У мирового автоспорта новый босс – богатый араб-реформатор. Сменил бывшего шефа «Феррари» и Шумахера, обещает дешевые гонки
Победил заместителя бывшего президента.
Гоночный мир никогда не спит: на следующий день после официального закрытия сезона и раздачи трофеев на ФИА Гала состоялись выборы президента Международной автомобильной федерации. Событие эпохальное и многообещающее: у бывшего шефа мировых автогонок Жана Тодта – менеджера той самой «Феррари» Михаэля Шумахера, Кими Райкконена и Фелипе Массы – после 12 лет правления закончились полномочия и возможности баллотироваться на новый срок.
В битва за его место сошлись два реформатора: бывший раллист с Ближнего Востока Мохаммед Бен Сулайем (14-кратный чемпион региона, между прочим) и заместитель федерации Грэм Стокер. Оба предлагали революционные программы: представитель ОАЭ обещал дешевизну в гонках, а британец – максимальное проникновение на ключевой американский рынок и участие в мировой политике. Напряжение достигло таких масштабов, что глава комитета ФИА по этике за несколько месяцев до выборов разослал предупредительное письмо против возможных махинаций и давления на избирателей.
Но опасения оказались чрезмерными: голосование на Генеральной ассамблее ФИА прошло без подозрений на вбросы и признано состоявшимся. Победил Бен Сулайем – он набрал 61,6% голосов, а бывший заместитель Тодта – только 36,6%. Вполне внушительный разрыв – и впервые президентом мировых автогонок станет делегат из-за пределов Европы.
Кто такой Бен Сулайем: звезда ралли из богатой семьи и реформатор со стремлением к расширению популярности гонок в регионах
Мохаммед Бен Сулайем – представитель очень богатой семьи из Дубая: его брат Султан Ахмед – глава крупного государственного регионального почтового и логиcтического оператора DP World (№3 в мире) с оборотом в $8,5 млрд в год и стоимостью $27 млрд.
В спорте Мохаммед – звезда арабских ралли: за 20 лет гоночной карьеры он 14 раз выиграл чемпионат Ближнего Востока. А еще он – президент автогоночной федерации ОАЭ, а с 2008 года – вице-президент ФИА по спорту во Всемирном совете автомобильной организации. В 2013-м он уже пробовал выдвигаться против Тодта, но в итоге снял кандидатуру.
Сулайем вышел на выборы с необычной программой FIA for Members («ФИА для клубов-членов»; клубы-члены – локальные организации по типу Российской автомобильной федерации). Хотя он и призывает «бережно относиться» к традициям и истории автоспорта, его планы – это большая внутренняя реформа.
В целом его планы описываются тремя пунктами:
удвоение участников автогонок по всему миру
усиление разнообразия и инклюзивного представительства
перехват лидерства в формировании мнений по устойчивой мобильности
Революционная программа: дешевые гонки, открытые расходы, корпоративное управление, равенство
Но в первую очередь – реформа управления федерацией: Мохаммед собирается внедрить новую для ФИА должность – исполнительного директора (по аналогии из бизнеса). Сейчас президент полностью отвечает за работу организации, а за направлениями спорта и автопромышленности следит генеральный секретарь – арабский экс-пилот считает, что это тормозит ФИА.
«Повседневные обязанности – не для президента, – говорит Сулайем. – Я не хочу заниматься микроменеджментом. Я хочу быть президентом, а все рутинные дела предоставить исполнительному директору: он объединит спорт с автомобильным сегментом».
Чем же тогда займется президент? Развитием гонок. Аргументы у арабского кандидата весьма интересные: он сравнил ситуацию в Финляндии с Китаем и Индией – в финском государстве при населении 5,5 млн человек выдано примерно 11000 гоночных лицензий, а Индия и Китай могут суммарно похвастаться лишь 8000 профессиональными пилотами (и это при общем населении в 2,8 млрд человек). Потому Сулайем активно призывает развивать автоспорт путем создания множества местных недорогих чемпионатов.
