В 2011-м Райкконена звали назад в «Ф-1» четыре команды. Кими выбрал огромные бонусы за очки, собрал их на €19 млн и разорил работодателя
Отказал «Уильямсу» и «Ред Булл».
Кими Райкконен уходит из «Формулы-1» после конца нынешнего сезона – и, вероятно, прощается с гонками насовсем, поскольку в интервью постоянно подчеркивает усталость от жизни по расписанию. Но прощание Айсмена с Гран-при – не первое: в 2009-м он уже покидал главную гоночную серию мира. Тогда его место в «Феррари» фактически перекупил Фернандо Алонсо со спонсором в лице испанского банка «Сантандер»: финансисты оплатили Скудерии и наклейки на болиде, и часть гонорара двукратного чемпиона, и контракт Райкконена – действовавший до конца 2011-го. То есть по сути финн два года получал зарплату за одно лишь отсутствие в «Ф-1» – и спокойно гонялся в ралли (20 этапов и даже один топ-5) и NASCAR (два заезда).
По завершении контракта с «Феррари» помехи к возвращению исчезли – и Кими активно интересовались практически все более-менее дееспособные команды (кроме Скудерии, конечно же, а еще «Мерседеса» и «Макларена» – на тот момент у немцев были жесткие сделки с Шумахером и Росбергом, и у англичан как минимум на год оба слота занимали Баттон и Хэмилтон).
Кто же хотел подписать Кими на 2012-й? Например, «Уильямс» – с ним вел переговоры будущий исполнительный директор команды Тото Вольфф (впоследствии перешедший в «Мерседес»).
«Да, у нас были короткие встречи о потенциальном приходе в «Уильямс», – подтвердил Тото в интервью для официального сайта «Ф-1». – Вообще Кими мне нравится. Всегда честный».
Финский журналист Хейкки Култа тоже ранее рассказывал о переговорах между Кими и «Уильямсом» на Гран-при Германии. В итоге англичане остановились на Мальдонадо и Сенне, а Суоми в их составе представлял юный тестер Валттери Боттас.
Также переговоры велись и с «Ред Булл» – их подтвердил босс англо-австрийской команды Кристиан Хорнер.
«Да, у нас были разговоры с Кими. Он как раз возвращался с двухлетнего отпуска, у него, очевидно были связи с «Ред Булл»: во время гонок в ралли и в начале его карьеры. Мы тогда искали замену Марку Уэбберу, но не сошлось».
Да, именно австрийский производитель энергетиков спонсировал команду Райкконена в ралли.
И «Ред Булл» вместе с нынешним титульным партнером «Мерседеса» Petronas поддерживал «Заубер» как раз в год дебюта финна.
А ведь если бы все сложилось – финн оказался бы напарником Себастьяна Феттеля на два года раньше реальной истории.
Были и внезапные конкуренты – как вам, например, Кими в «Форс-Индии»?
«Я разговаривал с ним дважды о потенциальном переходе, – признался нынешний босс «Астон Мартин Отмар Сафнауэр. – Однажды – когда работал в «Хонде», и второй раз – в «Форс-Индии».
В итоге самый эффективный середняк остался с протеже «Мерседеса» Полом ди Рестой, а свободный кокпит отдали тестеру Нико Хюлькенбергу.
Другие в принципе не могли заполучить Райкконена: «Торо Россо» готовила молодежь для «Ред Булл», «Заубер» только выплывал после разрыва с «БМВ» и судорожно сам искал спонсоров (какие уж тут гонорары в десятки миллионов), а новички вроде «Маруси» или «Катерхэма» даже в мечтах не смогли бы предложить и деньги, и битвы за победы. Так что с Айсменом связались практически все, кто только мог.
Впрочем, финна и отпускать из «Формулы-1» тоже не особенно хотели – к примеру, сам №7 перед объявлением о перерыве в карьере в открытую заявил о срыве сделки с «Маклареном».
