Напарник зверски бился за Ферстаппена: тормозил Хэмилтона и обгонял за пределами трека. Он и вырвал шанс для Макса
Мнение Макса – «легенда!»
В «Формуле-1» красиво завершилась эра «Мерседеса»: Макс Ферстаппен - чемпион. Через пару лет все забудут драму с протестами после гонки и проваленный старт и вспомнят только его титул, но давайте наслаждаться крутостью момента, пока он еще с нами!
Макс выцарапал победу на последнем круге – после отчаянной атаки на Хэмилтона в пятом повороте, хотя за 7 кругов до финиша уступал десяток секунд без особых перспектив сокращения: «Мерседес» слишком хорошо работал с покрышками, а «Ред Булл» увяз в круговых. На помощь пришел автомобиль безопасности: его выпустили для нейтрализации скорости, эвакуации разбитого «Уильямса» и сбора обломков. Отрыв Льюиса исчез, а «Ред Булл» рискнул и поставил Ферстаппену новые самые мягкие шины – чтобы Максу удобнее было атаковать соперника на старом изношенном (и остывшем) «харде».
Почему «Мерседес» тоже не зазвал Хэмилтона на пит-стоп? Из-за большого количества мелких обломков сперва показалось, будто гонку и завершат за автомобилем безопасности, а после остановки Ферстаппена повторять маневр «Ред Булл» означало подарить позицию Максу без борьбы на трассе – ведь нидерландец уже сократил большую часть отставания.
«Мерседес» вообще оказался в сложной ситуации: если бы восьмикратные чемпионы зазвали Льюиса первыми, ему могло не хватить буквально пары секунд на сохранение лидерства, если бы соперник остался на трассе без пит-стопов. Те самые стратегические шахматы «Формулы-1»: «посмотри на соперника и сделай наоборот». Лидер обычно работает по консервативной тактике (и ничего не делает в такой ситуации) – но не всегда: если отрыв действительно велик, «Мерседес» мог зазвать Хэмилтона в любом случае.
И тогда в ход пошла математика: на пит-стоп за автомобилем безопасности обычно уходит в районе 14 секунд (промежуток от 12 до 16 – по обстоятельствам), но Льюис оказался впереди лишь на 11. Задела не хватило, №44 остался на старых шинах и проиграл.
Ферстаппен же после финиша благодарил не только удачу, стратегию и машину, но и напарника – кажется, без Серхио Переса Нидерланды остались бы без чемпиона.
«Я должен сказать огромное спасибо Чеко: сегодня он выложился полностью, отличная командная работа, он просто замечательный напарник. Я выиграл титул благодаря тому, что он великолепно выступил. Эта гонка показала, что такое настоящая командная работа. Он отличный напарник.
Думаю, если бы не Серхио, я бы сейчас не отвечал на эти вопросы, ведь если бы не он, Льюис мог создать отрыв, который позволил бы ему провести пит-стоп во время автомобиля безопасности. Нет сомнений, Серхио невероятно пилотировал».
«Серхио проявил себя как идеальный напарник: он отлично поработал, сдерживая Льюиса на полностью изношенной резине. Если бы не он, возможно, Макс не стал бы чемпионом», – согласился и шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
Что же такое провернул №11?
Если вкратце: сдерживал Хэмилтона на полумертвом «софте» как зверь колесо в колесо и подарил Ферстаппену минимум 7 секунд – как раз то самое время, которого и не хватило Льюису в финальной фазе гонки.
И вот как это было:
Хэмилтон настигает Переса на прямой с DRS и ныряет на внутреннюю – классический обгон по учебнику без шансов для мексиканца…
Но тот резко перекрещивает траектории и сам забирает внутреннюю, контратакуя Льюиса поздним торможением!
Сработало: «Мерседес» откатился назад, Хэмилтону пришлось снова менять траектории для новой атаки…
И вновь, казалось бы, победа Льюиса – он объехал Чеко на более раннем разгоне…
Но хитрый №11 пристроился за «Мерседесом», включил DRS, и…
Рванул на внутреннюю практически за пределами трека прямо на грани штрафа – колеса с правой стороны лишь слегка цепляли белую линию!
В итоге Чеко слегка срезал, заполучил траекторию и момент – и вновь оказался впереди.
Хэмилтону вновь пришлось терять время и выезжать на внешнюю траекторию для создания преимущества на разгоне…
Но все попытки атак в поворотах проваливались – Перес мастерски блокировал апексы и не давал сунуться внутрь и вернуться наружу:
«Паркуй его, паркуй!» – подначивал мексиканца по радио гоночный инженер – и Чеко оттормаживал Льюиса по полной.
А на стартовой прямой Серхио, кажется, решил схитрить и вообще сперва не разгонялся – в итоге Хэмилтон просто уткнулся в «Ред Булл» и точно потерял импульс разгона из поворота…
Следующий круг – и Перес совсем осмелел: теперь блокировал и тормозил Льюиса не только на апексе, но уже и на внешней траектории, не давая пользоваться преимуществом более раннего газа…
И в итоге Макс просто догнал обоих!
Как раз к моменту, когда трюков у Чеко больше не осталось.
Потому не удивляйтесь реакции Ферстаппена по радио, когда он увидел итог:
«Чеко – легенда!» – «Настоящий зверь!» – ответ от инженера.
Просто еще раз: Перес гнал на абсолютно изношенных шинах. Никто не проехал дольше него на «софте». Никто.
Состав потерял почти все сцепление – но Чеко все равно бился с «Мерседесом» колесо в колесо! Фантастика.
«В тот момент гонки это имело ключевое значение, поскольку я понимал, что в целом Льюис держит ситуацию в гонке под контролем, ему хватало времени на случай и виртуального, и обычного автомобиля безопасности. В тот момент он мог делать вообще все, чего бы только захотел, – объяснил ситуацию Серхио после финиша. – От моих действий многое зависело. В тот момент я был для соперника просто сладкой булочкой – потому что я уже проехал на своем «софте» 18-19 кругов, а Льюис был на совершенно свежих шинах.
В конечном итоге я просто рад тому, что все сработало – в обычной ситуации я бы задержал его максимум на 0,5 секунды, а в итоге мне удалось задержать его намного сильнее.
Макс назвал меня легендой? Ха, ну, это он теперь легенда, он чемпион мира».
Теперь понятно, почему его продлили еще на год: такое мастерство помощи напарнику не снилось и Валттери Боттасу, и даже Рубенсу Баррикелло. Настоящий зверь!
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose; REUTERS/Hamad I Mohammed, Amanda Perobelli; youtube.com/f1
будь на его месте Боттас, собакой и прислужником назвали бы в лучшем случае
но это другое, понимать надо)
Они теперь тоже превозмогатели.