Ферстаппен ворвался в «Ф-1» без водительских прав. Команда запретила ему садиться за руль вне трека, а чемпионат поменял правила входа
Теперь моложе 18 лет в Гран-при не пустят.
Кажется, Макс Ферстаппен гоняет в «Ф-1» уже целую вечность – 7 лет, c 2015-го: за это время он провел больше 140 Гран-при и превратился в самого популярного пилота планеты. А ведь нидерландцу всего 24 года!
Просто он дебютировал в 17 лет – и побил рекорд молодости для гонщиков «Формулы-1». Более того, впервые за руль боевого болида Макс сел лишь через неделю после 17-летия – на Гран-при Японии 2014-го в рамках первой тренировки. Контракт с программой «Ред Булл» Ферстаппен подписал вообще в 16 лет – причем уже в нем австрийская система обязалась предоставить ему место призового пилота. Собственно, именно благодаря этому условию вундеркинд и выбрал Милтон-Кейнс – «Мерседес» тоже вел переговоры, но без гарантий места в «Ф-1».
Тем не менее, дебют пилота всколыхнул всех – и Международная автомобильная федерация (ФИА) всерьез забеспокоилась. Результат – новые правила выдачи суперлицензии (разрешения для участия в «Формуле-1»), введенные с 2016-го: для гонщиков установили минимальный возрастной ценз в 18 лет и обязали получать водительские права. Также усложнили и критерии попадания в Гран-при – ввели систему пропусков за успехи в молодежных и менее престижных сериях. Теперь суперлицензию выдают только в обмен на 40 баллов: к примеру, столько дают за победу в главном юниорском чемпионате мира – «Ф-2» (для сравнения, за титул в американском NASCAR дают 15, за победу в «Ф-3» или «Формуле Е» – 30, а любые успехи в картинге оцениваются максимум в 3-4 балла).
На момент перехода Ферстаппена в «Ф-1» система суперлицензий уже существовала – только тогда для оформления требовалось лишь сдать экзамены на знания спортивного гоночного кодекса и регламента «Ф-1», пройти тесты на экспресс-эвакуацию из болида (выбраться из кокпита за 4 секунды) и показать приемлемую скорость на 300-километровых тестах за рулем болида «Ф-1» за два дня в любое время за 180 дней перед подачей запроса. Также существовал пункт «особого исключения за выдающиеся пилотажные навыки» – ее давали гонщикам без опыта и наката на реальных болидах фактически авансом по протекции команд. Ровно так заветное разрешение и получил Ферстпаппен – а до него, например, Кими Райкконен (правда, Айсмену тогда хотя бы уже исполнился 21 год).
А еще у Макса на момент оформления суперлицензии и дебюта в «Ф-1» не было даже водительских прав – более того, «Ред Булл» отдельно прописал в контракте запрет на управление чем-либо за пределами гоночного трека.
«По контракту с «Торо Россо» мне запретили водить машину, – рассказал Ферстаппен в интервью «Формуле-1» о первой машине. – Моя семья пользовалась [«Рено»] Clio RS, но у меня и водительских прав не было, так что пришлось подождать».
Когда же Макс впервые сел за руль обычного авто? 30 сентября 2015-го: нидерландец озаботился получением удостоверения ровно в день 18-летия:
«Разрешено водить. Рожден гонять! Должен сказать, наконец сдать экзамен – большое облегчение. Теперь, если я захочу куда-то поехать, смогу просто запрыгнуть в мой Clio – и вперед! Ощущение свободы – прекрасно».
Да, так бывает: он уже приехал на четвертое место на Гран-при Венгрии в 20 секундах от подиума, но не имел права даже самостоятельно привезти покупки из супермаркета.
По рассказу Ферстаппена для официального сайта «Ф-1», он сдал всю теорию еще в январе (то есть фактически до первого Гран-при), пришел на первый «городской» урок за 10 дней до экзамена, а в финальный день мучил инструктора 5 часов. Но все прошло хорошо – отличный подарок самому себе на день рождения.
И как бы не обернулась карьера Ферстаппена в дальнейшем, его возрастной рекорд в «Ф-1» уже никто не побьет.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson
не знал бы кто, решил бы что какой-нибудь из "моя жизнь - мои правила" и прочих покорителей кутузы.
К яхте и самолёту нужен мотоцикл https://youtu.be/rMbATaj7Il8