«Я чувствовал, что «Макларен» предлагал лучшую возможность побеждать и претендовать на титул, и если переговоры не сработают – возьму год отдыха в итоге», – рассказывал Кими официальному сайту чемпионата в 2009-м.
Также слухи связывали Райкконена с создающимся на базе «Брауна» «Мерседесом» и даже «Тойотой» – и Айсмен их отрицал. Правда, президент японской команды сам подтвердил факт переговоров.
«Мы не играем в игры – выложили на стол все, что можем позволить, и по реалиям современного рынка это хорошее предложение. Думаю, мы смогли бы хорошо с ним работать и предоставить быструю машину».
Очевидно, Кими не поверил и не согласился – ведь к тому моменту «Тойота» ни разу не выиграла и лишь 13 раз побывала на подиуме. И оказался прав: через месяц после подтверждения переговоров японцы заявили об уходе из «Ф-1» после фиксации очередных крупных убытков на фоне мирового кризиса и проблем в автопроме в целом.
Райкконен выбрал «Лотус»: за €15 млн в год и сумасшедшие €50к за один зачетный балл. Через два года команда разорилась и не раcсчиталась с Кими до конца
Даже после двухлетнего перерыва в «Ф-1» весьма котировали Айсмена – можно сказать, «Лотус» (выкупленный у «Рено» за пару лет до перехода и сменивший шильду) предоставил абсолютно шоколадные условия. Неплохой технический штаб с Джеймсом Эллисоном во главе (с 2018-го строит чемпионские болиды «Мерседесу»), €15 млн за сезон и фантастические бонусы – €50к за каждый набранный балл в личном зачете. Последний пункт выглядел особенно смело: «Ф-1» два года как перешла на новую очковую систему – теперь, например, за победу вместо 10 очков давали 25. То есть каждое первое место в Гран-при гарантировало Кими €1,25 млн, просто подиум – не менее €750 тыс, а бонус за место в топ-5 начинался с €400 тыс.
При этом сама команда явно не была слабой: в 2010-м Роберт Кубица набрал 136 очков (на €6,8 млн по бонусам Райкконена). Да, в 2011-м Виталий Петров выбил только 37 баллов, а Ник Хайдфельд выжал 34 очка за полгода, но все-таки они никогда и близко не котировались на уровне Кими.
Менеджмент команды просчитался, и Айсмен с удовольствием воспользовался обещаниями: взлетел на третье место общего зачета в 2012-м с 207 баллами, собрал 183 очка в 2013-м – и одними только бонусами должен был получить €19,5 млн!
«Лотус», конечно же, и близко не предполагал такого успеха: у команды закончились деньги еще до середины сезона. Персонал (включая Кими) перестал получать зарплату, развитие машины забросили, и перед организацией всерьез встала угроза банкротства. В конце июля в прессу просочились слухи об угрозах забастовок на базе, а осенью дошло до крайностей: на Гран-при Японии команда не наскребла даже £27 тыс фунтов взноса для обслуживания в паддоке, и потому механиков с инженерами кормили в гостевой вип-зоне (куда «Лотус» пустили по личному распоряжению супремо «Ф-1» Берни Экклстоуна).
Период безденежья не прошел даром: лучшие работники начали разбегаться по другим командам: еще до финиша сезона Эллисон ушел в «Феррари», штат сократили на 93 человека (с учетом среднего количества персонала в 300-400 работников в те годы – можете себе представить, какой силы это был удар), разработку болида на конец 2013-го и весь 2014-й фактически забросили из-за недостатка денег на оплату функционирования аэротрубы и симулятора.
Райкконен даже пропустил два последних Гран-при – официально из-за операции на спине, но слухи утверждали, будто Кими не желал рисковать здоровьем без денег. Более того, он даже в паддоке финального Гран-при Абу-Даби появился с опозданием – и открыто признался прессе: «Когда тебе не платят весь год, очень трудно мыслить позитивно».
Более того, даже уход Айсмена в «Феррари» целиком связан с финансовыми вопросами – финн четко проговорил их в интервью ESPN.