«На начальном уровне нужно, чтобы техника была доступной, – объяснил Мохаммед. – Мы запустили проект под названием Cross Car (похожие на багги одноместные машины с двигателями от мотоциклов). Вышло потрясающе, я уверен за ним будущее. Цена за участие и технику предположительно составит около $9000, не больше. Хотя есть риск, что она вырастет до $28000.
Тем не менее, мы готовы составить полноценный план серии, взять на себя контроль за безопасностью и наконец-то дать гонщикам [из тех же Китая и Индии] участвовать в местном чемпионате. При этом за четыре года вполне возможно удвоить количество подобных региональных соревнований.
«Формула-1» и чемпионат мира по ралли в хорошей форме. Но миру нужно больше. Я говорю о региональном уровне, нужно больше местных мероприятий, событий, участников. А это произойдет, только если мы всерьез этим займемся».
Вдобавок Мохаммед собирается поменять финансовую политику – по его мнению, сейчас ФИА в кризисе, и для выхода нужно следовать новым тенденциям:
«Финансовый вопрос в ФИА полностью не проработан, – заявил Сулайем. – Мы хотим взглянуть на него по-новому и вернуть ФИА в бизнес в хорошем смысле этого слова. Прозрачность и подотчетность – главное, если вы хотите, чтобы вас принимали всерьез. К примеру, когда мы хотели взглянуть на счета ФИА, достать их оказалось очень трудно. Поэтому я уверен, что нужно последовать за ведущими федерациями мира, вроде МОК (Международный олимпийский комитет). Вы увидите на их сайте отчеты обо всех финансовых операциях».
Программа по расширению представительства меньшинств у Бен Сулайема полностью перекликается с намерениями «Формулы-1»: привлечение людей из непредставленных категорий, реклама возможностей в STEM-науках (инжениринг и математика), расширение возможностей для локальных промоутеров для превращения зрителей в участников соревнований.
Среди сторонников Сулайема стоит выделить претендента на роль заместителя президента в делах спорта Роберта Райда и бывшего штурмана чемпиона ралли 2001 года Ричарда Бернса. Но куда больший интерес вызывает Фабиана Экклстоун – жена бывшего босса «Формулы-1» Берни. Ее выдвинули на пост ответственного за Южную Америку вице-президента. Это не блат (ну, может, не совсем) – до замужества Фабиана отвечала за маркетинг на Гран-при Бразилии, а ушла после свадьбы для исключения обвинений в конфликте интересов.
Новый президент начал реформы еще в апреле
Бен Сулайем взялся за воплощение программы еще до избрания: в апреле запустил Университет ФИА и Электронную библиотеку – онлайн-ресурс с архивом всех обучающих материалов за всю историю Федерации. Заявленная цель – повышение доступности профильного образования, тренингов и исследований в автоспорте.
Более того, по его же инициативе автоклубы-члены федерации (включая и российский, кстати) получили права на номинацию отдельных слушателей для обучающих программ – Бен Сулайем пообещал им полное покрытие стоимости образования и даже стипендии.
По предположению авторитетного издания Racefans, Мохаммед не остановится и продолжит пользоваться большими финансовыми возможностями ОАЭ для внедрения задуманных инициатив.
Означает ли это широкую мировую экспансию ралли на арабские деньги и продвижение мягкой силы Дубая? Или ФИА просто возьмется за «корни» в автоклубах, сняв основной фокус внимания с «Формулы-1» впервые за долгие годы? Узнаем уже в ближайшие 4 года! Ясно только одно: автоспорт планеты однозначно изменится.
Фото: globallookpress.com/JULIEN DELFOSSE via imago-images.de, Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic; twitter.com/fia
Хотя по мне , так ФИА - бесполезный, бюрократический орган. Гоночные чемпионаты прожили бы и без него. Ф1 это даже пошло бы на пользу.
На последней фотке на Сквидварда похож. И на какого-то ещё мультяшного перслонажа, не могу понять =)