«Мерседес» сорвал уникальный прорыв Хэмилтона без пит-стопов. Льюис негодовал по радио – и зря: иначе не дотянул бы до топ-5
Подиум все-таки был вне досягаемости.
Льюис Хэмилтон стартовал на Гран-при Турции 11-м после победы в квалификации и штрафа за перерасход компонентов двигателя, но за 49 кругов прорвался в группу лидеров и едва не финишировал на подиуме с уникальной стратегией без пит-стопов. «Мерседес» добрые 15 минут настоятельно предлагал семикратному чемпиону заехать за новым комплектом промежуточных шин – поскольку покрышки №44 сильно износились, а темп упал даже хуже «Альфа Таури» (Гасли вез практически по 2 секунды с круга). Льюис постоянно отказывался из-за подсыхания трассы и надежды перейти на слики, но расчет на изменения условий не оправдался: асфальт оставался скользким. В итоге Хэмилтон все-таки сдался под напором команды и отправился на пит-стоп за 8 кругов до финиша.
По возвращении на трек лидер «Мерседеса» узнал о падении на пятое место – и вознегодовал по радио: стратегам крепко досталось.
«Да на какой я позиции, дружище?! Пятой? Не нужно было заезжать! У меня тут огромное зернение [покрышек]. Говорил же!»
Льюис так и приехал к клетчатому флагу пятым – в четырех секундах от Шарля Леклера на «Феррари» и в восьми – от Серхио Переса на «Ред Булл». А после финиша бросился проверять состояние покрышек, на которых проехал 50 кругов.
Вот одна из его покрышек крупным планом – кое-где действительно просматривается основание (корд).
Еще сильнее настроение Льюиса подогрели новости из середины пелотона – оказалось, редчайшую тактику без пит-стопов впервые за 24 года в «Ф-1» все же исполнил Эстебан Окон. Хоть и шину он стер буквально до дыр.
Тем не менее, пример парня из «Альпин» (набравшего очки) настолько вдохновил Хэмилтона, что семикратный чемпион вышел к журналистам с однозначным мнением «я бы тоже так смог».
«Шины настолько «облысели», что было непонятно, долго ли они протянут. Так что, безусловно, появились опасения, но ближе к финишу я не сильно суетился, – рассказал Льюис. – Но мой темп стал не таким уж плохим.
Я не знаю, хватило бы шин до финиша, но слышал, что Окон смог доехать. Так что, может, и у меня вышло бы. Я лучше попробовал бы доехать до конца – или сменил бы резину раньше. Мне кажется, я мог бы удержаться на подиуме. Впрочем, и пятое место нельзя считать поражением.
Я терял время по отношению к ребятам позади, и, оглядываясь назад, следовало либо оставаться на трассе, либо заезжать в боксы гораздо раньше. Когда проводишь пит-стоп за восемь кругов до финиша, у тебя нет времени пройти через стадию гранулирования на подсыхающей трассе. Так что я вошел в фазу скольжения и чуть не потерял еще позиции».
Из всей плеяды экспертов Хэмилтона поддержал только бывший технический директор «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсон, а остальные составили армию сомневающихся. Судя по их мнениям, расчетам темпов и рекомендациям производителя шин «Пирелли», Хэмилтон слегка с перебором уверен в себе: до подиума он бы точно не дотянул.
«Решение остановиться, пожалуй, правильное, однако исполнено оно было просто ужасно, потому что у Хэмилтона вообще не было темпа после пит-стопа, – согласился, к примеру, бывший пилот «Рено» и технический эксперт «Ф-1» Джолион Палмер. – Наверное, это его вина. Пилоты берегли покрышки, а Хэмилтон провел очень быстрый круг выезда и оказался позади Переса и Леклера. В этот момент началось гранулирование, и, похоже, резина повредилась. На этом все было кончено».
«Когда стало очевидно, что асфальт не высохнет до состояния сликов, наши расчеты показывали: если он останется на трассе, то точно проиграет Пересу и Леклеру. Мы решили поставить ему свежий комплект промежуточных шин, чтобы минимизировать потери» – объяснил главный гоночный инженер «Мерседеса» Энди Шовлин.
Прогноз от босса семикратных чемпионов Тото Вольффа оказался еще катастрофичнее: «Если бы он остался на старых шинах, то проиграл бы Гасли».
А анонимный стратег «Мерседеса» в откровении немецкому Auto Motor und Sport оказался еще пессимистичнее – он спрогнозировал уступку позиций не только Гасли, но и Норрису. То есть Льюис мог свалиться на седьмое место!
Причем вариант набора очков – еще благоприятный: босс подразделения «Пирелли» в «Ф-1» Марио Изола всерьез засомневался даже в способности «Мерседеса» дотянуть до финиша без проколов на том комплекте.
«После изучения шин я бы сказал, что Хэмилтон не смог бы доехать – или, по крайней мере, прямо на пределе, – обозначил менеджер шинников. – Я предложил нашим инженерам закрепленным за командами, предупредить всех: шины не рассчитаны на такие отрезки, это рискованно. При таком износе перед финишем они ехали по сути на основании покрышек. Практически все шины дошли до корда, и на большинстве машин, остановившихся на 47-м круге, резина полностью закончилась».
Да и сам Окон не обрадовался доведению стратегии до конца!