«Я люблю гоняться – это единственная причина, почему я здесь. Не важно, в какой команде. Причины, по которым мне не платили, вы можете уточнить в команде [«Лотусе»], но я ухожу исключительно из-за денег, поскольку не получал зарплату».
А в биографии «Неизвестный Кими» финансовым разборкам с «Лотусом» посвящена целая глава: в ней говорится, что Райкконен легко бы обанкротил команду, если бы подал в суд на выплату долгов. Но тогда под угрозой увольнения оказывались рядовые сотрудники, и Айсмен махнул рукой – в итоге, кстати, «Лотус» так и не выплатил ему недостающие €6 млн.
Последствия же оказались просто убийственными: в команде врубили режим жесточайшей экономии, бюджет упал в разы, а для его пополнения англичанам пришлось нанять одного из самых одиозных рента-драйверов первой половины 2010-х с репутацией безнадежного крэшера – венесуэльца Пастора Мальдонадо (его поддерживала нефтяная госкомпания PDVSA на $30 миллионов в год). Но планам «Лотуса» на светлое будущее помешали падение цен на нефть и открытие расследования американской финразведки по теме мошенничеств и выкачки денег из PDVSA – спонсор вскоре попросил о пересмотре контракта, и альянс продержался лишь до 2015-го (причем, кажется, последний год Пастор даже откатал бесплатно – ведь с августа 2015-го компания вообще влетела в технический дефолт).
И воспоминания о Мальдонадо насчет первых впечатлений от «Лотуса» крайне показательны.
«Между концом ноября [2013 года] и началом января команда стала совсем другой. [Босс команды] Эрик Булье ушел, все остальные тоже. Было мало людей, много стресса, и мы не знали, что делать. Работу на симуляторе приостановили, потому что денег не хватало. Были загружены лишь две-три трассы, потому что на каждый новый автодром нужно было потратить 20 тысяч евро».
В итоге только за 2012-й «Лотус» потерпел убытков на 70 миллионов евро – помимо просчета с Кими повлияла потеря спонсоров Петрова и Бруно Сенны, но и денег на оплату контракта финна явно не заложили в нужной степени. Именно в тот момент ситуация и приобрела критичный оборот – в 2013-м все посыпалось, несмотря на спортивный успех, а дальше «Лотус» опустился фактически до уровня аутсайдера и по бюджету, и по штату. Проблемы PDVSA подвели черту – организация зафиксировала новые убытки в 68 млн евро и вернулась в орбиту «Рено» на символический 1 фунт стерлингов в 2015-м.
Кто бы мог подумать, что смена условного Петрова (или Сенны) на конкретного Райкконена может прикончить команду вместо рывка к новым вершинам?
С другой стороны, сразу видны причины срыва переговоров с «Форс-Индией» и «Уильямсом» – один только жесткий гонорар Кими сожрал бы около 15% всего их бюджета. Если бы кто-то из них выиграл торги у «Лотуса» – возможно, банкротство ждало бы именно их (хотя «Форс-Индия» в итоге как раз через него и прошла, а «Уильямс» увильнул лишь благодаря продаже американскому инвестиционному фонду).
Теперь же «Лотус» тех времен переродился в «Альпин», подписал Алонсо и укатывает обоих бывших соперников даже несмотря на гигантские прошлого десятилетия. Интересно, есть ли у Кими право все-таки стребовать старый долг?
Фото: Gettyimages.ru/ Mark Thompson, Clive Rose, Massimo Bettiol / Stringer, Paul Gilham
Сказано - сделано. Кими отработал свою зарплату на 100%. Эффективные менеджеры обо**ались как и всегда. Лотус прогорел из-за гениальных управленцев.
...Но тогда под угрозой увольнения оказывались рядовые сотрудники, и Айсмен махнул рукой...
Кто у нас хороший мальчик ??? Кими !!
"Грёбанная легенда" (С)
Развожу лохов на бабки,
задорого)))
мне кажется, это проблема чемпионата, когда кто-то за легендарность сотню лямов каждый год получает, а команда с четвёртого места из 12 уходит в историю.