Все расклады: Ферстаппен или Хэмилтон? Запредельно мощный финиш сезона в «Формуле-1»
Возможно, чемпион определится в последней гонке.
Впервые за восемь лет доминирования в «Формуле-1» у «Мерседеса» появился соперник, продержавшийся в борьбе за титул вплоть до финиша чемпионата мира – за два этапа до конца сезона-2021 Макс Ферстаппен из «Ред Булл» опережает Льюиса Хэмилтона на 8 баллов.
Гонщик из Нидерландов одержал 9 побед (против 7 у главного конкурента), 9 раз стартовал с первого места (у Льюиса лишь 4 поул-позиции) и чаще оказывался на подиуме (16-15 в пользу Макса), но, по мнению экспертов, фаворит предпоследней гонки – Хэмилтон, и вполне реалистичным выглядит сценарий, при котором на заключительный этап года лидеры приедут с одинаковым количеством очков.
Оставшиеся гонки в сезоне «Ф-1»
5 декабря – Гран-при Саудовской Аравии
12 декабря – Гран-при Абу-Даби
Как считаются очки в «Формуле-1»
Для понимания всех раскладов в личном зачете напомним систему баллов. Она очень простая: очки по итогам Гран-при начисляются пилотам из первой десятки финишировавших.
За 1-е место дают 25 баллов, за 2-е – 18, за 3-е – 15. За финиш на позициях с 4-й по 10-ю: 12, 10, 8, 6, 4, 2 и 1 очко соответственно. Еще 1 балл один из пилотов может получить за быстрейший круг в гонке – если он при этом финиширует в топ-10.
Что может случиться в предпоследней гонке – в Саудовской Аравии?
В теории уже 5 декабря в «Формуле-1» может появиться новый, 34-й чемпион мира. Для этого Ферстаппену нужно, чтобы совпало одно из следующих условий:
Ферстаппен выиграет гонку с быстрейшим кругом, Хэмилтон финиширует шестым (или ниже);
Ферстаппен выиграет гонку, Хэмилтон финиширует седьмым (или ниже);
Ферстаппен станет вторым с быстрейшим кругом, Хэмилтон финиширует десятым (или ниже);
Ферстаппен станет вторым, Хэмилтон финиширует 11-м (или ниже).
Исключать подобные результаты нельзя – любая поломка может отбросить Хэмилтона или вовсе привести к сходу. И с учетом того, что Ферстаппен почти всегда финиширует не ниже второго места, оформление титула – чисто технический процесс.
Другой вариант – скандальный: авария с участием претендентов и последующий сход Макса и Льюиса. В этом году они дважды сталкивались (на Гран-при Великобритании и Италии) и были близки к контакту в позапрошлой гонке в Бразилии.
Ферстаппен известен как неуступчивый соперник, который к тому же потеряет больше в случае финиша позади Хэмилтона, и при борьбе колесо в колесо наверняка будет действовать жестко. Однако он знает (а если нет, то ему об этом напомнят на брифинге перед стартом), что переступать черту правил недопустимо – в 1997 году Михаэль Шумахер попытался вынести (неудачно) с трассы Жака Вильнева, за что был дисквалифицирован по итогам всего чемпионата.
Макс вряд ли захочет рискнуть дисквалификацией или штрафом в виде потери 5 стартовых позиций перед последним Гран-при, так что наиболее реалистичным кажется финиш лидеров на подиуме.
Кто победит в Саудовской Аравии?
Трасса в Джидде, на которой пройдет следующая гонка – совершенно новая, сданная в эксплуатацию буквально за несколько дней до Гран-при, и у команд есть лишь общие соображения о поведении машин и базовые настройки. Предсказать до тренировок, кто будет быстрейшим – сложно, но скоростной характер трека с длинной прямой и быстрыми поворотами больше благоволит «Мерседесу», чем «Ред Булл».
Следует помнить и обещание Тото Вольффа предоставить Льюису тот самый мотор, с которым чемпион разорвал остальной пелотон в Сан-Паулу:
«Новая трасса должна неплохо нам подойти – там много длинных прямых. Мы подготовим особое оборудование и двигатель, который использовали в Бразилии».
В пользу «Мерседеса» говорят и квалификации на других скоростных треках в конце этого сезона – в Монце Боттас и Хэмилтон заняли первый ряд с преимуществом в 0,4 секунды над Ферстаппеном, а в Мехико черные машины были быстрее на 0,3 и 0,2 секунды лидера «Ред Булл» на быстром круге (хотя финальную попытку Макса испортили вылетевшие с трека Цунода и Перес).
В любом случае, независимо от формы «Ред Булл», «Мерседес» кажется фаворитом, и если гонка обойдется для Хэмилтона без происшествий – он победит.
Положение Ферстаппена осложняется возможным штрафом за замену двигателя, поэтому задачей нидерландца будет минимизация потерь, а его напарник попробует в этом помочь: например, попыткой отобрать быстрый круг у «Мерседеса» и сдерживанием соперников позади, а максимум – надавит на Хэмилтона и Боттаса, чтобы не дать им оформить дубль.
Но даже при худшем для Макса сценарии с собственным сходом и победой Льюиса борьба за титул еще не завершится, хотя интрига заметно ослабнет – в последнем заезде Ферстаппену нужно будет финишировать первым или вторым и надеяться на неудачное выступление конкурента.
Если же Макс окажется в Джидде хотя бы третьим, но позади «Мерседесов», и заработает 15 очков против 25 у Хэмилтона (или 26 с быстрейшим кругом), то Льюис выйдет на первое место в личном зачете перед заключительным Гран-при всего с 2-3 очками преимущества.
Более вероятным считается финиш Хэмилтона в Саудовской Аравии на первой позиции, а Ферстаппена – на второй (даже с учетом штрафа за замену одного из компонентов силовой установки – скорость «Ред Булл» позволит прорваться), а лучший круг на финише предположительно утащат Боттас или Перес. В таком случае Хэмилтон перед последней гонкой наберет 368,5 очка, а Ферстаппен – 369,5.
Почти наверняка все решится в заключительной гонке
Если этап в Джидде пройдет без скандалов и невероятных гоночных приключений, если мы увидим наиболее реалистичный финиш с Хэмилтоном и Ферстаппеном на первом и втором местах – то все решится 12 декабря в Абу-Даби.
Трасса в Эмиратах долгое время считалась местом господства «Мерседеса» – немецкая команда побеждала здесь с 2014 по 2019 годы. Хорошо чувствует этот трек и сам Льюис, пусть он выигрывал тут «всего» 5 раз. Но важной деталью, которая мешает сделать уверенный прогноз, оказалась победа Ферстаппена в прошлом году – он взял поул, а затем и гонку, причем с солидным преимуществом в 15 секунд над приехавшим вторым Боттасом. С другой стороны, стоит учитывать слабую мотивацию Хэмилтона в конце 2020-го (он к тому моменту уже оформил титул) и отсутствие развития машины.
Сегодня все иначе – лидеры мотивированы и жаждут победы, а их команды ищут способы улучшить и доработать технику. Все решат надежность техники, тонкие настройки машин, работа с шинами на дистанции и нервы Макса и Льюиса.
Как бы ни завершилась их схватка за титул – следить за ней безумно интересно.
Фото: Gettyimages.ru/Nicolas Tucat, Mark Thompson, John Thys
Но главное - утомила гегемония Хэмилтона индивидуально и Мерседеса командно! Но сезон в любом случае один из лучших за все время, что я смотрю - и по интриге, и по отдельным гонкам