом в 1968 году. Риз и Херд знали друг друга еще со школы Монмут. Коакер же гонял вместе с Ризом в младших формулах. Когда они собрались в доме Херда в Таустере в мае 1969 года, то связали свои судьбы на несколько десятилетий.
Херд и Риз говорили о создании команды «Формулы-1» вокруг Йохена Риндта. Коакер, Риз и Херд рассматривали возможность выпуска нестандартных гоночных автомобилей. Херд был востребованным дизайнером, поэтому разбирался в обеих вещах. Риндт и его тогдашний теневой менеджер / советник Берни Экклстоун хотел заполучить его в собственную команду. Работодатель Херда Дакворт предложил использовать моторы «Косворт».
Самым убедительным из этих четверых был Мосли: «У Берни много денег. Кейт Дакворт, разработавший двигатель Cosworth DFV, был очень состоявшимся и очень успешным. У нас не было ничего. Но у Робина был очень ясный и блестящий ум. Интеллектуально уверенный в себе, он чувствовал, что сможет многого добиться в правильной обстановке. В нашей».
Херд присоединился к команде в августе. Сначала команда называлась Gremshek Racing, но от этого названия быстро отказались.
На старт первой гонки вышли пять болидов, подготовленных «Марч»
«Мы все хотели Йохена, поэтому тем летом я поехал в Женеву и изо всех сил старался убедить его поехать за нами», - говорит Мосли. «Я остался на ночь. Он был дружелюбен, но совершенно пренебрежительно относился к нам. Мечта школьника».
Затем мы арендовали помещение площадью 300 квадратных метров в промышленном районе Бистера. Первый члены команды, а именно Билл Стоун и Рэй Уорделл, спали в фургончике и готовили на походной плите. Так создавали болид «Формулы-3».
Вскоре их шасси захотели купить еще двое.
Затем к ним присоединился Крис Эймон, уставший выступать за «Феррари». Он стал единственным пилотом своей команды.
Никто не мог знать, к чему все это приведет.
Вскоре этот болид захотел себе звезда «Индикара» Марио Андретти.
«Порше», желая отомстить «Феррари», согласились спонсировать выступление Йо Зифферта в «Формуле-1» вместе с «Марч».
А затем за руль болида захотел сесть чемпион мира Джеки Стюарт.
Шотландец был вынужден покинуть свою любимую «Матру» из-за нового владельца «Крайслера», который отказывался ставить моторы «Форд», а его преданность Кену Тирреллу, «Косворт» и резине «Данлоп» помешала потенциальным сделкам с «Брэбем», BRM и «Макларен». Единственным "реалистичным" вариантом был «Марч».
В итоге заказов получилась очень много. Требовалось построить 10 монококов для «Формулы-1», машины для «Формулы-2» и «Формулы-3», а также пару спорткаров для Group 7 с большими двигателями. К счастью, казалось, что все возможно.
Все происходило лавинообразно. Уже к рождеству на фабрике трудилась дюжина специалистов: Боб Дэнс, Джон Томпсон, Роджер Силман, Питер Бриггс, Дэйв Симс, Джон Джентри, Найджел Страуд, Кит Лейтон, Пит Керр.
Всего за полгода были найдены спонсоры и созданы болиды «Формулы-1»
«Некоторые были знакомы с Аланом. Они ему доверяли», - говорит Мосли. «То же самое было и с Робином. Один или двое работали на меня. Очень молодые, они были привлечены чем-то совершенно другим. Правильной атмосферой».
Однако не все были рады успеху новой команды. Со стороны СМИ началась травля. Эра «кит-каров», машин, которые продаются в виде набора частей, которые покупатель может собрать в машину либо самостоятельно, либо полностью или частично поручить это третьему лицу, не наступила. Спонсор был неизвестен. Машина для «Формулы-3» вышла не самой удачной.
«Марч» выжил лишь благодаря кредиту.
«Та зима была прекрасной, потому что все платили», - говорит Мосли. «К тому же все наши поставщики считали нас чрезвычайно богатыми, и я не чувствовал, что это моя работа - говорить, что это неправда».
«Мы брали с Тирелла шесть тысяч фунтов за шасси, а с Уолтера Хейса, представляющего Форд, все девять тысяч. На самом деле, Уолтер понимал, что наши дела плохи».
Таким образом, на большой презентации в Сильверстоуне 6 февраля 1970 года присутствовало несколько неверующих людей. Среди них Джеки Стюарт, Кен Тирелл, Эймон, Энди Гранателли, Андретти, «Файрстоун», «Данлоп», Дакворт и Хейс.
«Это был ключевой момент», - говорит Мосли. «Вся Формула-1 собралась здесь. Никто не верил, что мы представим им болид. В лучшем случае макет. На самом деле у нас их было два. Оба были готовы к гонкам».
«Гранателли, приехавший вместе с Марио, стал полной неожиданностью для прессы. Необыкновенный день».
Еще одно шасси отправили в Африку для тестов перед первой гонкой 7 марта.
Мог ли Колин Чепмен провернуть нечто подобное? Возможно, при наличии ума. Но оставшаяся старая гвардия «Формулы-1» не стала бы и думать об этом - и, возможно, это разумно.
Эта команда опередила время, но все равно не смогла заручиться большой поддержкой спонсоров. Первый болид вышел скучным и очень тяжелым.
«Мы делали слишком много вещей, слишком много разных машин и, не имея огромных ресурсов, не могли развивать машину», - говорит Мосли.
Первый Гран-при в истории и сразу первый ряд стартового поля, а затем подиум
Проницательный Стюарт быстро смекнул, что больше тут делать нечего. К нему присоединилась команда «Тирелл» и Эймон.
И все же на Гран-при Южной Африки 1970 оба болида стояли на первом ряду стартового поля. Как вам такое? Стюарт на поуле, а Эймон второй. В гонке же Крису придётся сойти из-за технических проблем, а вот Джеки даже сможет финишировать третьим.
Вы не поверите, но три следующих гонки выиграла команда «Марч». Две с поул-позиции, но сказка быстро закончилась доминированием Риндта на «Лотусе».
Команда завершила сезон на третьей строчке в Кубке конструкторов. Аналогичный результат в 71-м.
Затем в 75-м гонку в Австрии смог выиграть Витторио Брамбилла, а в 76-м в Монце – Петерсон. На этом удача для «Марч» закончилась.
Тем не менее, это выглядело невероятно. «Я поймал взгляд Йохена на решетке [Риндт квалифицировался четвертым в Кьялами]», - говорит Мосли. «Я не хотел быть триумфатором, но между нами произошел обмен информацией».
Мечта школьника сбылась.