6 мин.

Ферстаппен провалил старт из-за настройки коробки передач. Поул стащил Боттас – благодаря шинам и новому рулю

Внезапная техническая проблема «Ред Булл».

После дисквалификации Хэмилтона в квалификации к Гран-при Сан-Паулу Ферстаппен выдвинулся на первую стартовую позицию в спринте – казалось, теперь, его ждет простейший уик-энд на подходящей «Ред Булл» трассе. Пока главный соперник пробуривается с последних мест, можно легко брать поул и контролировать темп в гонке, доминируя над несчастным Боттасом – но Макса ждало разочарование.

Валттери впервые в сезоне выдал сильный старт (хоть и находился на грязной стороне трека с пониженным сцеплением против гоночной прорезиненной у оппонента, да еще и на более узкой траектории) – и уехал в первый поворот спринта лидером.

Короткий бросок до точки торможения не позволил Ферстаппену даже понадеяться на контратаку в слипстриме – напротив, лидер сезона оказался даже под атакой Карлоса Сайнса из «Феррари». Пришлось разбираться с бывшим напарником по «Торо Россо» и безуспешно преследовать Боттаса до самого клетчатого флага – спринт у Макса оказался не самым успешным.

Как же так? Похоже, виновата коробка передач – на третьем круге заезда комментатор Sky Sports F1 Энтони Дэвидсон отметил: Макс назвал синхронизацию передач на старте «ужасной». «Думаю, поэтому он и проиграл», – отметил один из лучших современных технических экспертов, чемпион мира по гонкам на выносливость и бывший пилот «Хонды» и «Супер Агури» в «Ф-1».

На первых кругах Ферстаппен ругал трансмиссию: «Тупая ***** проблема с синхронизацией передач, все время!»

И правда: на повторе видно – Макс сорвался с места лучше Валттери, примерно в этом моменте серьезно сбросил в темпе и потерял время относительно финна.

Буквально через несколько десятков метров второй пилот «Мерседеса» вышел вперед и получил право диктовать траекторию в повороте – к тому моменту шанса на контратаку в первом вираже «Интерлагоса» у Ферстаппена почти не осталось (Боттас его бы просто вытолкнул и спокойно поехал дальше).

Потому Макс вернулся на внешнюю более широкую траекторию – фактически сразу признал бессилие отыграться.

И №33 можно понять: если действительно возникли технические неудобства, то решение не ввязываться в опасную схватку колесо в колесо и сперва разобраться с проблемой – лучшая возможная тактика с учетом грядущих 90 кругов спринта и основной гонки.

Но что же такое «синхронизация передач»?

«По-простому это задействование каждой передачи на установленном уровне крутящего момента – с первой до восьмой, – объяснял бывший пилот «Рено» и технический эксперт «Формулы-1» Джолион Палмер год назад (после прошлогодней аварии Ферстаппена на прогревочном круге Гран-при Венгрии). – Таким образом программа запоминает нужные установки и включает режим быстрого переключения.

Не «освоить» одну из передач – не очень страшно. Тогда во время первого круга придется столкнуться с медленным переключением: потеря времени составила бы примерно 0,1-0,2 секунды».

Звучит не критично для прямой, скорости в 300 км/ч, преследования в слипстриме и перехода с седьмой на восьмую, но на старте при переключении с первой на вторую (или со второй на третью, например) медленный «пинг» в 0,1-0,2 секунды против моментального отклика у соперника – просто смертелен. Судя по жалобам Ферстаппена, ровно это с ним и происходило.

Откуда взялась проблема? Вероятно, из-за личной ошибки: ведь именно сам пилот синхронизирует передачи переключениями на нужных оборотах во время установочного круга по пути на стартовую решетку.

«Эти установочные круги, формирующие стартовую решетку – обычно сплошная рутина. Что обычно делает пилот на установочном круге? Чего пытается добиться от машины? Прежде всего – синхронизации передач перед стартом заезда, – рассказывал Палмер. – После каждого включения мотора достаточно сделать это однажды – после установочного круга машину уже полностью не глушат».

Вероятно, Макс на установочном круге слегка промахнулся с идеальными настройками оборотов как раз на низких передачах или столкнулся с неполадками самой трансмиссии. В любом случае он знал о ситуации еще при подготовке на решетке до формальной процедуры старта – было видно, как Ферстаппен необычно напряжен.

Боттас же после проигранного старта в Мексике получил новый руль: эксперт итальянского подразделения Motorsport Джорджо Пиола заметил изменение угла наклона лепестков сцепления и появление эргономичных «ниш» для пальцев на технике финна. Вероятно, именно благодаря им Валттери и впервые за сезон начал заезд достаточно хорошо.

А еще, конечно, помог и выбор шин: «Мерседес» отправил второго пилота на самом мягком и быстром «софте», а «Ред Булл» настраивался на длинную битву и установил на машину Макса более выносливый «медиум».

«Старт имел ключевое значение: мы рискнули с «софтом», поскольку понимали, что именно на старте мягкая резина даст нам преимущество. И это сработало», – заключил после финиша Боттас.

«Мы не лучшим образом провели старт: были на более жестких шинах – это сыграло не в нашу пользу», – согласился Ферстаппен.

Но проблема с коробкой, конечно, должна здорово взволновать «Ред Булл». Если дело в личной ошибке Макса (самое вероятное предположение, ведь через 2-3 круга он перестал дико отставать от Боттаса и жаловаться на болид), то глобально переживать не о чем – просто перед гонкой выполнить работу как обычно и попасть во все нужные обороты.

 

А если все-таки повреждена трансмиссия, то старт главного заезда грозит превращением в повторную пытку с возможными потерями позиций и очков, ведь заменить деталь по правилам «закрытого парка» нельзя. Да и ограничение на компоненты трансмиссии, вероятно, поставят «Ред Булл» в неудобное положение: либо страдать до конца сезона с барахлящей коробкой, либо менять агрегат и отбывать штраф в 5 позиций за перерасход.

Неужели у Льюиса Хэмилтона все-таки появляется надежда на реванш?

Хэмилтон – крутой: отыграл 15 позиций в спринте «Ф-1» в Бразилии. Ферстаппен продул старт и уступил Боттасу

«Мерседес» все-таки читерил: летел на прямых из-за хитрого антикрыла. Ферстаппен руками проверил деталь после квалы

«Ф-1» перегрузила расписание – и пришла расплата: опоздали машины восьми команд, механики вкалывали всю ночь, правила меняли на ходу

Фото: REUTERS/Amanda Perobelli