«Думаю, еще один поворот – и я бы потерял место в топ-10. А если бы проехал еще один круг, шины бы просто лопнули. Мы действовали на пределе».
И это Эстебан гонялся против не самых быстрых «Альфа Ромео». А что случилось бы с покрышками при схватке за подиум с машинами вроде «Ред Булл» и «Феррари»? Вряд ли они бы такое осилили. К тому же, многие оптимисты (включая Хэмилтона) упустили важный факт: француз на самом деле проехал 57 кругов вместо 58, поскольку слишком сильно отстал от Боттаса. То есть его комплект преодолел сокращенную дистанцию, а Хэмилтону пришлось бы проехать на один круг больше – вероятно, тот самый, на котором (по мнению самого Окона) его шины просто бы не выдержали.
Но даже если перейти в поле голых цифр и фактов, нельзя не отметить кошмарное падение темпа Эстебана: Ланс Стролл на менее резвом «Астон Мартин» обогнал француза за 5 кругов до финиша и к клетчатому флагу оторвался на 17 секунд – то есть №31 терял относительно канадца в среднем по 3,4 секунды на круге. На финишном отрезке Окон потерял даже 4,3 секунды относительно Антонио Джовинацци на «Альфа Ромео» – итальянцу просто не хватило дистанции для попадания в топ-10.
Технический эксперт Марк Хьюз для The Race экстраполировал снижение темпа «Альпин» на Хэмилтона – по его расчетам, Льюис выиграл бы 2,5 секунды относительно итогового результата с пит-стопом (естественно, если предположить, что семикратный чемпион избежал бы прокола), но все равно финишировал бы ниже Леклера и Переса.
С другой стороны, Шарлю и Чеко пришлось бы атаковать «Мерседес» на трассе – а в современной «Ф-1» обгоны всегда крайне сложны (особенно когда обороняются мастера вроде Хэмилтона). Конечно, чисто теоретически у Льюиса были шансы отбиться – но с учетом всех цифр и личностей соперников вряд ли предположения воплотились бы в реальность. Все-таки и Перес, и Леклер прославились как смелые, лихие и достаточно рисковые парни, а в борьбе резина на «Мерседесе» умирала бы еще быстрее, чем при обычном пилотаже в чистом воздухе. Сохранить подиум точно бы не вышло – хотя бы один из них точно в конце концов объехал бы Хэмилтона.
Проговорив такой сценарий даже при самых консервативных и оптимистичных оценках, снова вернемся к возможности прокола – шины уже взрывались на последних кругах Гран-при Великобритании в 2017-м и 2020-м. Тогда, кстати, пострадал сам Льюис – только удача помогла ему дотянуть до финиша победителем. Сейчас же нужного задела у семикратного чемпиона не было – потеря 30-40 секунд на страдания до финиша по быстрому треку теоретически выбило бы №44 и из топ-8. Следовательно, «Мерседес» правильно настоял на пит-стопе – ведь весь чемпионат сейчас складывается по стратегии минимизации потерь и возможных рисков (причем не только у Хэмилтона). Хотя, конечно, Льюису и правда следовало остановиться намного раньше – но ведь он сам принял решение продолжать!
Однако недовольства семикратного чемпиона не вызовет соответствующей реакции от «Мерседеса» – Тото Вольфф гарантировал спортсмену полную поддержку.
«У нас нет никаких проблем с жесткими переговорами по радио, – изложил босс немецкой команды. – Разумеется, мы не будем так общаться с Льюисом, потому что он пилотирует машину на скорости 320 км/ч. Но все в порядке, абсолютно. Мы полностью его поддерживаем и вместе работаем на протяжении восьми лет. У нас толстая кожа – мы осознаем разочарование гонщика по поводу ситуации. Потом он все поймет. Думаю мы должны поработать с другой стороны – над коммуникацией и доверием по отношению друг к другу, а также лучше описывать наши цели».
В итоге с решением заехать в боксы согласился даже Хэмилтон – и даже объяснился за бурное недовольство.
«Неправильно говорить, что я в ярости от своей команды, – написал он наутро после гонки в соцсетях. – Мы упорно работаем над поиском наилучшей стратегии, однако приходится принимать быстрые решения с учетом постоянно меняющихся факторов. Я хотел рискнуть и доехать до финиша, решение остаться было моим – оно не сработало. В итоге мы заехали в боксы – выбрали наиболее безопасный вариант. Мы побеждаем и проигрываем как команда. Не ожидайте, что я всегда буду вежливым по радио, когда гоняюсь. Мы все горим гонками, и в пылу момента страсть может прорываться».
«Мерседес» и Хэмилтон объективно увезли из Турции практически максимум возможного – хотя, конечно, если бы Льюис въехал на подиум с героической тактикой без пит-стопов, гонка точно бы вошла в историю.
Хэмилтон заявился в юбке на Гран-при в исламской стране. Чтобы сделать мир чуточку терпимее
Фото: REUTERS/Umit Bektas, Murad Sezer
Инженеры ему "математическую раскладку", а он им: "Вы всё врёте !"
Поставили на то, что можно будет поставить слики, как и Леклер, но не фартануло. Бывает, чо
Боно, упрашивавший его за 9 кругов до питстопа "Льюис, надо заезжать": ну да, ну да, пошел я...