В мотогонках – новый король: Куартараро за три года вырос от ноунейма до чемпиона мира и сменщика великого Маркеса
Намерен править долго.
В MotoGP – новый чемпион: 22-летний Фабио Куартараро из «Ямахи» принес Франции первую великую победу в высшем мотогоночном классе. Он впервые мощно выстрелил еще два года назад, оформить титул мог и в прошлом сезоне, но звания лучшего достиг только (или уже) сейчас.
Восхождение Куартараро стартовало с первого же сезона в MotoGP. Парень, в отличие от большинства других топ-гонщиков, не становился чемпионом в Moto3 и Moto2. Более того, в Moto3 он не одержал ни одной победы, а в Moto2 за два года так и не стал претендентом на титул. Но «Ямаха» поверила в молодого пилота больше, чем он сам.
«Когда я провел первые тесты [MotoGP] в Валенсии в 2018 году, то думал: «И что, черт возьми, я должен делать с этим байком?» – вспоминает Куартараро. – Я не мог его пилотировать – мощность слишком большая».
Но француз быстро прогрессировал: за три дня сократил отставание от лидеров с трех до 0,8 секунды, а предсезонные заезды 2019 года в Катаре завершил со вторым временем. Куартараро стал топ-гонщиком уже в первый сезон: шесть поулов и семь подиумов позволили завоевать пятое место по итогам чемпионата. Если старт сезона он потратил на адаптацию, то во второй половине стал настоящим открытием. К 2020 году оставалось разобраться, как победить всемогущего Марка Маркеса, доминирование которого достигло нового уровня: его «Хонда» 18 раз из 19 финишировала в топ-2.
Первая же гонка 2020-го, как оказалось, завершила сезон Маркеса – в погоне за Куартараро он попал в жесткую аварию и почти год залечивал перелом плеча, а Фабио тут же заполнил образовавшийся вакуум. Правда, после стартовых двух побед и двух поулов стабильности не хватило: ошибки и сходы «Эль Дьябло» внезапно вывели на первое место Хоана Мира из «Сузуки», который выиграл лишь одну гонку за сезон, зато почти не покидал подиум.
Путь от новичка до чемпиона Фабио прошел за три года: в 2019-м примелькался на подиуме, в 2020-м одержал первые победы, а теперь исполнил главную мечту. В этом сезоне Куартараро пилотировал как звезда, ни разу не сошел и не опускался за пределы очковой зоны – даже на Гран-при Испании, где из-за боли откатился с первого места на 13-е (и отправился на больничную койку).
«Я не могу сказать себе: мы больше не фавориты. У нас была проблема, прошла операция – вот и все. Такое происходит, и чемпионат не проигрывается в одной гонке», – прокомментировал Фабио инцидент.
Хирургическое вмешательство не помешало быстро вернуться в форму: во Франции он снова оказался на подиуме, а в Италии победил. И между делом провел впечатляющую серию из пяти поулов подряд!
В чемпионате команд и производителей продолжается плотная борьба между «Ямахой» и «Дукати», но в личном зачете Фабио словно не заметил конкурентов. У «Дукати» явный лидер нарисовался лишь к концу сезона: ученик Валентино Росси Франческо Баньяя слишком поздно начал нагонять француза и брать поул за поулом, а Джек Миллер чередовал победы и подиумы с традиционными для себя падениями. Внутрикомандных сражений мы тоже не увидели, так как ветеран «Ямахи» Маверик Виньялес быстро самоустранился сначала из борьбы за титул, а потом и из команды.
Скандал в мотогонках: райдер психанул и попытался сломать байк – его тут же отстранили
Жоан Зарко (именно он считался главной французской звездой до Фабио) и прошлогодний чемпион Хоан Мир немного не дотянулись до схватки Куартараро и Баньяи. Мир в целом продемонстрировал, что титул стал не случайным, однако байк «Сузуки» потерял в конкурентоспособности: ноль побед и поулов для команды, зато уверенное третье место в личном зачете.
Маркес же пропустил не только весь сезон-2020, но и два этапа в 2021-м, а после возращения не был готов сразу выдать свои 100 процентов. К концу года «муравей» стал показывать мощь – опять же, поздновато для борьбы за титул, хоть это было и ожидаемо. Зато шестикратный чемпион доказал: даже с одной полностью рабочей рукой он станет серьезной угрозой в следующем году.
В отсутствие доминатора роль Маркеса-лайт взял на себя как раз Куартараро. Он способен и уезжать с поула без шансов для соперников, и выжимать максимум из байка, на котором всех остальных напарников уничтожают «Дукати». Фабио явно сделал выводы из прошлого года: если раньше он часто переступал грань возможного и падал, то этот сезон докатывал в режиме максимального набора очков, довольствуясь второй позицией, если первая предполагала излишний риск.
«Я чувствую себя чуть ли не лучше, чем после победы, потому что мы приблизились к чемпионству, – заявил Фабио после второго места на Гран-при США. – Я поставил цель оказаться на подиуме и выполнил ее. Я в режиме борьбы за чемпионат».
Даже завоевание титула получилось символичным: Баньяя не выдержал напряжения борьбы с Маркесом, а Куартараро спокойно доехал до финиша, упустив подиум на последнем круге. После падения главного конкурента его устраивал любой результат.
Несмотря на три сезона в MotoGP, у Фабио еще все впереди: он третий в списке самых молодых чемпионов за последние 30 лет и младше, чем Росси в момент завоевания первого титула. Герой года и сам понимает – это лишь начало:
«Когда меня называют французским чудом, это в каком-то смысле правда. Нужно быть реалистом: у меня огромный потенциал, но нужно твердо стоять на земле и упорно работать».
Фото: REUTERS/Jennifer Lorenzini; Gettyimages.ru/Mirco Lazzari gp/Getty Images; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com
Ничего что Маркез после победы в последней гонке показывал на правую руку, и победил на правостороннем треке?
Следующий сезон возможно будет в борьбе. Но через сезон он начнёт штопать чемпионаты один за одним.
Он перебьёт все существующие рекорды.
Мир и Фабио за эти два года вновь показали/напомнили о «верном» способе быть наверху по итогам сезона: любое место на этапе идеально, даже если это место не на подиуме. Правда здесь нужно помнить о том, что при жестких зарубах 2-х более гонщиков этот способ не всегда работает)